Эта новость произвела фурор среди спецов антитеррора: в чеченском Гудермесе Рамзан Кадыров создаёт международный учебный центр для подготовки сил специальных операций. Готовить спецназовцев будут около 200 самых лучших в мире инструкторов, включая американцев.
Обозреватель «АН» попросил рассказать о подготовке российских бойцов спецподразделений, о самых памятных операциях бывшего командира легендарной «Альфы», Героя Советского Союза, генерал-майора Геннадия ЗАЙЦЕВА.
Голливуд позавидует Гудермесу
На отдыхе Геннадия Николаевича привыкли видеть в спортивном костюме. Несмотря на свои 82 года, Зайцев подтянут, и рукопожатие у него крепкое. Про таких мужчин ещё Джек Лондон писал, что у них нет ни унции лишнего жира.
Но на эту встречу генерал пришёл в парадном мундире с полным «иконостасом» орденов и медалей и с Золотой Звездой Героя на груди. Заметив удивлённый взгляд, отшутился:
– Сегодня у меня праздник – младшему правнуку исполнилось пять лет.
В этот день Зайцев был особенно откровенен. Он охотно отвечал на любые вопросы. Когда бывший командир «Альфы» услышал, что президент Чечни Рамзан Кадыров объявил о наборе лучших иностранных, в том числе и американских, инструкторов для частного международного учебного центра сил спецназначения в Гудермесе, то сначала лишь пожал плечами. Мол, чему янки могут нас научить? Ведь в прошлом году в Иордании на чемпионате мира среди спецназовцев наши заняли первое место, американцы же оказались в конце двадцатки.
Дальнейший рассказ о грандиозных планах чеченского руководства его, похоже, тоже впечатлил. Когда в 2018 году центр будет полностью построен, то, наверное, позавидует даже Голливуд. В таких декорациях можно снимать любые боевики про Рэмбо и «агента 007» с правом на убийство. Ведь уже сейчас возводится тактический городок для тренировок спецназовцев. Они будут учиться освобождать заложников в построенных в натуральную величину зданиях школы, детского сада, кинотеатра, бизнес-центра, многоэтажного жилого дома. У этого спецполигона будут своя взлётно-посадочная полоса со списанными самолётами на ней, парашютный комплекс, огневой городок и даже дайвинг-центр для тренировки боевых пловцов.
Авторитетное мнение
Рамзан Кадыров так сказал о задачах центра в Гудермесе: «Здесь будут готовить специалистов высочайшего класса по нейтрализации террористов, где бы они ни находились: в самолёте, в поезде, машине, школе, больнице, жилом доме, в условиях города, в лесу, в горах, на воде, под водой...»
Конечно, за такую подготовку придётся заплатить немалые деньги. С иностранцев будут брать валютой. Первыми откликнулись китайцы.
Также проявили заинтересованность представители спецслужб Аргентины, Дании, Бельгии, Италии, Канады, Норвегии, Пакистана, Омана, ЮАР, Танзании, Филиппин и многие другие. С ними пока идут переговоры. Но захотят ли выделять необходимые средства из своих бюджетов российские ФСБ, СВР, Минобороны? Ведь у них есть свои центры подготовки спецназа в Балашихе, под Рязанью, под Новосибирском…
Как отбирают и учат суперменов
Генерал Зайцев рассказал, как создавалась группа «Альфа». В неё зачислялись только добровольцы. Попасть в этот спецназ могли офицеры, прослужившие в КГБ не менее двух лет. Их долго проверяли. Главное внимание обращали на то, способны ли кандидаты выдерживать самые высокие физические и психологические нагрузки. При этом, конечно, учитывались спортивные достижения, хорошая огневая, физическая и образовательная подготовка.
– Служба в спецназе – вовсе не киношные приключения, не трюкачество в стиле Джеймса Бонда, – говорит Геннадий Николаевич. – Это многочасовые тренировки до стёртых в кровь ног и закушенных от боли губ.
Экзамен по физподготовке (на спецназовском сленге «физуха») – один из главных при поступлении в Центр специального назначения ФСБ РФ. Тестирование очень жёсткое и проводится в течение одного дня. Вся проверка выполняется в динамике с минимальными перерывами между упражнениями.
По сравнению с нашей американская «физуха» – это семечки. Так, нормой для мужчин в возрасте от 30 до 39 лет считаются 24 отжимания, 35 приседаний за минуту, бег на дистанцию 300 м за 58,9 секунды и 2,4 км – за 12 минут и 53 секунды. Многим Джеймсам Бондам из ЦРУ, АНБ и ФБР придётся пересдавать физподготовку уже в следующем году. «Физуха» оказалась невезухой даже для Рэмбо из американского спецназа.
Конкурс в «Альфу» был как в самый престижный вуз. Иногда в ходе собеседования с конкретным кандидатом Зайцев отступал от формальных правил приёма в группу. В нашей беседе он вспомнил два таких конкретных случая. Первый – с Николаем Егоровым. Он не выполнил ни одного теста по физической подготовке. Но так просил, чтобы его зачислили в группу, обещав в кратчайшие сроки ликвидировать этот пробел, что ему поверили. В течение года Николай настолько упорно работал над собой, что стал одним из лучших бойцов спецназа по военно-физической подготовке.
– Главное для спецназовца – это не накачанные мускулы, а умная голова, – сказал генерал. – И характер.
Зайцев рассказал о втором случае, когда он отошёл от строгих правил приёма в «Альфу». Во время службы в КГБ Анатолию Синельщикову был объявлен выговор по партийной линии с занесением в учётную карточку. Оказалось, что он, отстаивая честь своей невесты от притязаний хулигана, крепко тому врезал. За это рукоприкладство получил строгое взыскание. Формально это ставило крест на карьере. Но в «Альфе» всем начальникам понравилась мотивировка – защита своей будущей жены. Геннадий Николаевич на приёмной комиссии сказал: «Такие люди нам нужны».
Чтобы подготовить спецназовца высокого класса, необходимо в среднем пять лет. Основа основ – боевая и специальная подготовка. Для совершенствования навыков пользования своим оружием использовались элементы акробатики. Например, упражнение «вестерн»: после 30 отжиманий сотруднику подаётся команда «Огонь». Ему необходимо за 20 секунд поразить 8 мишеней, расположенных на расстоянии от 15 до 30 м от огневого рубежа, причём на разной высоте и различных габаритов. Оценка «отлично» – поражение всех мишеней.
Были и свои упражнения на занятиях по рукопашному бою. Одно из них называлось «железная рубашка» – набивка брюшного пресса руками и ногами. Спецназовцы за годы тренировок делали себе не просто «кубики» на животе, а вырабатывали «железный» пресс и учились не обращать внимания на боль.
– Было ли у вас специальное оружие? – задал вопрос обозреватель «АН».
– Да, было, – ответил генерал. – Не раскрою военной тайны, если назову лишь несколько наиболее ярких разработок наших оружейников. Например, парожидкостной пистолетный комплекс «Фиалка», первый отечественный гранатомёт для метания слезоточивых, светозвуковых и ударно-шоковых гранат, оружие бесшумной стрельбы – самозарядный пистолет ПСС, снайперская винтовка ВСС, автоматы АС. И ещё много других новинок, о которых пока рассказывать нельзя.
Справка «АН»
Чтобы попасть в «Альфу», кандидату надо было пробежать 3 км за 10 с половиной минут, за 15 секунд 13 раз подтянуться на перекладине и 23 раза отжаться от пола. При стрельбе по грудной мишени необходимо выбить не менее 88 очков из ста возможных.
Зарубежные спецоперации
О боевых делах «Альфы» сняты фильмы, написаны книги, но много ещё находится под грифом «Совершенно секретно». Тайна из тайн – заграничные командировки сотрудников нашего спецназа. На вопрос обозревателя «АН», приходилось ли ему бывать со спецзаданиями в других странах, Геннадий Николаевич ответил с усмешкой:
– Приходилось, и не раз.
Он рассказал, что впервые пересёк границу в августе 1968 года в роли «оккупанта». Тогда он командовал спецгруппой из пяти сотрудников КГБ, которым было поручено взять под контроль здание министерства внутренних дел ЧССР. По периметру здания встали советские десантники с автоматами на изготовку.
Первым Зайцева и его людей встретил начальник комендантского отдела в чине полковника и сразу заявил: «Мы вас не звали…» Пришлось объяснять, что если бы войска Варшавского договора не вошли в Чехословакию, то вас – члена партии, начальника комендантского отдела МВД – наверняка бы вздёрнули на фонарном столбе. Так в 1956 году мятежники поступали в Венгрии с сотрудниками безопасности. А тот отвечает: «Вот когда бы повесили, тогда бы ввод войск был оправдан. А так все в Праге считают вас оккупантами».
Зато другая командировка была куда веселее. В июле 1978 года на Кубе открылся ХI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. На нём собралось более 20 тыс. делегатов из 145 стран мира. Кубинским спецслужбам стало известно, что против советских судов «Грузия», «Леонид Собинов», «Нахимов», «Александр Пушкин», «Лермонтов» и «Балтика», на которых предстояло разместиться нашей делегации, планировались теракты. Зайцеву с группой боевых пловцов была поручена охрана этих кораблей.
– Работали в тесном контакте с кубинским спецназом, – вспоминает Геннадий Николаевич. – Их уровень подготовки был очень высок. Ведь их опекал лично сам Фидель Кастро. Он часто приезжал на загородную базу спецуправления кубинского МВД, вникал во все вопросы. Представляю, как сейчас наши кубинские товарищи переживают его смерть…
Обозреватель «АН» прервал кубинские воспоминания:
– Почему подчинённые называют вас «папой»? Не потому ли, что в общей сложности вы командовали «Альфой» почти четырнадцать лет, куда больше других, а потеряли только двух боевых товарищей. Сколько на сегодняшний день погибло сотрудников «Альфы»?
– Тридцать три человека, – нахмурился генерал. – Я помню все боевые спецоперации. Например, в 2001 году, когда захвачен был полный автобус заложников. Это случилось в предместьях аэропорта в Кавказских Минводах. И после этого многие задавали вопросы: как вы оцениваете «Альфу»? Я помню ответ премьера Израиля Нетаньяху. Он сказал: «Считаю, что «Альфа» – лучший спецназ в мире». А он сам – спецназовец, знает толк в нашем деле.