Аргументы Недели → Шпионаж № 21(512) от 02.06.16

Секретные пытки

Как спецслужбы скрывают применение допросов с пристрастием

, 09:11 ,

Пытки официально запрещены Конвенцией ООН, конституциями и другими законами почти во всех странах мира. В 127 из них за истязания на допросах существует уголовное наказание. Например, в Канаде за пытки виновный может сесть в тюрьму на 14 лет, во Франции – на 15, в США – на 20, а в Великобритании даже получить пожизненный срок. Несмотря на это, допросы с пристрастием широко практикуются.

О преступных методах работы зарубежных спецслужб обозревателю «АН» рассказал ветеран советской и российской разведки, подполковник в отставке Эрнест Валерьевич НОВИКОВ.

Новые разоблачения Сноудена

В мае этого года вновь напомнил о себе знаменитый перебежчик Эдвард Сноуден. Так, сайт Intercept опубликовал ещё одну порцию документов, которые в своё время раздобыл бывший агент ЦРУ и АНБ. Из них становится известно, как в начале «войны с террором», объявленной президентом Бушем, ЦРУ и американские военные обратились к Агентству национальной безопасности США (АНБ) за помощью в проведении секретных допросов.

– Как и зачем технарей из АНБ привлекали к пыткам? – первым делом спросил у подполковника Новикова обозреватель «АН».

В ответ Эрнест Валерьевич процитировал материал из американской газеты:

«С помощью статей в служебном новостном бюллетене агентство соблазняло сотрудников командировками в Багдад, на Кубу и в другие подобные места для содействия допросам лиц, подозреваемых в терроризме. Там они должны были содействовать жестоким допросам арестованных, делясь разведданными или самостоятельно пытаясь выбить из узников информацию. Затем они должны были докладывать в АНБ обо всех подробностях, полезных для операций агентства».

– Я внимательно изучил секретные файлы АНБ, которые лишь недавно опубликовал Эдвард Сноуден, – сказал Новиков. – В них прямо говорится о трёхмесячных командировках на Кубу, куда были доставлены из Боснии в Гуантанамо шестеро мужчин в рамках тайной экстрадиции. Из них любой ценой надо было выбить нужные АНБ сведения.

– Я слабо представляю себе компьютерщика в роли заплечных дел мастера, – усомнился в разоблачениях Сноудена журналист.

– Садистские склонности не зависят от профессии, – ответил Новиков. – На мой взгляд, целью этой операции было вовлечь как можно больше сотрудников американских спецслужб в допросы с пристрастием. Повязать кровью при секретных пытках.

Тайна скандального доклада

Обозреватель «АН» всё же продолжал сомневаться. Казалось, государственные спецслужбы – это не мафия, связанная обетом молчания. И тогда старый разведчик рассказал о другом майском скандале.

Недавно стало известно, что в аппарате генерального инспектора ЦРУ «по ошибке» удалили единственный собственный экземпляр скандального доклада о пытках. Так были уничтожены не только бумажная и электронная версии документа, но и жёсткий диск, на котором хранилась информация.

Это вызвало серьёзное возмущение в обществе. «Удивительно, что такое могло произойти, особенно в канцелярии генерального инспектора, ведь именно он отвечает за подотчётность агентства», – заявил профессор права Нью-Йоркского городского университета Дуглас Кокс.

Как отмечает телеканал FoxNews, в документе говорится, в частности, об использовании ЦРУ «усиленных методов допроса», включая лишение сна, пытки водой и не только. Полная версия доклада, содержащего 6700 страниц, никогда не была опубликована.

Но примерно за полгода до таинственной «утраты» документов была обнародована сокращённая версия отчёта из 528 страниц. В ней говорилось о том, что незаконным пыткам на секретных объектах ЦРУ подверглись 119 человек, а ущерб от «неэффективности» этих методов составил порядка 300 млн долларов.

Масштабы программы говорят сами за себя. Всего, по различным данным, в её реализацию были вовлечены 54 страны. Такие пыточные ЦРУ есть в Египте, Марокко, Турции, Катаре, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане, Пакистане, Ираке и даже в Таиланде.

Были обнародованы данные о секретном изоляторе «Старе-Кейкуты» в Польше, «фиолетовой тюрьме» в Литве, а также изоляторе ЦРУ в окрестностях Бухареста в Румынии.

Специальные операции в рамках данной программы проходили на территориях Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии, Ирландии, Чехии, Дании, Боснии и Герцеговины, Македонии и Кипра. А самой известной из тюрем, где применяют секретные пытки, считается Гуантанамо, расположенная на арендуемой США военно-морской базе на территории Кубы.

По словам подполковника Новикова, в них использовали так называемую расширенную технику ведения допроса, которая вполне официально разрешала применение ряда пыток, в том числе лишение сна, круглосуточное пребывание в ярко освещённых помещениях, имитацию утопления.Например, по информации AssociatedРress, террориста Абд аль-Рахима аль-Нашири запугивали, включая у его головы дрель, при этом прикованный к стене аль-Нашири не мог видеть, что у неё отсутствует сверло. Несколько раз офицер ЦРУ приставлял к голове узника незаряженный пистолет и нажимал на курок.

«Одного из подозреваемых, – говорится в материале американского агентства, – зимой в полуголом виде приковали к бетонному полу, в результате чего он умер от переохлаждения. У людей, прошедших через подобное обращение, «позже начинались галлюцинации, паранойя, бессонница, попытки нанесения себе увечий».

При секретных пытках государственные деньги нередко шли в частные карманы. Например, два психолога на госслужбе, помогавшие ЦРУ разработать программу «усиленных допросов», основали компанию, которая получила от правительства 81 млн долларов за содействие в её осуществлении. Нанятые ею специалисты получали 1800 долларов в день – в четыре раза больше, чем обычные следователи.

Справка «АН»

Главным международным актом в области борьбы с пытками стала Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1984 года. Статья 1 Конвенции определяет понятие «пытка» следующим образом: «Любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома, или молчаливого согласия».

Что скрывает СБУ?

– Со своих заокеанских хозяев берёт пример и украинское гестапо, – говорит Эрнест Валерьевич. – Служба безопасности Украины (СБУ) тоже пытается скрыть применение пыток при допросах.

Новиков рассказал, что совсем недавно разгорелся скандал из-за отказа СБУ пустить в тюрьмы специалистов ООН по борьбе с пытками. Члены делегации досрочно прервали визит, обвинив Украину в нарушении международных обязательств. Инциденты произошли в Мариуполе и Краматорске, где в следственных изоляторах содержатся российские граждане.

Глава международной делегации британец Малкольм Эванс назвал такой отказ нарушением обязательств Украины как государства – участника Факультативного протокола к Конвенции против пыток. К нему Киев присоединился в 2006 году. Представители государств – участников протокола посещают делегации подкомитета ООН по предупреждению пыток. Они имеют право без предупреждения проверять любые места.

Эванс подчеркнул, что киевские силовики – представители СБУ – отказывались пускать делегацию ООН именно в те места, где, «согласно услышанным многочисленным и серьёзным утверждениям, содержатся люди», которые могут страдать от «пыток и плохого обращения».

В свою очередь, первый заместитель министра юстиции Украины Наталья Севостьянова пояснила, что в Мариуполе и Краматорске в следственных изоляторах, к которым не смогли получить доступ делегаты ООН, «содержатся российские военнопленные». Как и недавно обменянных на Савченко бывших спецназовцев Ерофеева и Александрова, их жестоко пытали.

Даже украинские СМИ неоднократно сообщали о применяемых к задержанным пытках. Особенно часто это происходит в местах дислокации националистических добровольческих батальонов, а также в спецтюрьмах СБУ. Пытки к задержанным применяются и на военных базах в зоне АТО. Например, факты бесчеловечных издевательств над заключёнными и применения пыток были ранее выявлены в ходе проверки роты «Торнадо».

Недавно российский Совет по правам человека направил главе подкомитета ООН список политзаключённых на Украине с просьбой расследовать факты незаконно возбуждённых дел и жестокого обращения с осуждёнными. А уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов заявил, что в украинских тюрьмах и СИЗО находится более сотни россиян.«Украинская сторона нарушает двустороннюю Консульскую конвенцию 1993 года и Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 года, не информирует своевременно об арестах наших граждан», – сказал он.

Он назвал ситуацию неудовлетворительной, указав на наличие свидетельств «о пытках со стороны СБУ».

– Впрочем, палачам из украинского гестапо хоть плюй в глаза, всё равно – божья роса, – комментирует эти заявления подполковник Новиков. – Вот что на днях заявил глава СБУ Василий Грицак.

Мол, он лично подписывал документ, «который позволял посещать учреждения содержания лиц, находящихся под стражей в учреждениях службы безопасности, то есть в следственном изоляторе».

«Но это не значит, что иностранные наблюдатели должны заходить в районные подразделения СБУ в зоне АТО, – сказал Грицак. – У нас не содержатся люди в районных подразделениях. Зато там работают районные сотрудники, там стоит аппаратура засекречивания, оружие, документальные материалы».

– Очередная дебильная отговорка, – сказал в конце нашего разговора Эрнест Валерьевич.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram