Аргументы Недели → Шпионаж № 14(556) от 13.04.17 13+

Рассекреченные нелегалы

, 08:53 ,

Нелегалы – это золотой фонд разведки. Их настоящие имена и фамилии чаще всего навсегда остаются под грифом «Совершенно секретно». И лишь после провала, громкого скандала в прессе и обмена их рассекречивают. Иногда это делают по особому решению руководства к юбилейным датам, когда ветеран давно на пенсии.

О жизни и проблемах рассекреченных нелегалов обозреватель «АН» попросил рассказать бывшего сотрудника российских спецслужб полковника в отставке Альберта Семёновича НОВИКОВА.

После возвращения

После русской бани строгая жена полковника Новикова Надежда Петровна позволяет нам выпить по кружечке пива. Альберт Семёнович тут же извлекает из дачного погреба баночку маринованных грибов, рыбку собственного копчения, трёхлитровый сосуд с солёными огурцами. Потом из кабинета на втором этаже приносит ноутбук, кучу газетных вырезок на иностранных языках, несколько книжек на русском.

– Что самое запоминающееся после возращения на родную землю? – переспрашивает он обозревателя «АН» и отвечает: – Первая встреча с друзьями, родственниками и сослуживцами. У меня она была радостной и хмельной. Думаю, у других тоже.

В подтверждение своих слов Новиков зачитал отрывок из воспоминаний знаменитого разведчика Героя России Алексея Михайловича Козлова. Вот как он описывает встречу с товарищами после освобождения из тюремных застенков: «Доставили меня к какому-то ангару. Смотрю, внутри маячат две фигуры – Виктор Михайлович Нагаев, ныне генерал-майор в отставке, и Борис Алексеевич Соловов, начальник отдела безопасности, бывший. Ну расцеловались, конечно. Посадили меня в машину и поехали в Берлин. Километров 30 проехали в гробовом молчании. Подъехали к городу Айзенах. Молчим. Я говорю: «Виктор Михайлович, я же вернулся на родину». Он соглашается: «Да, ну и что?» Я ему: «Как – ну и что? А отметить-то это дело надо». Он как шлёпнет себя по лысине: «А я не могу понять, чего же не хватает и почему мы молчим». И водителю: «Ну-ка давай в первую попавшуюся харчевню – по сто грамм, по кружке пива». Как только шарахнули, так после этого до Берлина уже не молчали. В Берлине мне товарищи стол хороший приготовили: икорочка, сёмга. Но я всю отварную картошку смолотил и всю селёдку. Мне потом представитель наш Василий Тимофеевич Шумилов, ныне покойный, сказал: «Ты, Лёшка, сожрал у нас весь представительский запас селёдки…»

– После первой встречи идёт, вторая, третья… десятая… – вспоминает Альберт Семёнович. – Не всякая печень выдержит этот алкогольный марафон. Мне не дала сойти с катушек моя дражайшая Надежда Петровна. Но знаю ребят, вернувшихся из-за бугра, которые не выдержали схватки с «зелёным змием».

Алкогольные проблемы, по словам полковника, возникают не только после эйфории от возвращения на родину. Ведь теперь можно расслабиться, не держать себя в ежовых рукавицах, не чувствовать под прицелом вражеской контрразведки. Потом наваливаются житейские трудности. Адаптация к уже забытой жизни тоже не у всех проходит гладко. Особенно остро не хватает привычного адреналина, вызванного чувством постоянной опасности. И снова рука невольно тянется к рюмке…

– Резко поменять жизнь, порой на 180 градусов, не каждому по плечу, – говорит старый разведчик. – И хотя родня, товарищи и сослуживцы, конечно, стараются помочь справиться с новыми невзгодами, но решать свои проблемы человек должен прежде всего сам.

