Перемирие – не для разведки. Даже когда не ведутся активные боевые действия, сражения на «невидимом фронте» продолжаются. Особую роль в них играет современная техника.
О том, как в Донбассе используются радиоэлектронные средства разведки, обозреватель «АН» попросил рассказать полковника в отставке Сергея Валерьевича НОВИКОВА.
Молчание – золото
На стене кабинета полковника Новикова висят несколько плакатов фронтовой поры: «Не болтай!», «Болтун – находка для шпиона»…
– По-прежнему актуальны, – перехватив мой взгляд, говорит Сергей Валерьевич. – И события на Украине это только подтверждают.
Мне сразу вспомнилось, что недавно министр обороны Украины Валерий Гелетей одной из причин провала украинской силовой операции на Донбассе назвал использование солдатами смартфонов, подключённых к Интернету. «Те, кто… общается по мобильному телефону, разглашая сведения об оперативной обстановке (время и маршруты движения колонн, количество личного состава и принадлежность их к тем или иным военным частям, тип, количество вооружения и военной техники и т.п.), видимо, не осознают уровня угрозы, вызываемой такими действиями, и несут особую опасность боеспособности войск», – заявил украинский министр обороны.
В ответ на эту цитату полковник Новиков рассказал короткий анекдот:
– В армии Украины подкрепление: поступили на вооружение беспилотные самолёты, безбашенные танки и безмозглые генералы. Гелетей – самый первый из них. Его заявление о двух ядерных ударах по Луганскому аэропорту яркое подтверждение этому.
Посмеялись. Потом, перейдя на серьёзный лад, Сергей Валерьевич добавил:
– Впрочем, в отношении мобильников Гелетей прав. Это настоящая находка для радиоэлектронной разведки. Они прослушиваются самыми элементарными средствами. Поэтому на войне Интернет и мобильные гаджеты должны быть под строжайшим запретом.
Агентура – не дура
Полковник Новиков – ярый апологет засекреченных каналов связи. Этим он занимался всю свою многолетнюю службу. Но ведь порой и ЗАС (засекречивающая аппаратура связи) не спасает от прослушки. Против агентов-«кротов» любая техника бессильна.
Недавно, например, на Украине был задержан 41-летний инженер, который имел допуск к сведениям, составляющим государственную тайну с грифами «Секретно» и «Совершенно секретно». Якобы этот украинский Сноуден на специальной аппаратуре, которую он использовал как сотрудник СБУ, прослушивал радиопереговоры подразделений АТО и передавал эти сведения командирам ополченцев с позывными «Абвер», «Нос» и «Стрелок».
Целая кампания по обвинению в предательстве развёрнута против другого представителя радиоэлектронной разведки Украины. Это заместитель госслужбы спецсвязи и защиты информации, генерал-лейтенант, экс-заместитель министра транспорта, доцент, кандидат юридических наук, заслуженный экономист Украины, госслужащий 5-го ранга, награждённый именным огнестрельным оружием МВД Украины Сергей Краснокутский.
При таком внушительном послужном списке это всего лишь 32-летний молодой человек. На официальном сайте госслужбы указано, что Краснокутский закончил Национальный университет МВД, но, по данным следствия, образование у генерала – 9 классов. Однако он далеко не дурак. Высший чиновник спецсвязи пользуется эксклюзивным автомобилем за 500 тыс. долларов. Неужели такие деньги ему отвалила российская разведка? Сам он утверждает, что сын бедных учителей и с 12 лет занимается бизнесом.
В помощники российской радиэлектронной разведки на Украине готовы записать и целую компанию. «Укртелеком» – монополист, владелец всех каналов государственной связи, систем обеспечения спецсвязи и систем шифрования. Всё это принадлежит частной коммерческой фирме, где работает большое число россиян. И многие из них, как подозревает украинская контрразведка, помогают ополченцем.
В Киеве уверены, что иностранная агентура в Украине есть и она действует. Но специалисты не преувеличивают её масштабы. Основным источником поставки оперативной информации о тактической обстановке в зоне боевых действий на Донбассе является радиоэлектронная разведка. Агентура лишь обеспечивает её работу.
Справка «АН»
Радиоэлектронная разведка (РЭР) – дисциплина сбора разведывательной информации на основе приёма и анализа электромагнитного излучения (ЭМИ). Она использует как перехваченные сигналы из каналов связи между людьми и техническими средствами, так и сигналы работающих радиолокационных станций (РЛС), станций радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и тому подобных устройств, и ведётся в диапазоне длин волн от единиц микрометров до десятков тысяч километров. По своим особенностям радиоэлектронный шпионаж относится к техническим видам разведки.
У карателей больные «нервы»
Военные не зря говорят: связь – «нервы» армии. У карателей, что воюют против ополченцев, они никуда не годятся. До последнего времени у подразделения АТО наблюдался острый дефицит современных средств защищённой связи. Поэтому большая часть обмена оперативной информацией осуществляется через мобильные телефоны генералов, офицеров, солдат. А включённые мобильники позволяют очень точно и легко определять состав группировок украинских войск с точностью до человека.
Кроме того, радиоэлектронная разведка способна быстро пеленговать наиболее мощные передатчики, источники интенсивного радиообмена. А это однозначный признак штабной группы. Вычислить точки размещения армейских штабов путём триангуляции совсем несложно. Этим способом ещё немцы наших разведчиков в войну вычисляли.
Как признают сами контрразведчики из СБУ, даже когда украинские подразделения оснащены современными цифровыми мобильными станциями иностранного производства, командиры уделяют недостаточное внимание дисциплине радиосвязи в подразделении. Даже самая защищённая радиосвязь, если ей пользоваться во время движения, всё равно демаскирует войска. Поскольку любой выход в эфир, как показывает практика, пеленгуется, и по этим местам тут же наносят артиллерийские удары.
– Ясное дело, болтовня в радиоэфире и по мобильным телефонам помогает радиоэлектронной разведке быстрее любых шпионов составлять полную карту тактической обстановки, – продолжает свой рассказ полковник Новиков. – Поэтому нельзя забывать, что радиосвязь – демаскирующий фактор. Меня это ещё в военном училище заставили вызубрить назубок. Почему этими прописными истинами пренебрегают в Донбассе украинские вояки – не знаю. Потому и бьют их ополченцы нещадно. Дерут как сидоровых коз.
– Но в Киеве во всём винят Россию, – я зачитываю Сергею Валерьевичу недавнее заявление главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко: – «Восемнадцатый специальный центр Федеральной службы безопасности Российской Федерации работает, как специальное учреждение, круглосуточно, там почти полторы тысячи контрактников и штатных сотрудников. В социальных сетях, через роботизированные системы рассылки электронных и смс-сообщений, через социальные сети, в том числе Facebook,последние трое суток целенаправленно рассылают тексты панического характера. Цель – спровоцировать панику как оружие для дестабилизации ситуации», – сказал он.
– У карателей шалят «нервы», – говорит Новиков. – Отсюда и паника. Впрочем, не скрою, сейчас в России электронному шпионажу уделяется первостепенное внимание.
Полковник рассказал, что на подслушивающих постах частей особого назначения (ОСНАЗа) давно ушли в прошлое громоздкие катушечные магнитофоны и простые карандаши для быстрой записи текста. Из 20 трлн. рублей, выделяемых на перевооружение армии и флота, более 900 млн. хотят выделить на разработку многопозиционной спутниковой системы разведки «Акварель». Проект рассчитан на период не менее пяти лет. Как пишут в прессе, конкурс на разработку основы этой системы выиграл Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени Берга (ЦНИРТИ).
Специалисты говорят, что «Акварель» станет самой грандиозной разведывательной системой России за всю историю. По техническому заданию наземных приёмо-передающих станций должно быть не менее пяти. Они расположатся от Калининграда до Камчатки. Позже к ним подключатся другие перспективные системы и военные спутники радиолокационной, радиотехнической и видовой разведки.
Ведь «Акварель» – это лишь часть космической палитры, которую сейчас создают на предприятиях российского оборонного комплекса. Самые крутые разработки радиоэлектронной разведки, по понятным соображениям, держатся пока в строжайшем секрете.
– Свои последние поражения в Донбассе гелетеи и наливайченко пытаются списать на происки радиоэлектронной разведки России, – в завершении своей короткой лекции сказал полковник Новиков. – Но сделать из мобильника козла отпущения не получится. Не в каменном веке живём. Техникой пользуются люди. В украинских штабах, похоже, немало неандертальцев с компьютерами и мобильными гаджетами.