Громкую сенсацию в мире шпионажа вызвали документы, рассекреченные 21 августа 2015 г. британской спецслужбой MI-5. Согласно им, «Седрик Белфрадж – голливудский промоутер, суперзвезда кинокритики, владелец газет, донжуан, большой мастер саморекламы, – оказался, как это ни удивительно, советским шпионом», – пишет The Financial Times.
О знаменитом агенте обозреватель «АН» беседует с ветераном-разведчиком, полковником в отставке Иваном Сергеевичем ШАПОШНИКОВЫМ.
Шестой в «Кембриджской пятёрке»
По давней лондонской привычке Иван Сергеевич угощает гостя чаем с молоком и последними английскими новостями.
– Вот что пишет журналист Сэм Джонс, ссылаясь на архивные документы, только что рассекреченные британской контрразведкой, – кивает на экран монитора полковник Шапошников. – Согласно этому досье, Белфрадж не уступал по значимости своим современникам – знаменитой «Кембриджской пятёрке», но избежал суда.
– О ней многие уже забыли, – с сожалением говорит обозреватель «АН».
И тогда старый разведчик садится на своего любимого конька и начинает рассказывать о выдающихся наших агентах. Знаменитая «Кембриджская пятёрка» – Ким Филби, Гай Бёрджесс, Дональд Дюарт Маклейн, Энтони Блант, Джон Кэрнкросс – выпускники одного из самых престижных высших учебных заведений Англии. Все они выходцы из аристократических и богатых семей. В 1934 г. они были привлечены к работе в советской разведке. Возникает резонный вопрос – зачем это было нужно богатым молодым людям, имевшим перспективу блестящей карьеры, устойчивое положение в деловых, светских и высших правительственных кругах Великобритании?
На этот вопрос, по словам Ивана Сергеевича, лучше всех ответил руководитель английской контрразведки в 1950-х годах, генеральный директор МI-5 Перси Силлитоу: «Эти люди не хотели ни денег, ни личной славы. Их не вовлекали в шпионаж какими-то авантюрами. Это было их искреннее убеждение в правоте коммунистических идей».
Когда после войны по инициативе Сталина каждому из пятёрки за значительный вклад в победу была предложена пожизненная пенсия в 1200 фунтов стерлингов, ни один из них не согласился принять эти деньги.
– Но, говорят, Киму Филби от имени советского правительства подарили очень дорогой сувенир – макет Ноева ковчега, усыпанного бриллиантами, – бросил реплику журналист.
Полковник пожал плечами:
– Думаю, это только легенда.
– Входил ли Белфрадж в группу Кима Филби? – спросил Шапошникова обозреватель «АН».
Ветеран советской разведки в ответ только рассмеялся:
– Кто ж вам это скажет. Как и члены «Кембриджской пятёрки», Белфрадж учился в Кембриджском университете, однако в отличие от Кима Филби, Дональда Маклейна, Гая Бёрджесса, Энтони Бланта и Джона Кэрнкросса его не окончил, а занялся журналистикой и уехал в Голливуд, где приобрёл всемирную известность как популярный кинокритик.
Мнение эксперта
Ведущий британский историк разведки, профессор Кембриджского университета Кристофер Эндрю считает:
– У Седрика Белфраджа был неограниченный доступ к совершенно секретным документам, в которых Москва была очень заинтересована. Очень знаменательным в этой истории оказался факт, что в Москве работа Белфраджа оказалась намного более засекреченной, чем деятельность «Кембриджской пятёрки», о которой в России много написано. Ким Филби и его соратники там хорошо известны, однако деятельность Белфраджа остаётся тайной. «Пятёрка» подавалась КГБ и продолжает подаваться ФСБ как лучшая шпионская группа в истории советской разведки. И при этом ни слова о деятельности Белфраджа. Сейчас, после публикации рассекреченных документов МI-5, видимо, и в России будет признано, что Белфрадж был советским агентом. Впрочем, из показаний ряда перебежчиков из КГБ было и ранее известно, что Белфрадж был советским шпионом. Мы можем сейчас с уверенностью утверждать, что во время войны руководство советской разведки считало Седрика Белфраджа более важным агентом, чем все члены «Кембриджской пятёрки».
Под прикрытием Кима Филби
Иван Сергеевич рассказывал всё новые подробности о советском агенте в Голливуде. Если кембриджский квинтет был завербован советским разведчиком Арнольдом Дейчем, то Белфраджа завербовал наш резидент в Вашингтоне Яков Голос, который стал его куратором в Америке. Когда в 1945 г. сменившая Голоса на посту резидента Элизабет Бентли добровольно явилась в ФБР и призналась в шпионаже в пользу СССР, она прихватила с собой имена 30 советских агентов в США. Среди них был и Седрик Белфрадж.
ФБР обратилось к британской разведке с просьбой проинформировать его о работе Белфраджа и о документах, к которым тот имел доступ, однако получило отказ. Запрос американцев попал к Киму Филби, занимавшему тогда высокий пост во внешней разведке МИ-6. Будущий полковник КГБ и кавалер высших советских орденов заверяет в рассекреченном письме британское руководство, что МИ-6 хорошо известно о деятельности Белфраджа и что тот находится под её наблюдением.
Кроме того, Филби надоумил Белфраджа выстроить тактику защиты, когда в 1947 г. его допрашивали в ФБР о связях с советской разведкой. Белфрадж признался, что передавал советским агентам «несущественные документы», но делал это якобы с санкции начальства в Лондоне в надежде получать от русских более важную информацию.
– Какой важной информацией для СССР мог обладать кинокритик в Голливуде? – выразил сомнение журналист.
– У него были очень обширные связи, – ответил Шапошников. – Из рассекреченных документов выяснилось, что Белфрадж передавал СССР, например, отчёты об информационных совещаниях с участием Черчилля.Ведь с 1942 по 1944 год он официально работал на британскую разведку и был помощником главы американского филиала Координационного комитета британской службы безопасности Уильяма Стивенсона.Эта служба осуществляла координацию работы британской и американской разведок. На этом посту Белфрадж имел доступ к секретным документам обеих британских спецслужб.
Справка «АН»
МИ-5 и МИ-6 (военная разведка) (MI-5 and MI-6) (Military Intelligence) – широко известные названия службы безопасности и секретной разведывательной службы Великобритании. Сфера деятельности МИ-5 (основана в 1909 г.) включает обеспечение внутренней безопасности и осуществление контрразведки на английской территории, в то время как МИ-6 (основана в 1912 г.) занимается всеми видами секретной деятельности за пределами Соединённого Королевства.
Вербовка на идейной основе
–Да, были люди в наше время, – стихами заговорил старый разведчик. – Агенты работали за идею, а не за деньги.
Шапошников рассказал, что Седрик Белфрадж был известен своими ультралевыми убеждениями. Он называл себя социалистом, но в 30-е годы под вымышленным именем был членом американской коммунистической партии. Примерно тогда же посетил Советский Союз. Возможно, там он попал в поле зрения советской разведки.
Белфрадж не скрывал своих политических симпатий. В 1940-х учредил прокоммунистическую газету, а в 1950-х, во времена маккартизма в США, его осудила Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC). Уже в 1977 году в интервью Би-би-си он заявил: «В то время как моя собственная жизнь вызывала у меня обеспокоенность, больше меня волновало то, как там в Голливуде жили бедные люди. Их было огромное число. Они в прямом смысле голодали в этом чудесном месте. Эти закаты, всё такое прекрасное, весь этот гламур, а в то же время вдоль улиц ходили голодные люди. К тому времени, когда я покинул Голливуд, я был уже на пути, чтобы стать социалистом. Я не мог переварить увиденное ни в каком виде, это казалось мне абсурдом.
Когда я покинул Голливуд, думаю, я уже сделал свой выбор в сторону социализма. Я не мог выносить то неравенство, которое было у меня перед глазами. Мне казалось всё это абсурдным. У меня была возможность разговаривать с очень богатыми людьми. И я не думаю, что они получали удовольствие от жизни. Многие из них были очень несчастливыми людьми».
– Белфрадж был несчастливым человеком? – вырвалось у обозревателя «АН».
– В личной жизни, наверное, да, – ответил Шапошников. – Он был женат пять раз, но, говорят, так и не смог найти свою единственную любовь. Все в Голливуде считали его неисправимым донжуаном. А ещё Белфрадж был очень умным человеком. А Грибоедов не зря писал, что «горе от ума».
– Генри Киссинджер утверждал, что многие приличные люди работали в разведке, – сказал журналист.
– В последнее время мало кто это делал на идейной основе, – продолжал стоять на своём ветеран советской разведки.
– Ну почему же! – возразил ему обозреватель «АН». – На днях сенсационное признание сделал известный английский писатель.
«Больше двадцати лет я работал на британскую разведку, причём делал это абсолютно бесплатно!» – такое заявление сделал автор знаменитых шпионских романов Фредерик Форсайт в своей автобиографической книге «The Outsider: My Life». Конечно, слухи об этом ходили и раньше, уж больно достоверно писатель в своих романах описывал будни разведки и контрразведки, но он всегда отрицал свою работу со спецслужбами.
– Фредерик Форсайт в отличие от Седрика Белфраджа был завербован не совсем на идейной основе, – не согласился с журналистом полковник. – Свою литературную деятельность он начинал в Африке военным корреспондентом. В обмен на информацию британские спецслужбы разрешили ему опубликовать некоторые закрытые ранее подробности своей работы. В результате шпионские романы принесли ему всемирную славу и большие деньги. А Седрик Белфрадж умер в Мексике почти забытым и совсем небогатым.