Из миллионеров в пенсионеры

По словам полковника Новикова, зарубежные контрразведчики высоко оценивали наших нелегалов. В доказательство своего утверждения он привёл несколько цитат из зарубежной прессы: «Россия по-прежнему готова финансировать и направлять за границу нелегалов для работы против западных стран. Не в последнюю очередь – по той причине, что раскрыть нелегалов крайне затруднительно. Сэр Джерри Уорнер, в прошлом работавший заместителем главы британской разведки МИ-6, говорит, что Россия действует особенно активно в размещении нелегалов в Грузии и на Украине. Немало их и на Западе. Дэвид Оманд, бывший главой управления правительственной связи и координатором по вопросам безопасности и разведки в британском правительстве, заявил: несмотря на то что численность российских агентов сопоставима с уровнем холодной войны, их задачи сегодня – совершенно иные. «Они теперь концентрируются на экономических целях». Стивен Ландер согласен с этой точкой зрения. «Они работают с тем, что относится к стратегическому положению России, в особенности к её растущему влиянию в энергетике, – говорит экс-шеф МИ‑5. – Так что всё, что даёт им преимущество в этих областях, имеет достаточную ценность, чтобы быть похищенным при помощи шпионажа».

– Наши нелегалы приносят ощутимую прибыль России, – соглашается с разведчиком журналист. – А как платит им за смертельно опасную работу родное ведомство?

В ответ на этот вопрос Альберт Семёнович усмехнулся и рассказал такой анекдот: «Молодого нелегала отправляют в Женеву. Генерал объясняет ему задание: по легенде вы молодой бизнесмен, играете в казино, сорите деньгами, волочитесь за женщинами. Разведчик в восторге. Генерал звонит в бухгалтерию: «Алло, у нас тут командировка намечается. Что?.. Конец года?.. Нет денег?.. Ясно». Генерал кладёт трубку и поворачивается к лейтенанту: «Значит, так. Всё нормально, задание остаётся прежним, но легенда меняется. Вы будете изображать слепого нищего».

Впрочем, смех смехом, но за рубежом наши нелегалы никогда не бедствовали. Как правило, все они, по легенде, были довольно богатыми людьми. Иначе задания не выполнить. Мне вспомнились встречи с нашими выдающимися нелегалами-разведчиками, которые изредка организовывало пресс-бюро Службы внешней разведки, и рассказы ветеранов о своих друзьях, долгие годы работавших за рубежом без дипломатического прикрытия. Чаще всего такие агенты выдавали себя за коммерсантов. Нередко они были миллионерами.

Например, богатыми торговцами персидскими коврами для всех считались наши знаменитые нелегалы супруги Вартанян. Гоар Левоновна Вартанян – яркий бриллиант советской нелегальной разведки. Не зря же в годы войны она была удостоена ордена Красного Знамени. Среди женщин-нелегалов такой награды нет больше ни у кого. Её муж Геворк Андреевич Вартанян за почти пятьдесят лет работы в нелегальной разведке в Иране и странах Западной Европы был удостоен звания Героя Советского Союза. Жаль, что о последнем периоде их работы до сих пор нельзя рассказывать. Документы под грифом «Совершенно секретно» расшифруют не раньше чем через сто лет.

А вот о Галине Ивановне и Михаиле Владимировиче Фёдоровых написаны книги. Их агентурные псевдонимы – Жанна и Сэп. Не так давно Фёдоровы скончались в подмосковном Доме ветеранов разведки. Почти всю жизнь разведчики-нелегалы провели в Европе. Для окружающих были преуспевающими бизнесменами, даже миллионерами. Несколько десятилетий Михаил Владимирович и Галина Ивановна снабжали Центр очень важной информацией о деятельности НАТО. На Западе у них были свой городской дом с прислугой, фешенебельная вилла «на природе». В гараже стояли «мерседесы» и «линкольны». На счёте в банке имелась такая сумма, что они могли до конца жизни ни в чём себе не отказывать. Кстати, когда возвращались на родину, связной забрал у них снятые со счёта доллары и еле донёс их до машины в двух чемоданах!

После возвращения на родину они до самой смерти проживали в скромной двухкомнатной квартирке и довольствовались не менее скромной, хотя и достойной пенсией.

– Так стоило ли менять миллионы долларов на чужбине на пенсионные рубли дома? – невольно вырвался вопрос у журналиста.

В ответ старый разведчик лишь пожал плечами: каждый делает свой выбор сам в силу своего воспитания. Фёдоровы отвечали на этот вопрос так: здесь наша земля, здесь могилы наших родителей, здесь наш дом, где мы родились, учились и выросли, здесь наши соотечественники. Кроме того, мы оба русские, и Русь – наше Отечество, а это главное в жизни каждого человека, не страдающего комплексом космополитизма. Родина всегда одна! Тургенев был прав: «Без каждого из нас Родина может прожить, но любой из нас без Родины прожить не может».

Из жизни «великолепной десятки» 

Полковник Новиков раскрыл свой ноутбук и показал обозревателю «АН» свежие файлы из электронного досье.

– Помните самый громкий шпионский скандал последнего десятилетия? – спросил он обозревателя «АН».

– Это когда в конце июня 2010 года десяти гражданам, проживающим в США, были предъявлены обвинения в шпионаже в пользу России? – предположил журналист. – Вскоре в Вене их обменяли на предателей, которые отбывали тюремный срок за шпионаж в российских тюрьмах. Нашу «великолепную десятку», как окрестили их на Западе, выдал полковник Потеев.

Почти семь лет назад с ними встретился тогдашний премьер-министр Владимир Путин. Вместе они спели любимую песню разведчиков «С чего начинается Родина». Тогда Владимир Владимирович сказал, что «уверен, что они будут работать на достойных местах, уверен, что у них будет интересная и яркая жизнь».

– Сбылось ли предсказание российского лидера? – спросил обозреватель «АН» полковника Новикова.

Альберт Семёнович стал зачитывать скупые данные из своего досье.

Мнение эксперта

Бывший шеф британской контрразведки сэр Стивен Ландер утверждает:

– Использование нелегалов – опасный тип шпионажа, в котором Советский Союз особенно преуспел во времена холодной войны. Обычно таких людей засылали на Запад ради одной из двух целей. Одна из ролей – выстроить долгосрочное прикрытие, конечной целью которого являлось бы получение позиции в государственном аппарате западной страны. Другая роль – стать основным агентом в сети шпионов, которых бы вербовали другие, например, резиденты, находящиеся в стране на легальном основании.

Хуан Лазаро (Михаил Васенков) и Вики Пелаез

Герой Советского Союза Михаил Васенков был уже немолод, (ему исполнилось 65 лет), когда спецслужбы США при задержании сломали ему руку. Под именем Хуана Лазаро был отправлен отечественными спецслужбами в Испанию ещё в 1960-е годы, после чего уехал в Чили, где начал карьеру модного фотографа. В 1970-е годы он женился на перуанской журналистке Вики Пелаез. «Когда я познакомилась с ним 30 лет назад, то сначала была восхищена его знаниями и идеями социальной справедливости, потом меня поразила его физическая сила, а в итоге он покорил меня, просто подарив розу», – вспоминала она. Летом 2010 года её тоже обвинили в шпионаже, но позже выяснилось, что Пелаез понятия не имела о том, что её муж – русский нелегал. Официально супруги сейчас в разводе. Вики Пелаез вернулась в Перу.

Она продолжает работать журналистом. А иногда пишет и для российских СМИ. Где сейчас живёт Михаил Васенков, неизвестно.

Анна Чапман

Самая знаменитая из всех нелегалов, вернувшихся на родину.

Сначала экс-разведчицу приняли на должность советника по инвестициям и инновациям президента «Фондсервисбанка». Сейчас экс-агент работает ведущей программы на Рен-ТВ «Тайны мира с Анной Чапман».

С мая 2011 она была на должности главреда журнала Venture Business News. У неё есть предложения артистической карьеры.

«Без сомнения, Анна – самая знойная шпионка, которую мы видели за последние годы. К тому же она стала любимицей СМИ. Пусть её шпионскую карьеру нельзя назвать слишком уж удачной, но мы уверены, она – прекрасная и талантливая актриса, которая могла бы сняться в одном из наших новых фильмов», – говорится в письме, подписанном главой кинокомпании Стивеном Хиршем. К Анне Чапман уже проявили интерес в Голливуде: актриса Анджелина Джоли выражала желание пригласить россиянку на премьеру шпионского триллера «Солт». Но в Америке карьера волгоградской красотки ограничена соглашением, которое она после ареста подписала с прокуратурой. В США все доходы русской разведчицы подлежат конфискации.

– По-разному складывается жизнь у рассекреченных нелегалов, – закрывает ноутбук полковник Новиков. – Но на произвол судьбы не бросили никого.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram