В последнее время специалисты сообщают сенсационные новости. В воздушно-космической разведке происходит грандиозный прорыв. Полным ходом идёт разработка новейших средств технического шпионажа. Конечно, большинство из них находятся под грифом «Совершенно секретно». Но кое-что о новинках в открытом доступе всё же есть.
О них обозреватель «АН» беседует с ветераном советских и российских спецслужб полковником в отставке Брониславом Михайловичем КАРПОВЫМ.
Копируют птиц
Больше тридцати лет полковник Карпов отдал воздушно-космической разведке. И хотя сейчас он на пенсии, всё равно внимательно следит за новостями из этой сферы. О небесном шпионаже Бронислав Михайлович может говорить часами. Вот и сейчас сел на любимого конька и начал рассказывать о спутниках-разведчиках.
По словам полковника Карпова, они могут разглядывать Землю с разрешающей способностью, позволяющей регулировать уличное движение. «Американские ястребы» ещё в разгар холодной войны, отстаивая тезис о необходимости господства в космосе, похвалялись, что новейшие спутники-шпионы США позволяли определить число и величину звёзд на погонах офицеров. Мол, они читают номера на генеральских лимузинах.
– Впрочем, это пустое бахвальство! – говорит Бронислав Михайлович. – Сверху видно отнюдь не всё. Это убедительно доказали последние провалы американской воздушной разведки в Сирии. Вместо позиций боевиков они зачастую бьют по домам мирных жителей.
Прогресс современной видеотехники ныне используется в космической разведке для контроля за оперативной обстановкой. Но, как видим по последним событиям, и это не помогает при хорошей маскировке. Военные спутники-шпионы, которые производят съёмку секретных объектов с большим разрешением, находятся на высоте 130–150 км и не способны зависать над объектом.
Многодневная миссия шаттла-разведчика
– Миниатюрными беспилотниками-шпионами американцы не ограничиваются, – включил компьютер полковник Карпов. – Вот одна из последних новостей из мира космического шпионажа.
Совсем недавно многоразовый шаттл-разведчик X-37B Orbital Test Vehicle ВВС США длиной 8,8 м приземлился на полосу Космического центра им. Джона Кеннеди во Флориде после миссии, которая длилась 718 дней.
Пентагон держит в секрете цель миссии X-37B, однако называют его самым современным и технологичным беспилотным космическим кораблём многоразового использования. Некоторые западные специалисты предполагают, что наX-37B испытывали электромагнитные двигатели EMDrive, которые стали сенсацией после публикации отчёта NASA осенью прошлого года.
Из-за секретности проекта многие эксперты говорят, что Пентагонразрабатывает этот космолёт для уничтожения спутников или шпионажа за объектами в космосе.
Справка «АН»
Западные военные специалисты особо выделяют спутники видовой разведки: радиолокационной «Лакросс» и оптико-электронной КН-11, КН-12. Они ведут разведку объектов 4 раза в сутки. При этом, к примеру, дважды пролетают непосредственно над территорией Крыма. Максимальная разрешающая способность бортовой аппаратуры такого ИСЗ, по материалам зарубежных СМИ, 0,3–0,9 м, масса – около 15 тонн. Спутник-шпион оснащён бортовой РЛС сантиметрового диапазона с панелями солнечных батарей и крупногабаритной параболической антенной.
Но даже у американцев наблюдение за определённым районом местности из космоса далеко не круглосуточное. Хотя денег на это тратят в двадцать раз больше, чем мы. В какой американский цент им всё это выливается, можно судить по опыту Афганистана. Чтобы получить снимки лагерей афганских талибов, американцам пришлось запустить несколько спутников разведки типа «Лакросс», стоимость которых достигает 1,25 млрд долларов. Причём продолжительность жизни спутников-шпионов, летающих на низких высотах, колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому в последнее время они ищут более дешёвые способы разведки с небес.
Новым направлением деятельности Пентагона является разработка беспилотников, копирующих птиц. Миниатюрные самолётики с машущим крылом на расстоянии очень похожи на живых птичек. Эта маскировка чрезвычайно полезна, особенно в густонаселённых районах и для слежки с малых высот.
Благодаря новой программе создаются беспилотники, которые не просто копируют внешний вид птиц, но и имитируют механику полёта пернатых, а также их природную способность ориентироваться в пространстве. Роботы-птицы лучше переносят сильный ветер, а главное – могут зависать на месте и активно маневрировать в ограниченном пространстве.
Американское оборонное научное агентство DARPA объявило конкурс на создание беспилотных летательных аппаратов, способных оставаться в воздухе до трёх часов и имитирующих птиц. В ответ компания AeroVironmentпредставила своего робота-«колибри» Hummingbird, который демонстрирует преимущества машущего крыла. Используя для движения только свои крылья (пропеллера нет), «колибри» может летать вперёд и назад, парить в воздухе (несмотря на порывы ветра) и пролетать сквозь дверные проёмы и окна. Небольшой робот весит 19 граммов и в режиме реального времени передаёт видео на пульт управления.
Круче АВАКСа
– Вот вы всё про новинки американцев рассказываете, – прервал Бронислава Михайловича обозреватель «АН». – А как дела в области воздушно-космической разведки?
– Вы что, решили в Лефортово меня упечь? – усмехнулся старый разведчик. – Ответственность за разглашение военной тайны никто не отменял. Но вот что недавно сообщил населекторном совещании ввоенном ведомстве министр обороныРФ генерал армии Сергей Шойгу.
«Создаваемый вРоссии многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения», – сообщил на совещании министр обороны.
Разработка комплекса, пословам Шойгу, обусловлена появлением менее уязвимых для средств ПВО целей. Иэто действительно так, поскольку технические идеи были заложены внаши нынешние самолёты дальнего радиолокационного обнаружения иуправления (ДРЛОиУ) более 40 лет назад, иони уже невполне отвечают вызовам современности.
Унового самолёта – новые возможности. Все технические параметры резко возросли. Например, дальность радиосвязи. Поканалу КВ-диапазона она составляет 2 тыс. км, вУКВ-диапазоне – 400 км. При большем удалении используются каналы спутниковой связи.
Бортовой комплекс «Шмель-2» потактико-техническим характеристикам превосходит американский AN/APY-2, который начали устанавливать насамолёты АВАКС. По словам специалистов, новый российский самолёт А-100 будет иметь РЛС самого современного типа. С гораздо лучшими возможностями по разведке и обнаружению целей, чем у АВАКСа. Ведь российская военная радиотехника занимает ведущие позиции вмире. Очём, например, свидетельствуют новейшие комплексы РЭБ, которые приводят натовских стратегов в уныние. А также разведаппаратура нового типа, которой оснащаются наши самолёты-разведчики.
– Новый самолёт А-100 в апреле этого года взлетел в первый раз. Он ещё только проходит испытания, – продолжал сомневаться журналист. – А как сейчас мы можем обнаруживать в Сирии важные цели?
– С этим успешно справляются наши разведывательные самолёты Ту-214Р, – коротко ответил полковник.
По его словам, этот воздушный разведчик способен создавать точные и подробные карты размещения сил противника, даже несмотря на то что они соответствующим образом скрыты или замаскированы. Антенны и сенсоры способны перехватывать данные с радаров, радио- и телефонных систем, обеспечивая возможность создания точной картины ситуации и определяя местонахождение главных центров связи противника. Для сбора этой информации нет необходимости приближаться к наблюдаемому объекту. В этом и заключается одно из преимуществ летающего разведчика. Главной характеристикой самолёта является его способность сканировать то, что недоступно человеческому глазу.
Словарик «АН»
АВАКС (американский авиационный комплекс радиообнаружения и наведения) – электронный разведцентр, установленный на самолёте или другом летательном средстве, осуществляющий обнаружение объектов для возможности наведения на них самолётов, ракет, а также осуществляющий координацию действий сил союзников и смежные задачи.