После недавних терактов во Франции во многих странах решено резко усилить меры пограничного и таможенного контроля в аэропортах. В 2015 году в пунктах пропуска стран, входящих в Шенгенскую зону, заработают системы биометрической проверки.
О том, как шпионам лучше всего обойти системы безопасности в аэропортах, рассказывается в двух секретных документах ЦРУ, недавно опубликованных на портале разоблачений WikiLeaks. Об этих инструкциях обозреватель «АН» беседует с полковником в отставке Иваном Степановичем СЕМЁНОВЫМ.
Советы перед вылетом
Честно признаюсь, звонок Ивана Степановича был совсем не вовремя. Крышка чемодана с наспех запиханными вещами никак не желала закрываться. Поэтому моё «Алло! Слушаю» вышло не совсем приветливым.
– Надо бы встретиться, обсудить интересные документы, – с ходу предложил Семёнов.
– Не могу. Этой ночью вылетаю в Мюнхен, – я старался отвечать как можно короче.
– Тогда эти документы для тебя будут вдвойне интересны. Сейчас вышлю их электронной почтой, – сказал старый разведчик.
Через несколько минут на экране монитора высветились два присланных по электронке файла. Оказывается, всемирно известный портал WikiLeaks впервые за долгое время обнародовал новые секретные документы. На сей раз в Сеть попали две инструкции для сотрудников ЦРУ, работающих под прикрытием. Документы, снабжённые грифами «Секретно» и «Не для распространения среди иностранцев вне зависимости от допуска», разработаны директоратом по науке и технологиям ЦРУ и содержат советы по обходу систем безопасности аэропортов мира.
Прежде всего в инструкциях говорится, как путешествующим с поддельными паспортами сотрудникам ЦРУ избежать попадания на дополнительный досмотр. Из документов следует, что спецслужбы ряда стран, включая Россию, проводят проверку личности пассажиров ещё на этапе подачи ими заявления на получение визы. Агентов предупреждают: если они в визовой анкете укажут на связь с какими-либо госорганами или военными структурами своей страны, к ним сразу же будет привлечено дополнительное внимание. Поэтому к заполнению анкеты на визу надо подходить очень внимательно и строго придерживаться заранее разработанной легенды.
Раньше легче всего было пройти пограничный контроль в аэропортах стран Евросоюза, поскольку нормы ЕС предписывают сотрудникам погранслужб тратить на проверку паспорта не более 20 секунд. После терактов в Париже от этой нормы решено отказаться. А жаль…
Меня в Париже и на испанском острове Тенерифе даже очки с тёмными стёклами не заставляли снимать. Хотя пограничники в Сингапуре и Таиланде всегда требовали это сделать с хитрыми восточными улыбками. Впрочем, в годы учёбы в военном училище полковник Непейвода приказывал куда более грозным тоном: «Товарищ курсант! Снимите шпионские очки!» Не помогала даже справка от окулиста. Теперь снова надо возить с собой эту бумагу от врача. Ведь на новом биометрическом паспорте сфотографирован без очков.
Что ещё рекомендуют своим агентам в Лэнгли? Прежде всего не стоит покупать билеты за день-два до вылета и за наличные средства. Также нужно иметь в виду, что многие авиалинии, продавая госструктурам билеты со скидкой, делают об этом специальную пометку, видимую для сотрудников погранслужб. Не стоит покупать билеты в один конец, а если шпион выдаёт себя за туриста – места в бизнес-классе.
В секретной инструкции ЦРУ также сказано, что сотрудники погранслужб подозрительно относятся к пассажирам без багажа или с багажом, не соответствующим заявленной цели поездки. Не рекомендуется также иметь при себе запрещённые к провозу в определённые страны предметы: в Иране это фото- или видеоматериалы об оппозиции, а, например, в Бахрейне – необычная аппаратура. Подозрение может вызвать и обилие новых вещей в багаже: неиспользованной электронной техники или путеводителей в невскрытой упаковке и без помарок.
Перед посадкой в самолёт
Особое внимание агентов инструкция обращает на поведение в залах аэропорта. Шпионам нужно быть готовым к скрытой слежке. Контрразведчики и пограничники прежде всего замечают все элементы нервного поведения: трясущиеся руки, учащённое дыхание, усиленное потовыделение, покраснение кожи лица. Не нравится проверяющим, если человек не смотрит им в глаза, всячески избегает визуального контакта. На паспортном контроле не нужно перемещаться из одной очереди в другую и слишком внимательно изучать развешанные на стенах инструкции для пассажиров.
Если же агента под прикрытием всё же отправили на дополнительную проверку, главное, что ему советуют, – ни в коем случае не отступать от своей легенды. Из статистики следует, что в среднем около 12% пассажиров с американскими паспортами в аэропортах мира отправляют на допконтроль по принципу случайного отбора. Такая процедура может занять от часа до нескольких суток. При этом сотрудники служб безопасности тщательно проверяют багаж, особенно электронные носители. Например, в аэропорту Шереметьево у представителя министерства энергетики США в ходе доппроверки конфисковали ноутбук и флешку.
Агентам советуют быть готовыми к тому, что их попросят зайти в личную почту или аккаунт в соцсетях (в инструкции упомянуты Facebook, LinkedInи Foursquare). Если же разведчик выдаёт себя за эксперта по продажам или маркетолога, ему стоит завести аккаунт в Twitter.На вопросы нужно отвечать без пауз, излишних подробностей и фраз типа «по правде говоря», «на самом деле» и «клянусь Богом».Не рекомендуется шутить, особенно на темы терроризма и авиакатастроф.
В инструкции приведена история агента, у которого в багаже при транзите через европейский аэропорт были обнаружены следы взрывчатки. На доппроверку его багаж отправили потому, что, будучи обладателем диппаспорта, он был одет слишком повседневно. Шпион рассказал, будто участвовал в тренинговой программе по борьбе с терроризмом в Вашингтоне. После долгого допроса его отпустили. В пресс-релизе к публикации сотрудники WikiLeaks недоумевают, что делал сотрудник ЦРУ с взрывчаткой в аэропорту одной из стран ЕС и как ему позволили продолжить путь?
Как сказано в документе ЦРУ, у агента могут возникнуть проблемы на паспортном контроле, если он плохо знает, что написано в его паспорте (в особенности это касается персональных данных и сведений о предыдущих поездках), не говорит на языке страны, выдавшей ему паспорт, в последний момент меняет маршрут перелёта или слишком внимательно изучает «процедуры безопасности».
При досмотре багажа американская разведка советует иметь его в количестве, соответствующем целям поездки, и не упаковывать в чемоданы много одинаковых новых предметов, таких как будильники или блокноты. Шпиона, путешествующего под видом респектабельного бизнесмена, может выдать неаккуратно упакованный багаж, а качество видеокамеры должно соответствовать социальному положению пассажира, объём карты памяти – планируемой длительности поездки.
В секретной инструкции ЦРУ приводится случай с агентом, которого отправили на вторичный досмотр из-за слишком свободного стиля одежды, контрастирующего с его дипломатическим паспортом.
Кроме того, важно собрать чемодан так, чтобы его содержимое не вызывало подозрений. В документе говорится, что сотрудники службы безопасности обязательно заподозрят неладное, если агент утверждает, что едет в деловую поездку, а в чемодане у него гавайские рубашки.
Мнение эксперта
Бывший агент британской спецслужбы MI5 Энни Машон говорит:
– Читать этот документ было довольно забавно, ведь американские власти сами создают препятствия для тех, кто хочет попасть в США. Они должны лучше всех знать, как сложно проникнуть в их страну. А советы, которые даёт ЦРУ в этом документе, несколько примитивны и в общем-то логичны. По-видимому, документ предназначался для сотрудников разведки, официально работающих на ЦРУ. Обычно они очень хорошо защищены. Им выдают настоящие, качественные документы на другое имя, в этом нет сомнений. Так что не ясно, зачем волноваться по поводу введения дополнительных проверок, если только ЦРУ не нанимает людей, которые не могут убедительно притворяться при прохождении самых обычных процедур безопасности.
Где самый строгий конроль?
Спустя пару часов вновь позвонил Иван Степанович.
– Ну как тебе инструкции для шпионов? – первым делом спросил он и сам же поспешил ответить: – Конечно, есть над чем постебаться вашему брату-журналисту. Банальностей в ней хватает. Не зря же на директорат по науке и технологиям ЦРУ давно уже оперативники в Лэнгли катят бочку. Мол, бездельник на бездельнике сидит и бездельником погоняет.
– Мне кажется, что составители этих рекомендаций не зря свой хлеб с маслом едят, – возразил обозреватель «АН» старому разведчику. – Но жизнь течёт не по инструкциям и учебникам.
– Как тебе раздел про проверки в аэропорту Тель-Авива? – спросил полковник. – Ты ведь не раз там бывал…
Согласно документу ЦРУ, особенно тщательный досмотр пассажиров проводится в израильском аэропорту имени Бен-Гуриона: «Дополнительная проверка может быть инициирована сотрудниками «Бен-Гуриона» на любом этапе процедуры досмотра в аэропорту: в ходе проверки документов, на таможне или при проверке службой безопасности». Там отправляют на дополнительный контроль, как правило, «мужчин призывного возраста, путешествующих в одиночестве и имеющих при себе мало багажа, вне зависимости от гражданства и цвета кожи. Особенно тщательно в Израиле проверяют тех, кто часто посещает мусульманские страны».
Этот документ содержит и подробное описание специального помещения, в котором проводится дополнительный досмотр пассажиров. Сообщается, что в нём имеется специальное оборудование для обнаружения взрывчатых веществ, и инструменты, предназначенные для того, чтобы быстро разобрать и осмотреть принадлежащую пассажирам технику. В зале есть также индивидуальные кабинки для личного досмотра. Вместе с тем, основываясь на свидетельствах сотрудников американской разведки, составители инструкции отмечают, что далеко не все проверки в израильском аэропорту проводятся с особенной тщательностью. Так, из-за дефицита времени у миграционных чиновников и нехватки специального оборудования многие прибывающие в Израиль не подвергаются серьёзным проверкам.
– Меня в израильских аэропортах ни разу не трясли, – признался Ивану Степановичу обозреватель «АН». – А вот моих попутчиков-евреев почему-то досматривали с особой тщательностью. По этому поводу они даже мрачно шутили: даже на родной земле страдаем из-за пятой графы.