В последнее время между США и Россией разгорается шпионская война. 26 января этого года гражданин России Евгений Буряков был арестован в Нью-Йорке по обвинению «в сговоре с целью шпионажа в пользу РФ». Американские власти также обвинили двух российских дипломатов Игоря Спорышева и Виктора Подобного в том, что они являлись агентами Службы внешней разведки (СВР) и работали вместе с Буряковым.
Как отреагирует на этот враждебный выпад Россия? О подоплёке шпионского скандала и его последствиях обозреватель «АН» попросил рассказать ветерана советской и российской контрразведки подполковника в отставке Виктора Ивановича Караваева.
Смехотворные обвинения
Прежде всего мы прочитали самые последние сообщения прессы из Америки. Их Виктор Иванович прокомментировал коротко:
– Бред и шпиономания.
Скептически он отнёсся и к официальным обвинениям. По данным прокуратуры, Евгений Буряков собирал в США данные о возможных финансовых санкциях против России и о работе фондовой биржи. За это ему грозит от 10 до 15 лет тюрьмы.
– Всё это входит в служебные обязанности финансиста в чужой стране, – пожал плечами Караваев.
Тогда обозреватель «АН» попросил его прокомментировать текст сообщения федеральной прокуратуры США: «С марта 2012 года до середины сентября 2014 года ФБР осуществляло личное наблюдение и электронную слежку, в результате которой было зафиксировано более 40 коротких встреч между Буряковым и Спорышевым. В некоторых случаях Буряков передавал Спорышеву сумку, журнал или газету. Как правило, эти встречи проходили на улице, где угроза прослушки ниже, чем в закрытом помещении».
– Так агенты встречаются только в голливудских фильмах, – усмехнулся Виктор Иванович. – Современные приборы позволяют вести прослушку на улице даже лучше, чем в закрытом помещении.
В ответ обозреватель «АН» выложил ещё один «козырь» из своего электронного досье. Так, американская прокуратура утверждает, что дипломаты Спорышев и Подобный в записанных ФБР разговорах «ясно заявили, что работали на СВР». Прокуратура ссылается на записи, якобы сделанные «в нью-йоркском офисе СВР», который расположен «в официальном российском представительстве». Так, в разговоре, записанном там 31 января 2013 года, Спорышев обсуждал с другим российским агентом условия их контрактов с СВР, оплату деловых поездок, отпускных и т.д.
При этом в сообщении прокуратуры приводится отрывок разговора, в котором без всяких шифровок Спорышев говорит о своём 5-летнем контракте с СВР и добавляет, что «военным и их семьям оплачивается дорога в отпуск домой, а у нас, в СВР, оплачивается дорога к месту службы и обратно».
– Грубо сработанная фальшивка, – комментирует эту запись подполковник. – Российским военным после повышения окладов давно не оплачивают дорогу в отпуск домой. И с 5-летним контрактом с СВР – полная лажа. К тому же «в нью-йоркском офисе СВР», как и во всех так называемых секретных комнатах, стоит такая аппаратура, которая исключает возможность прослушки.
Мнение эксперта
Ветеран СВР, генерал-майор в отставке Юрий Кобаладзе считает:
– Мне трудно представить, что американцы проникли в резидентуру СВР и установили там прослушивающее устройство. Такие случаи, конечно, бывали, но для этого нужно иметь агента внутри, который бы всё это установил. Я очень сомневаюсь, что это вообще возможно. Это беспрецедентный случай, чтобы какие-то службы открытым текстом заявили: «Ребят, в вашем офисе стоят наши подслушивающие устройства». Просто трудно в это поверить.
Спецслужбы – не ягнята
В ответ на арест российского гражданина наш МИД разразился гневным демаршем. Но, учитывая прецеденты с Виктором Бутом и лётчиком Константином Ярошенко, которые, несмотря на все протесты российской стороны, продолжают оставаться в заключении в США, не факт, что Вашингтон прислушается к этому заявлению.
– Словесный понос не подействует на американцев, – несколько грубовато сказал подполковник Караваев. – Нужны конкретные ответные меры.
Обозреватель «АН» сразу вспомнил недавнее заявление лидера фракции «Справедливая Россия» Сергея Миронова.Он сказал, что арест Бурякова – это политический заказ, на который нужно ответить по принципу око за око.
Ветеран внешней разведки, историк спецслужб, полковник в отставке Арсен Мартиросян убеждён, что именно так Москва и поступит. По его словам, фэбээровцы провели умышленную провокацию против Бурякова, пытаясь подставить его. Сейчас американцы вовсю раздувают эту историю, но получат в ответ по зубам. Скорее всего, в России будет арестована и выслана из нашей страны целая группа шпионских деятелей. Российские спецслужбы – отнюдь не безобидные ягнята. И американцы это прекрасно понимают.
Член Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), экс-руководитель Центра общественных связей ФСБ, генерал-майор запаса Александр Михайлов также считает, что в ближайшее время последуют задержания американских агентов на территории РФ.
– Ален Даллес говорил, что существуют разведки дружественных стран, но не существует дружественных разведок. Обычно такие эпизоды улаживаются между дипломатическими и специальными службами. То, что сейчас в США эта тема раскручивается, – это чисто политический продукт, причём не исключаю, что продукт весьма сомнительного качества. Надеяться на то, что американское правосудие будет беспристрастно разбираться во всех обстоятельствах, нам не приходится. Как правило, американские суды очень политизированы и даже при отсутствии объективных доказательств могут дать большой срок.
Надеюсь, что мои коллеги с Лубянки найдут возможности для адекватного ответа. У американцев в Российской Федерации этих «скелетов» более чем достаточно.
Конечно, всех выгребать не надо. Вспомните, что когда разгорелся скандал со «шпионскими камнями», Путин на вопрос о том, будем ли мы выдворять подозреваемого дипломата, ответил, что лучше пусть он останется у нас под присмотром. Уверен, что у Москвы в рукаве тоже есть четыре лишних туза, которые позволят среагировать. Существует железное правило адекватного ответа. У нас в рамках действующего законодательства тоже существует пожизненное заключение. Сейчас нужно найти несколько американских агентов и отправить их в «Чёрный дельфин». Пусть там посидят. Что, мы не знаем, кто ходит по Российской Федерации и чем занимается? Думаю, наши отреагируют и «упакуют» человек десять.
– Видит око, да зуб неймёт, – ответил пословицей Виктор Иванович. – На «ответку» нужна санкция с самого верха. Даст ли её Путин?
Одностороннее милосердие
Недавно президент России сообщил о разоблачении в 2014 году 46 сотрудников иностранных спецслужб и 258 завербованных ими агентов. И только двое из них были высланы из страны.
Причём эти меры были «ответными». Так, сотрудница посольства Канады Маргарита Атанасова была выслана из РФ в 14‑дневный срок в ответ на высылку из Оттавы помощника российского военного атташе. 15 ноября 2014 года сотрудница политического отдела посольства ФРГ по запросу российской стороны была отозвана в Германию после того, как из Берлина «без привлечения излишнего внимания», но после длительного наблюдения со стороны немецких спецслужб был выслан сотрудник российского посольства.
Как ни странно, при всей активности американской разведки в нашей стране реальные сроки за шпионаж против СССР и России за последние полвека получили лишь два американских гражданина. Первым американцем, осуждённым по «шпионской статье», стал пилот самолёта-шпиона U-2 Фрэнсис Гэри Пауэрс. Он был сбит над территорией СССР 1 мая 1960 года. В феврале 1962 года Президиум Верховного Совета СССР (рассмотрев ходатайство родственников Пауэрса и приняв во внимание его признание в совершении преступления, а также руководствуясь стремлением к улучшению отношений между СССР и США) решил его помиловать. Позднее американский шпион был обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.
А вот со вторым вышла непонятная «загогулина». В декабре 2000 года Владимир Путин подписал указ о помиловании гражданина США Эдмонда Поупа, приговорённого к 20 годам лишения свободы за шпионаж.
В указе отмечается: «руководствуясь принципами гуманности, учитывая состояние здоровья осуждённого и его личное ходатайство, а также исходя из высокого уровня отношений между РФ и США, постановляю помиловать Поупа Эдмонда Дина, 1946 года рождения, гражданина США, осуждённого 6 декабря 2000 года Московским городским судом, освободив его от отбывания наказания в виде лишения свободы».
Но обменяли ли помилованного шпиона на одного из советских агентов, отбывающих пожизненные сроки заключения в США? Повторения случая с Пауэрсом не произошло. А ведь во время знаменитого интервью с Ларри Кингом тот спросил российского президента о возможности обмена Поупа. Например, на Эймса. Ответ был уклончив. В итоге уступка США оказалась привычно односторонней.
К сожалению, за последние годы не было ещё ни одного случая, чтобы иностранец, обвинённый в шпионаже, отправился надолго на российские нары: ни американский инженер Ричард Блисс, задержанный за электронную разведку ростовскими чекистами, ни многочисленные грузинские и прибалтийские лазутчики. Даже за всех украинских шпионов сейчас отдуваются глупые бабы: лётчица-наводчица Савченко и многодетная мать Давыдова из Вязьмы, сообщившая в посольство Украины в Москве о передислокации секретной воинской части Российской армии.
– Пора по-настоящему отвечать ударом на удар, – закончил нашу беседу подполковник Караваев. – Где посадки американских шпионов?