Аргументы Недели → Шпионаж № 12(503) от 31.03.16

Первоапрельские приколы

Как шутят разведчики

, 08:58 ,

В День смеха пытаются острить все: президенты и резиденты. Но сотрудники спецслужб чувство юмора проявляют не только раз в году. Перед 1 апреля обозреватель «АН» оказался в компании старых разведчиков и ещё раз убедился, что не стареют душой ветераны. Шутки, дружеское подтрунивание друг над другом создавали непринуждённую атмосферу.

Тайны кейса Керри

Уже с порога хозяин дома полковник в отставке Юрий Александрович Шумилов огорошил неожиданным предложением:

– Хочешь к 1 апреля выиграть бутылку коньяка? Принимай участие в нашем конкурсе.

Обозревателю «АН» пояснили: к Дню смеха надо разгадать тайну красного чемоданчика госсекретаря США Джона Керри. По телевизору не раз показывали, как во время недавнего визита в Москву он спускается по трапу самолёта с небольшим кейсом. По этому поводу президент Путин пошутил, что ему даже стало жалко Керри, которому самому приходится нести свои вещи. Мол, в Америке вроде бы всё в порядке с экономикой, а вот не нашлось никого, кто бы мог помочь госсекретарю. Продолжая дружески подкалывать американского гостя, Владимир Владимирович высказал предположение, что в кейсе было такое, что Джон не мог никому доверить. Наверное, деньги для торга на переговорах.

Но старые разведчики не согласились со своим бывшим коллегой.

– По своему опыту знаю, в обычный атташе-кейс можно запихнуть лишь несколько миллионов долларов, – сказал Юрий Александрович. – Это далеко не три миллиарда, которые США могли бы заплатить за Украину.

– Украинский долг тут ни при чём, – возразил хозяину дома Андрей Петрович Кузьмин. – У Керри в красном чемоданчике было что-то сугубо личное. Например, ноты его музыки. Говорят, свою гитару он таскает по всему свету.

Тут завёлся другой гость – Валерий Николаевич Семёнов:

– Какие ноты?! После знаменитого падения с велосипеда Джон Керри повсюду возит с собой защитную экипировку: наколенники и налокотники. В прошлое посещение Москвы, по словам ребят из «наружки», он купил на Арбате розовую шапку-ушанку и танкистский шлем.

– Тайну своего кейса американец обещал раскрыть только президенту Путину, – вступил в разговор Ян Казимирович Барановский. – Причём заявил, что это будет для него приятным сюрпризом.

– Неужели сообщил не только места дислокации американского спецназа в Сирии и Ираке, но и выдал явки и пароли американской агентуры в Дамаске? – предположил полковник Шумилов.

Барановский с сомнением покачал головой:

– Координация действий военных и спецслужб на Ближнем Востоке – это не уровень госсекретаря. Он мог привезти в Москву гораздо более важное – компромат на наших коррупционеров. В кейсе Керри могли быть бумаги с номерами счетов российских чиновников и олигархов в офшорных банках. Не зря же так перепугались некоторые предприниматели на недавнем съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Послушайте, что пишет по этому поводу столичная пресса:

«Когда правительственные чиновники временно покинули съезд (чтобы успеть побывать в Белом доме у Дмитрия Медведева и снова вернуться к выступлению Владимира Путина), делегаты начали потихоньку расползаться из зала «по нужде». Когда г-н Шохин заметил, что узнаваемых людей в зале практически не осталось, он решился на репрессивные меры.

– Я смотрю, все бросились занимать очередь в туалет. Прошу своих сотрудников пойти и кого пинками, а кого уговорами загнать обратно, – не стесняясь журналистов, заявил глава РСПП. – В следующий раз я буду требовать, чтобы взрослые подгузники надевали. Это заодно повысит спрос на нашу фармацевтическую продукцию...

Но, поскольку делегаты не реагировали, пришлось апеллировать к президенту.

– Ему из Кремля ехать три минуты, – стращал Шохин. – Кто не успеет войти в зал, будет болтаться в предбаннике, как известно что и известно где.

Но, слава богу, все успели. (Да и как не успеть, когда к наведению порядка подключается ФСО)».

– Говорят, на закрытом заседании РСПП Путин так прикалывался, что многим олигархам было не до смеха, – закончил Ян Казимирович.

Секретное донесение в «АН»

Передаю первоапрельские приколы, услышанные в «курилках» Пентагона и Лэнгли:

178603

097836

871845

863028

P.S. Как назло, перед 1 апреля сломалась шифровальная машина. Расшифруйте сами.

Шпионские розыгрыши

Валерий Николаевич Семёнов в ответ только усмехнулся:

– Начальству легко прикалываться. А вот подчинённым бывает не до шуток. Помню, как меня 1 апреля разыграл мой шеф. При закладке тайника в тёмном подъезде мне в спину упёрся ствол. Я обомлел. Провал. Оборачиваюсь, а сзади стоит наш резидент и закуривает от зажигалки, похожей на пистолет. Потом хлопает меня по плечу и говорит: «Я тебя подстраховывал. Но запомни: у каждого шпиона в кармане должен быть пистолет, похожий на зажигалку, и зажигалка, похожая на пистолет».

– Меня, тогда ещё молодого лейтенанта, тоже жестоко разыграли в День смеха, – подхватил тему воспоминаний Андрей Петрович Кузьмин. – 1 апреля вызывает генерал и говорит: «Решили послать вас в длительную командировку в Западную Европу. Будете в Париже и Лондоне изображать богатого наследника: сорить деньгами, волочиться за красивыми женщинами, играть в казино…» Я, дурак, обрадовался. А он лукаво смотрит на меня, берёт трубку телефона и куда-то звонит: «Бухгалтерия? Как у нас с финансами? Поют романсы?!» Кладёт трубку и горестно обращается ко мне: «Проклятый кризис. Придётся сменить легенду. Будешь парижским клошаром – французским бомжом. Но задание остаётся прежним – выведать секреты НАТО». Потом генерал улыбнулся, поздравил меня с Днём смеха и послал в Брюссель собкором «Социалистической индустрии».

– Своих предпочитали разыгрывать только раз в году, – сказал Барановский. – А вот чужую контрразведку водили за нос постоянно.

Ветеран рассказал, чтобы запутать чужую «наружку», разведчики нередко менялись на время автомобилями, одеждой и… даже лицами. Для этой цели в одном из секретных НИИ, подчинённом Лубянке, изготовили маски из тонкого натурального латекса на некоторых работников нашей резидентуры. Лучше всего получалось перевоплощаться в образ коллеги у молодых тогда Яна и его друга Сергея. Оба были примерно одного роста, худощавые.

– Правда, Серёга тогда брился наголо, а у меня был небольшой ёжик на голове и маленькие усики, – вспоминал Ян Казимирович. – Но с помощью маски с наклеенными усами и парика он за несколько секунд превращался в советского пресс-атташе Барановского, а я в Сергея-Фантомаса.

Впрочем, спектакли с переодеванием использовали почти все спецслужбы. Но особенно тайные маскарады любила и любит американская разведка. Например, бывший начальник 1-го отдела Второго Главного управления КГБ СССР генерал-майор Рэм Красильников в своей книге рассказывает об этом так. К началу перестройки, в 1985 году, в СССР специально для разведывательных нужд из США доставили в московское посольство несколько автомашин с затемнёнными стёклами. И кроме того – манекены, имитировавшие сотрудников посольства, и даже маски для лиц – наподобие тех, какими пользовался Фантомас в знаменитом французском фильме. Американские разведчики рассчитывали с их помощью, как говорится, водить за нос нашу службу наружного наблюдения.

Например, манекен разведчика-агентуриста, который намечал провести встречу с московским агентом, демонстративно вывозили в противоположном направлении в обычной машине. Сам же агентурист в автомобиле с затемнёнными стёклами уезжал совсем в другую сторону. С этой же целью – чтобы отвлечь внимание контрразведки – использовались и маски. Так, бывший «второй секретарь» посольства маскировал свою внешность с помощью парика и накладных усов. Его коллега, работавший в такой же должности, любил наряжаться под рабочего и носил тёмные очки. А один из «атташе» посольства даже переодевался в женское платье – в таком наряде он проводил шпионские операции.

Грустный юмор

Ветераны вспоминали смешные случаи в своей работе. В ней без перевоплощений и выдумки не обойтись. Не зря же сами разведчики часто говорят, что агенту, вышедшему на оперативный простор, уже можно давать звание народного артиста.

Главные роли в оперативных спектаклях всегда исполняли резиденты. У генералов разведки для них был несколько своеобразный, грустный юмор. Ведь многие знания добавляют печали. Вот как шутил последний начальник советской разведки Леонид Владимирович Шебаршин:

Простим любую глупость, лишь бы человек не умничал.

Нельзя два раза съесть одну и ту же курицу, а человека – можно.

Ничто так не украшает сцену подвига, как труп героя.

Прежде чем воспользоваться парадным входом, убедись, что есть почётный выход.

Кому нужна свобода слова, если мы умеем только рычать?

Источник многих недоразумений в том, что человек рассчитывает жить вечно.

Женщина слегка замужнего вида.

Не торопись делать добрые дела. Возможно, завтра тебе будет нечем заняться.

Будьте взаимно вежливы в специально отведённых местах.

Вопрос: «О чём шумим?» потерял смысл. Надо спрашивать: «О чём помалкиваем?»

Не в свою лужу не садись.

КГБ в России никогда не умрёт. Смертны лишь его названия.

Мог бы покаяться только в одном – грешил, но мало.

Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.

Диагноз: острая алкогольная недостаточность.

Видимые бойцы невидимого фронта.

Леонид Шебаршин много лет возглавлял советскую разведку. В 1991 году он стал последним исполняющим обязанности председателя КГБ СССР.Четыре года назад, 30 марта 2012 года, ослепнув и не желая обременять близких, 77-летний разведчик застрелился из наградного пистолета. За него и других ушедших товарищей ветераны выпили, не чокаясь. Праздник смеха они встречали со слезою на глазах.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram