Аргументы Недели → Шпионаж № 13(504) от 6.04.16

Байконур – Плесецк – Восточный

Как встречает 12 апреля космическая разведка

, 09:43 ,

В этом году Россия ставит рекорды по интенсивности запусков спутников-разведчиков. Западные военные эксперты бьют тревогу: русские создают в космосе самую мощную в мире космическую шпионскую сеть.

Об орбитальных аппаратах военного назначения обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана космической разведки подполковника в отставке Игоря Тимофеевича СМИРНОВА.

Без праздничной штурмовщины

Накануне Дня космонавтики обозреватель «АН» снова встретился со своим старым знакомым Игорем Тимофеевичем Смирновым. С ним мы познакомились 5 апреля 2011 года в 4 утра на космодроме Байконур за 18 минут до старта космического корабля «Союз ТМА-21».

– Наверное, до сих пор обижаетесь на меня, что шуганул вас тогда от ракеты на безопасное расстояние? – с улыбкой вспомнил нашу первую встречу Игорь Тимофеевич.

– Конечно, ведь не дали сделать хороший снимок, – с деланой обидой в голосе произнёс обозреватель «АН». – С двух километров от места старта даже мощная фотооптика не помогает. А так хотелось заснять все детали запуска ракеты.

Подполковник Смирнов покачал головой:

– Не надо лезть на рожон. Вам же показывали памятник погибшим на Байконуре Митрофану Неделину и ещё 77 участникам неудачного испытания ракеты. По свидетельству бывшего начальника космодрома Александра Курушина, от маршала Неделина остался только тёмный след на асфальте. Потом были найдены оплавившаяся Золотая звезда Героя Советского Союза, один его погон и наручные часы. Своей гибели маршал мог бы избежать, если бы воспользовался специальным укрытием, а не сидел на стуле возле ракеты при подготовке её к запуску.

Обозреватель «АН» вынужден был согласиться с ветераном космической разведки. С той поездки на космодром Байконур на запуск именного корабля «Юрий Гагарин» прошло ровно пять лет. Меня больше всего восхитил даже не старт очередного «Союза», а как хорошо строили в советские времена! Причём не зэки (на Байконуре их никогда не было), а офицеры и солдаты Спецстроя. В пятидесятые годы прошлого столетия они вырыли, как тогда говорили, «самую большую яму в мире глубиной сорок пять метров». Её залили особо прочным бетоном. Со знаменитого гагаринского старта уже запустили более 500 космических аппаратов. А первоначально он был рассчитан лишь на 24 пуска.

Впрочем, сейчас российские военные всё больше делают ставку на космодромы, находящиеся на российской территории. Рекордсменом по запуску спутников-разведчиков является Плесецк. Вот и накануне Дня космонавтики без лишней шумихи с его стартовой площадки запущен очередной разведывательный спутник «Барс-М». Он позволит ещё лучше контролировать из космоса территорию Сирии и других стран Ближнего Востока.

На днях стало известно, что 27 апреля 2016 года впервые с нового космодрома Восточный стартует ракета «Союз» с тремя спутниками. В связи с этим у обозревателя «АН» возник вопрос:

– Почему этот запуск нельзя было произвести 12 апреля – в день полёта первого космонавта планеты Юрия Гагарина?

В ответ подполковник Смирнов усмехнулся:

– Как живучи советские привычки! Обязательно надо рапортовать к праздникам. Но любая штурмовщина никогда до добра не доводила. По плану первый запуск ракеты с космодрома Восточный должен был состояться в конце 2015 года. Но возникли технические заминки. И тогда президент Путин, побывавший на космодроме, предложил не спешить, не заниматься штурмовщиной, а подготовить всё основательно.

Секреты военных спутников 

Ветеран космической разведки прочитал обозревателю «АН» целую лекцию о своих любимых спутниках. По его словам, сейчас Россия является лидером по количеству запусков космических аппаратов. И всё же число спутников-шпионов на орбите по-прежнему меньше, чем в разгар холодной войны. И «виноват» в этом технический прогресс. Ведь раньше аппараты советского производства нужно было менять намного чаще. К тому же старые спутники-разведчики не могли передавать информацию цифровым способом. Поэтому сегодня никто не стремится запускать по 10 космических аппаратов в месяц. Теперь вполне достаточно замены старых спутников на новые, которые должны и могут работать долгие годы на орбите.

– Какие основные задачи решают наши военные космические аппараты? – спросил журналист «АН».

Подполковник на минуту задумался, потом стал перечислять:

– Главное – это, конечно, разведывательные спутники, аппараты для наблюдения поверхности. Они, в свою очередь, подразделяются на спутники оптической разведки, про которые иногда шутят, что они могут читать номера машин, и спутники радиотехнической разведки, которые «слушают» радиосигналы. Есть спутники раннего предупреждения о ракетном нападении, датчики которых работают в инфракрасном диапазоне и могут засекать факелы ракетных двигателей.

Принцип работы разведывательных аппаратов один и тот же. Разница состоит лишь в назначении. Наиболее важны те, что занимаются фотографированием Земли в высоком разрешении, которое позволяет видеть дороги, автомобили, технику. Для спутников наблюдения чрезвычайно важно наклонение орбиты: чем оно выше, тем больше территории Земли вы можете охватить. Поэтому часто такие аппараты выводят на так называемые приполярные орбиты, и Земля, вращаясь под спутником, позволяет виток за витком себя фотографировать.

– К сожалению, сверху видно далеко не всё. И вопреки легендам, спутники не контролируют всю поверхность планеты, – подчеркнул Игорь Тимофеевич.

– Но уже давно ходит миф о том, что на снимках из космоса можно сосчитать звёздочки на погонах офицеров и запросто прочитать автомобильные номера, – по журналистской привычке обозреватель «АН» решил подлить масла в костёр разговора.

– Брехня, – усмехнулся Смирнов. – За долгую службу через мои руки прошли тысячи разведснимков. Таких чудес не видел.

– Но это было в ваше время. Сейчас наука и техника стремительно развиваются, – возразил журналист. – Я недавно прочитал, что прецизионная оптика позволяет фиксировать на фотоплёнке детали земной поверхности размером до 30 сантиметров.

– Чтобы считать звёздочки на погонах и читать автомобильные номера, этого всё равно недостаточно, – упорствовал старый разведчик. – Видели снимки позиций украинских «Буков», возможно, сбивших малайзийский боинг?

– Это те снимки из космоса, которые показывали на пресс-конференции в Минобороны России? – уточнил обозреватель «АН».

– Да, – ответил подполковник. – И многое ли вы из них чего поняли?

– Мало, – нехотя признался журналист. – Но я ведь не специалист по космической разведке. А там, надеюсь, люди не зря свой хлеб жуют.

Авторитетное мнение

Недавно убедительно прозвучало заявление заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова о том, что сейчас благодаря космической разведке наша страна «надёжно защищена со всех ракетоопасных направлений». «Сегодня у нас практически нет незащищённых территорий. Сейчас мы имеем сплошное информационное поле», – доложил он.

– Конечно, мы в космосе не лыком шиты, – согласился подполковник Смирнов.

Он особо отметил испытания перспективных космических комплексов и систем. Например, таких как «Рокот», «Стрела», модернизированной ракеты-носителя «Протон-М», разгонных блоков «Бриз-М» и «Фрегат»

Но с особой гордостью говорил ветеран о наших спутниках фотосъёмки. Так, если американские космические шпионы «Кихоул-11», три из которых постоянно «висят» над территорией России, делают снимки с разрешением до 80 сантиметров, то российские спутники-разведчики почти вдвое лучше. Не зря же израильская разведка «Моссад» старалась любыми, даже незаконными, способами достать фотографии территории ближневосточных государств, сделанные из космоса россиянами, а не американцами.

Тайны земные и космические

Части и подразделения Управления космической разведки базируются не только на космодромах Байконур, Плесецк, Восточный… Например, штаб-квартира этого ведомства, расположенная на Волоколамском шоссе Москвы. В секретной переписке она обозначена как объект «К-500». А система «Дозор», обрабатывающая информацию, поступающую со спутников-разведчиков, и находящаяся в новом здании ГРУ на столичной улице Зорге, названа – объект «К-200»

Во время службы подполковника Смирнова Управление космической разведки имело шестой порядковый номер в Главном разведывательном управлении (ГРУ) Генштаба ВС РФ. Но на деле сверхзасекреченная «шестёрка» была на первых местах по своему значению и средствам, на неё выделяемым.

Сейчас многое меняется. Даже знаменитое ГРУ потеряло одну букву в аббревиатуре и стало называться короче – Главное управление (ГУ) Генштаба. Немало изменений и в космической разведке. Например, специалисты отмечают, что самое революционное достижение в технике последних лет – это возможность передачи цветного изображения в реальном масштабе времени со спутников-разведчиков. Это делается для контроля за самолётами на палубе авианосца, перемещением танков во время локальных военных конфликтов и положением тяжёлых крышек шахтных пусковых установок стратегических ракет.

Подполковник Смирнов свято хранит тайны нашей «шестёрки», но охотно рассказывает о чужих спутниках-шпионах. Сегодня у американцев их более 400. Ведь космическая система глобального наблюдения является ключевым инструментом для спецслужб США, особенно в качестве системы раннего обнаружения и как метод подтверждения других разведданных.

Однако у Америки пока не хватает спутникового покрытия, чтобы следить за всеми. Военные спутники-шпионы, которые производят съёмку секретных объектов с большим разрешением, находятся на высоте 130–150 км и не способны «зависать» над объектом надолго. Как показали недавние события в Сирии, у нашей космической разведки возможности больше. Новые спутники-разведчики позволяют российским Воздушно-космическим силам успешно решать боевые задачи.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram