Аргументы Недели → Шпионаж

Мочить не только в сортире

, 09:27 ,

После взрыва российского самолёта над Синаем и терактов в Париже внимание всего мира приковано к войне с боевиками «Исламского государства» – самой опасной террористической организации (признана экстремистской и запрещена на территории РФ).

Как спецслужбы различных стран охотятся на террористов, обозреватель «АН» попросил рассказать полковника в отставке Фарида Умаровича ГУСЕЙНОВА и его ученика майора ФАРХОДА.

Спецназовец со знанием восьми языков

В увешанной персидскими коврами гостиной меня ждали двое: сам хозяин квартиры и незнакомый крепыш восточной внешности.

– Мой любимый ученик – майор Фарход, – представил незнакомца Фарид Умарович.

– В Москве меня проще звать Сашей, – улыбнулся крепыш. – Впрочем, в переводе на многие восточные языки имя Александр – это Искандер.

– Он знает семь восточных языков и плюс – английский, – пояснил полковник Гусейнов. – И всё ещё майор.

Саша-Фарход снова блеснул белозубой улыбкой:

– Зато у меня в тридцать семь лет – тридцать три года выслуги. Хоть завтра можно на пенсию.

– Вы что, с четырёх лет носите погоны? – удивился обозреватель «АН».

– Майор – боевой офицер российского спецназа. Долго служил в Таджикистане, других горячих точках. А там год службы идёт за три, – пояснил Фарид Умарович.

Разлили по пиалам зелёный чай. Фарход начал скупо рассказывать о себе. Срочную служил в десантном полку в молдавском Болграде под командованием младшего Лебедя, потом рязанское училище ВДВ, война в Чечне, затем восточный факультет одной секретной академии. Изучал арабский и другие восточные языки.

– В России всегда была очень сильная школа арабистики, – отозвался на этот рассказ Гусейнов. – У всех на слуху знаменитый Институт востоковедения, но арабский хорошо изучают и в Академии внешней разведки, в «консерватории» Главного разведуправления Генштаба.Блестящими арабистами были бывший руководитель нелегальной разведки генерал Вадим Кирпиченко и Евгений Максимович Примаков. Мне посчастливилось с ними работать. Нынешним разведчикам в Сирии есть с кого брать пример.

Майор по-восточному почтительно слушал старшего. Полковник Гусейнов по-дружески приобнял его за плечи:

– Такие ребята, как Фарход, готовы выполнить любой приказ. Кроме знания восьми языков парень ещё кое-что умеет. Например, попадает из снайперской винтовки в «бычий глаз» с 600 метров, из движущейся машины без промаха стреляет из пистолета с глушителем, взрывное устройство может приготовить из подручных средств, купленных в ближайшей аптеке.

Справка «АН»

В рядах террористической группировки ИГ – 139 тыс. террористов из более чем 100 государств. По большей части боевики едут из Франции, Великобритании, Германии, Бельгии, Нидерландов, Швеции и Дании. Из России и стран СНГ в Сирии сейчас воюют более 7 тыс. головорезов.

Путин выдал «лицензию на убийство»

Полковник включил телевизор. На экране появился Путин. Он ставил задачи военным и спецслужбам: «Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поимённо. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдём в любой точке планеты и покараем».

«Президент поручил нашим специальным службам принять меры для установления всех, кто причастен к организации этого чудовищного террористического акта; он приказал искать этих людей по всему миру вне зависимости от географии без какого-либо срока давности и уничтожить всех этих людей», – дополнил слова президента его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Полковник Гусейнов напомнил, что приказ президента не содержит ни географических, ни временных ограничений. Фактически это означает «лицензию на убийство», выданную спецслужбам в отношении всех, кто причастен к террористическим атакам против России и её граждан. Кремль публично заявил о продолжении бессрочной охоты за головами террористов, начатой ещё в эпоху чеченских войн.

– Кстати, практически все сколько-нибудь заметные лидеры мятежной «Ичкерии» уже мертвы, – сказал майор Фарход.

– Помните, ещё несколько лет назад я вам говорил, что одними бомбёжками боевиков «Исламского государства» не остановить, – обратился к обозревателю «АН» Фарид Умарович. – Здесь нужна либо наземная операция большой коалиции государств, либо точечные, совместные акции спецслужб.

– Какие же? – спросил журналист.

– Верблюд, гружённый золотом, куда эффективнее современного бомбардировщика, – усмехнулся старый разведчик. – Разведки всегда применяли подкуп. Вот и сейчас объявлена баснословная сумма в 50 миллионов долларов за информацию о террористах. Почитайте официальное заявление ФСБ России. На днях оно было переведено на арабский и другие иностранные языки.

Заявление

Федеральная служба безопасности России (ФСБ) обращается к российской и международной общественности за содействием в установлении террористов, которые совершили теракт в самолёте А-321 российской авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшего рейс №9268 Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург. За предоставление сведений, способствующих задержанию преступников, будет выплачено вознаграждение в размере 50 миллионов долларов США. Тому, кто предложит информацию, гарантируются анонимность и безопасность.

Тот, кто знает местонахождение террористов, может обратиться в любое российское представительство или в органы местной власти. Если данные помогут нашим спецслужбам, информаторы могут рассчитывать не только на получение 50 миллионов долларов, но и на российское гражданство.

Сотрудники ФСБ России просят всех, кто располагает любой информацией о подготовке терактов или лицах, причастных к ним, обращаться по телефонам доверия:

 
для междугородних звонков 8 (495) 224-22-22;

 
для международных звонков +7 (495) 224-22-22;

 
логический номер

8-800-224-22-22;

 
для СМС-сообщений

8-916-240-24-84.

Использовать полезный опыт

Новости закончились, и хозяин дома выключил телевизор. Полковник Гусейнов стал рассуждать о борьбе с терроризмом. По его словам, в этой войне надо использовать и свой, и чужой опыт.

Особенно многому можно научиться у израильского «Моссада». Так, 5 сентября 1972 года в Мюнхене в заложники взяли олимпийскую сборную Израиля. Акция была организована палестинской террористической группировкой «Чёрный сентябрь». В ответ израильским кабинетом, на тот момент возглавляемым Голдой Меир, были приняты радикальные меры. Спецслужбам Израиля было поручено найти и физически уничтожить руководителей «Чёрного сентября».

Операция, получившая название «Гнев Божий», проводилась на территории третьих стран (Франции, Греции, Италии, Норвегии, Ливана и Кипра). К лету 1973 года израильские спецслужбы уничтожили 13 деятелей «Чёрного сентября» из 17 намеченных к ликвидации. Однако самого лидера группировки – Али Хасана Саляме, Красного Принца, – пришлось отлавливать до января 1979 года. Его убили в Бейруте, подорвав на улице заминированный автомобиль.

Впрочем, и российским спецслужбам к подобным методам тоже не привыкать. Наиболее громким было уничтожение одного из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева. Его ликвидация состоялась 13 февраля 2004 года в катарской столице Дохе. Взрывное устройство было установлено под днище внедорожника. При взрыве погибли сам Яндарбиев и двое охранников.

Через несколько дней по обвинению в убийстве Яндарбиева были арестованы двое граждан России, чьи фамилии и сейчас достоверно не известны. Сначала катарские спецслужбы назвали задержанных как Белашков и Покшов, потом Белячков (или Яблочков) и Богачёв (или Пугачёв).

Россиян взяли в особняке, снятом на имя российского дипломата. Вместе с ними был задержан первый секретарь посольства РФ в Катаре Александр Фетисов, но его отпустили (потом объявили персоной нон грата и выслали на родину). Москва заявила, что задержанные – временно прикомандированные к посольству сотрудники спецслужб, выполнявшие «задания информационно-аналитического характера» в рамках борьбы с международным терроризмом.

– Кто сдал наших разведчиков? – спросил обозреватель «АН».

– Американцы, – коротко ответил полковник. – Причём поступили подло. Сначала они заявили, что хотят сотрудничать с российскими спецслужбами в борьбе с международным терроризмом и передали нам информацию о маршруте передвижения Яндарбиева в Дохе. Затем американская же агентура «другой рукой» сдала исполнителей катарским спецслужбам.

Наших разведчиков катарский суд 30 июня 2004 года приговорил к пожизненному заключению (обвинение требовало смертной казни). После личных переговоров Путина с катарским эмиром в декабре 2004 года их экстрадировали в Россию «для отбытия дальнейшего наказания». После торжественной встречи в московском аэропорту Внуково неизвестные герои войны с террористами исчезли.

– Нам на восточном факультете много рассказывали об иностранном опыте борьбы с исламскими боевиками, – снова вступил в разговор майор Фарход. – Расскажу о том, чем, например, прославился американский генерал Джон Першинг (тот самый, в честь которого назвали ракеты).

В начале ХХ века на Филиппинах проживало примерно 100 тысяч радикальных исламистов. Когда Америка отбила страну у Испании, против новых колонизаторов началось восстание под лозунгами джихада. На его подавление в 1911 году был отправлен генерал Першинг. Сначала он терпеливо вёл переговоры с разными бандами мятежников, пытаясь внести раскол в их ряды и заставить сложить оружие с помощью дипломатии. Особых успехов это ему не принесло. Тогда американцы, захватив в плен очередную группу боевиков, почти всех их расстреляли, причём пулями, смазанными свиным жиром. Трупы обернули в свиные шкуры и так и похоронили в выгребной яме общественного сортира. Пара человек были отпущены, чтобы рассказать о зверствах янки оставшимся на свободе исламским боевикам. Те испугались позорной смерти и погребения. Вскоре джихад был прекращён и больше на Филиппинах не возобновлялся.

– Для борьбы с террористами все средства хороши, – закончил свой рассказ майор Фарход. – И мочить мы их будем не только в сортире, но и везде, где найдём.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram