Первой и самой громкой мировой сенсацией нового года стало заявление о том, что Северная Корея провела успешные испытания водородной бомбы. Этот взрыв был приурочен к 33-му дню рождения главы КНДР Ким Чен Ына, который страна отметила 8 января 2016 года.
Рассказать об интригах спецслужб вокруг северокорейской ядерной программы обозреватель «АН» попросил полковника в отставке Юрия Максимовича СИНИЦЫНА.
Водородная дубина
Юрий Максимович более десяти лет проработал в пхеньянской и сеульской резидентурах нашей разведки. И сейчас он внимательно следит за событиями на Корейском полуострове.
– Правда ли, что у Пхеньяна появилось самое грозное оружие – водородная бомба? – пытаюсь сразу, как говорится, взять быка за рога.
Но старого разведчика на мякине не проведёшь. Он отвечает осторожно и уклончиво:
– Мнения экспертов расходятся. Поэтому давайте сами анализировать факты.
Синицын включил компьютер и стал комментировать последние сообщения. Российские сейсмологи 6 января зафиксировали сильнейший толчок на границе с КНДР. Как сообщили северокорейские СМИ, это был взрыв водородной бомбы. Специалисты РФ проанализировали данные, полученные нашей станцией сейсмической разведки под Владивостоком, и сообщили, что очаг подземного толчка располагался на глубине 10 километров в 189 км от границы России, в районе ядерного полигона КНДР Пунгери. Мощность взрыва составила около 6 кт.
По словам Юрия Максимовича, это в несколько раз меньше силы взрыва самой маломощной водородной бомбы. Поэтому эксперт американского исследовательского центра ResearchandDevelopment (RAND) Брюс Бенетт считает, что, скорее всего, испытания именно водородной бомбы КНДР провела неудачно. «Взрыв, который должен был произойти при приведении в действие водородной бомбы, в десять раз превышал бы тот взрыв, который произошёл на самом деле», – утверждает он. На основании этих доводов американский Белый дом сомневается в том, что у КНДР есть водородная бомба. Об этом заявил пресс-секретарь американского президента Джош Эрнест.
«Информация, которая нам доступна, вызывает сомнения. Однако мы очень серьёзно относимся к риску и угрозе, исходящей от северокорейского режима в его попытках создать ядерное оружие», – сказал он.
По подсчётам экспертов, у Пхеньяна может быть на вооружении от 5 до 10 ядерных боеголовок. Появилась ли термоядерная? У ряда специалистов это вызывает большие сомнения. Ведь другие страны – обладатели водородной бомбы двигались к её созданию дольше и сложнее. Например, у США этот процесс занял семь лет, а у Индии – 24 года.
Блефует ли Ким Чен Ын?
Замдиректора Восточного института Дальневосточного федерального университета Артём Лукин оценил вероятность того, что речь идёт об испытании водородной бомбы, в 50%. Также и автор книги «Ядерные кошмары: спасти мир, пока не поздно» Джо Чиринчионе высказал сомнения в том, что Северная Корея взорвала «настоящую» водородную бомбу. По его словам, более вероятно, что Пхеньян испытал ядерную бомбу «повышенной мощности» с добавлением трития, чтобы увеличить эффект от её взрыва.
Агентство Франс Пресс полагает, что водородная бомба, об испытании которой заявила КНДР, была «миниатюрной».
Справка «АН»
Наиболее мощной спецслужбой со штатным составом около 50 тыс. человек является министерство охраны безопасности государства («Кукка анчжон повисон»). Сосредоточение в одном органе внешней разведки, контрразведки и политического сыска напоминает структуру советского КГБ. Главным объектом деятельности армейской разведки, систему которой возглавляет Разведывательный отдел Генерального штаба Корейской народной армии («Чончхальгук»), является Южная Корея, на территории которой действует разветвлённая сеть нелегальных резидентур. Помимо этого офицеры подразделений военной разведки совершают регулярные рейды за 38-ю параллель (заброска осуществляется преимущественно морским путём). Партийная разведка получила загадочное наименование «Управление 35-й комнаты» («35 хо силь»). В составе управления имеются отделы: Южной Кореи, Японии, международный, США, Юго-Восточной Азии, общий и оперативный. Россия находится в ведении международного отдела.
Мнение эксперта
Экс-начальник Главного штаба РВСН – первый заместитель командующего РВСН генерал-полковник Виктор ЕCИН считает:
– По моей оценке, цель прошедших испытаний – создать, как говорят северокорейцы, компактный ядерный заряд, то есть уменьшить его массогабаритные характеристики примерно до одной тонны. Ныне существующие у Северной Кореи ядерные боеприпасы, как мы предполагаем, имеют массу около 3 тонн, а полезная нагрузка существующих у Пхеньяна баллистических ракет Dong-1 и Dong-1A – как раз одна тонна. Если они доведут боезаряд до этого веса, это позволит установить его на головную часть имеющихся у них баллистических ракет. Сейчас же пока боезаряды более существенной массы они могут применять только с помощью авиации, самолётов «Хун-5» (машина китайского производства – прототип нашего Ил-28).
– Но для объективного анализа стоит прислушаться и к другим экспертам, – говорит полковник Синицын и приводит мнение сотрудника Центра корейских исследований РАН Евгения Кима. По его словам, страна с большой вероятностью обладает необходимыми для создания такого заряда технологиями.
– С учётом того, что первый ядерный взрыв Северная Корея произвела в 2006 году, а сейчас 2016-й, вполне вероятно, что страна уже создала водородную бомбу. Это укладывается в общую тенденцию обладания ядерным и термоядерным оружием, – утверждает этот эксперт.
– Так кто прав? – продолжал настаивать обозреватель «АН». – Есть ли у Ким Чен Ына водородная бомба или он блефует?
Юрий Максимович неопределённо пожал плечами и загадочно улыбнулся.
Корейские мифы
Обозреватель «АН» продолжал настаивать. В ответ полковник Синицын снова заглянул в монитор компьютера и прочитал слова из статьи бывшего посланника США в Северной Корее по ядерным переговорам Кристофера Хилла: «Этот общественный строй черпает силы в своей непрозрачности. Там всё очень запутанно. Понять невозможно без погружения в корейскую культуру и понимания основ конфуцианской культуры».
– А вот знаний и недостаёт. К сожалению, на Западе, да и у нас распространяется много лживых мифов о Северной Корее, – отметил Юрий Максимович. – Вот лишь самые распространённые…
Уже набило оскомину утверждение о тамошнем голоде: мол, жители Северной Кореи собирают траву, чтобы прокормиться. Это равноценно такому заявлению: «В современной России так плохо с продовольствием, что даже городские жители вынуждены ездить в сельскую местность за грибами». Но мало кто из европейцев знает, что пастушья сумка и ряд других трав – традиционные элементы корейской кухни и их сбор не связан с наличием или отсутствием продуктов питания.
Много спекуляций в западной прессе и о «потёмкинской природе» пхеньянского метро. Пишут, что там всего три станции, между которыми возят иностранцев, а местных туда вообще не пускают. А ведь на самом деле это метро громадное и по красоте очень похоже на старое московское. К слову, северокорейский метрополитен на год старше южнокорейского. Кстати, лидируют северяне и в ракетной гонке, и даже по такому показателю, как грамотность населения: 99% умеют читать и писать против 97,9% в Республике Корея.
Как считает Константин Асмолов – ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН, одна из самых распространённых в последнее время баек о Северной Корее – это рассказы о невероятной жестокости её правителя Ким Чен Ына. Так много шума наделало сообщение о том, что по его приказу одного из генералов расстреляли из миномёта. Якобы такой способ казни был выбран по приказу руководителя страны Ким Чен Ына, потребовавшего, чтобы от генерала «не осталось никаких следов, даже волоска». Мол, генерал Ким Чхоль был наказан за несоблюдение траура по прежнему главе Северной Кореи – Ким Чен Иру (отцу действующего главы государства), скончавшемуся в декабре 2011 года. По данным западного издания, генерала поймали на пьянстве во время траура. Однако никого из тех, кто тиражировал эту новость, не смутило, что расстрелять из миномёта в принципе невозможно.К этой же категории относится новость о том, что товарищ Ким Чен Ын скормил собственного дядю голодным псам.Это оказалось шуткой китайского блогера.
К сожалению, сегодня комиксовый образ КНДР наползает на реальность и подменяет её собой. Возможно, это неплохо для пропаганды, но из-за гротескности сконструированного для Северной Кореи имиджа эта страна с её жителями и их проблемами становится объектом стёба, а не сочувствия. А то, что фейковые новости о КНДР регулярно разоблачаются, лишь усиливает этот эффект.
Но есть ещё более серьёзная проблема: искажённый образ КНДР утверждается не только среди обывателей, но и в головах лиц, принимающих решения. Значит, стратегии реальной политики, которые теоретически должны основываться на понимании оппонента, строятся исходя из «мультяшного» образа. А попытки специалистов объяснить что к чему встречаются в штыки, потому что «и так всем всё понятно, что там происходит!»
– Кремль тоже кормят корейскими мифами? – спросил обозреватель «АН».
– Не думаю, – усмехнулся полковник Синицын. – У нашей разведки всегда были прочные позиции в КНДР. Они ещё более укрепились со времён майского визита директора СВР Фрадкова. Тогда, почти пять лет назад, и установились тесные, неформальные связи с руководством и спецслужбами Северной Кореи. Надеюсь, это сотрудничество поможет разгадать ядерные загадки Пхеньяна.