Новые разоблачения бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена были в последнее время одной из главных новостей. Слежкой за собой возмущались политики. Простые граждане устраивали демонстрации протеста в Вашингтоне. А как смотрят на этот грандиозный скандал профессионалы?
Обозреватель «АН» попытался выяснить это у сотрудников российских спецслужб.
Разговор за кислородным коктейлем
В мёртвый сезон в море купаются только моржи, сибиряки да сильно поддатые граждане. Но в санатории российских спецслужб есть прекрасный бассейн. Там мы и познакомились с полковником в отставке Александром Витальевичем Бондаренко и просто Сергеем, как скромно представился атлетически сложённый парень лет тридцати.
Пока мы с Александром Витальевичем с трудом одолевали два километра длиной в восемьдесят бассейновых дорожек, Сергей уже проплыл свою «трёху» и ждал нас с ноутбуком в фитобаре.
Мы взяли по кислородному коктейлю. Пока ложечками ели воздушную пену, Сергей рассказывал:
– Сноуден снова отличился. Он опубликовал в западной прессе служебную записку под секретным грифом. А там сказано, Агентство национальной безопасности США отслеживало телефонные звонки 35 мировых лидеров. Но я думаю, что это далеко не полный список.
– И за кем из известных людей следили американцы? – спросил Александр Витальевич.
– В служебной записке около 200 телефонных номеров, – глядя на экран компьютера ответил Сергей. – В список тех, за кем велась слежка, попали президенты Бразилии и Мексики, а также канцлер Германии Ангела Меркель.Она особенно обиделась на своих американских друзей и союзников.
– Нам в КГБ было категорически запрещено вести оперативную работу по лидерам братских компартий и главам дружественных государств, – сказал полковник Бондаренко.
– И может быть, напрасно,– усмехнулся Сергей. – Если бы вовремя разглядели Александра Дубчека, то, глядишь, и не пришлось бы вводить танки в Прагу в 1968-м. Установили бы раньше связи Амина с ЦРУ, и не надо было бы штурмовать его дворец, ввязываться в афганскую войну. Недостаток информации всегда приводит к ошибочным решениям.
Александр Витальевич задумался, потом с болью в голосе сказал:
– Я сейчас больше всего жалею, что у нас были связаны руки по отношению к собственным предателям. Нет, не к «кротам»-перевёртышам. Этих выдавал Эймс. Их сажали и даже расстреливали. А вот до агентов влияния Запада в высших эшелонах власти КГБ добраться не могло. Партийная иерархия не позволяла. Поэтому и развалили Советский Союз.
Подозревали русский самовар
С кислородным коктейлем скоро было покончено. Мы принялись за отвар шиповника.
– Никогда не поверю, что КГБ был таким белым и пушистым, и ни за кем не следил, – решил обострить разговор обозреватель «АН».
Полковник Бондаренко встрепенулся:
– Конечно, мы работали. Но за миллионами, как американцы, никогда не следили.
– Не было технической возможности? – с ехидцей спросил журналист.
Александр Витальевич пожал плечами:
– И возможности не было. А главное – нужды. В западной прессе тогда писали, что КГБ следит в Москве за всеми иностранными туристами. Мол, каждый номер гостиницы «Интурист» оборудован подслушивающими устройствами.
– Разве не так?
– Конечно нет! – воскликнул ветеран КГБ. – Зачем нам было писать разговоры фермера Джо со своей подругой Мэри? Кто бы разрешил тратить на это немалые казённые деньги? Мы следили за шпионами из резидентуры посольства США.
– И для этого применяли радиоактивные и химические средства? – продолжал обострять разговор обозреватель «АН».
Я сослался на западную прессу. Так, американский журналист утверждал, что агент ЦРУ Воронцов по кличке Капюшон передал своему связнику секретный порошок, которым советская контрразведка тайно помечала машины посольства США. В лучах специальных приборов автомобили дипломатов-шпионов светились даже ночью. Это сильно облегчало слежку за ними.
– Правда ли это?
– Ерунда, – рубанул полковник. – Наша наружка, конечно, использовала разные технические способы и методы. Но к «химии» никогда не прибегала.
Но ведь так называемые «данайские дары» всегда были в арсенале наших спецслужб. Я рассказал своим собеседникам историю, когда под подозрение попал… русский самовар. Сверхбдительные британские контрразведчики почему-то решили, что в него были вмонтированы подслушивающие устройства.
Тот электрический самовар, богато украшенный уральскими самоцветами, был подарен в 1988 г. королеве Елизавете II командой советских лётчиков высшего пилотажа и стал любимчиком в королевской семье. Всё это время он находился в поместье Альбердиншайр. Но чай из него не пили, хотя он и стоял в столовой.
Королева часто демонстрировала подарок из России гостям. Слугам не разрешалось включать самовар, чтобы не повредить произведение русского народного творчества. Это и показалось подозрительным.
Однажды, как сообщает газета DailyTelegraph, английские спецслужбы проводили в королевском дворце очередную проверку. И почему-то на этот раз заподозрили самовар в... шпионаже. Им не понравились провода электропитания, которые могли, по мнению английских контрразведчиков, являться подслушивающим и передающим устройствами. Как пишет английская газета, «жучок», возможно, находящийся в самоваре, мог собирать как детали переговоров королевы «с премьер-министрами и другими мировыми лидерами, так и частные беседы с членами королевской семьи». В общем, самовар выдворили из дворца и чуть было не объявили персоной нон грата.
– Английская шпиономания общеизвестна, – прокомментировал мой рассказ Сергей. – Конечно, бывали случаи, когда в подарки иностранным особам спецслужбы вмонтировали подслушивающие устройства. Например, в 60-е годы прошлого столетия послу США в СССР подарили богато оформленный герб США. Только через 20 лет выяснилось, что в нём сидел «жучок». Но в данном случае, если бы действительно в самоваре что-то нашли, то это «что-то» надо бы предъявить. Но не пойман – не вор.
Справка «АН»
Сотрудники военного ведомства США используют в работе свыше 15 тыс. компьютерных сетей, к которым подключены более 7 млн. компьютеров. Сайт и компьютерные системы самого Пентагона – объекты многочисленных хакерских атак. Примерный ущерб, нанесённый компьютерными взломщиками оборонной промышленности США, оценивается в один триллион долларов. Только за одну недавнюю кибератаку из компьютерных систем министерства обороны США было похищено 24 тыс. файлов.
Не лыком шиты в компьютерном шпионаже и наши. Сейчас в оборонном ведомстве создаётся специальное киберкомандование. Видимо, его специалисты уже тщательно изучают все материалы, опубликованные в западной прессе с подачи Эдварда Сноудена. Говорят, он может располагать материалами о разведывательной деятельности Америки против России, Ирана и Китая.
В частности, предполагается, что Сноуден знает о том, какую именно информацию и каким образом собирали американские спецслужбы и их зарубежные партнёры. Бывший агент ЦРУ в ближайшее время может обнародовать информацию о том, как одна из стран НАТО собирала для Военно-воздушных и Военно-морских сил США ценные данные о Российской армии. Так что новые сенсационные разоблачения нас ждут впереди.
Главные разоблачения – впереди
Сергей снова припал к монитору ноутбука. Видимо, нашёл во Всемирной паутине что-то интересное.
– Меня, как специалиста, во всех разоблачениях Сноудена больше всего интересует технология прослушки, – оторвался от компьютера наш молодой собеседник. – Оказывается, она проходит под кодами DRTBOX и WHITEBOX. С помощью первой за месяц с декабря 2012 по январь 2013-го было перехвачено 62,5 миллиона телефонных разговоров, а с помощью второй – 7,8 миллиона смс-сообщений. В день «снималось» от трёх до семи миллионов звонков и эсэмэсок. Это стоит немалых денег. Вот что по этому поводу заявляет предшественник Сноудена, известный компьютерный разоблачитель Ассанж.
Авторитетное мнение
«Это странно звучит, но сегодня разведки и контрразведки действительно массово используют системы слежения, в том числе за политическими оппонентами, – констатировал Джулиан Ассанж. – Эта индустрия процветает с 11 сентября 2001 года. Обороты составляют миллиарды долларов в год».
Между тем для слежки за иностранцами Федеральное бюро расследований США, как АНБ, тоже обзавелось спецподразделением для мониторинга Интернета. А в ЦРУ такое подразделение есть уже давно. Теперь и ФБР решило сделать упор на технические методы контроля интернет-пространства. Центр стратегической информации ФБР разместил на сайте ведомства запрос на создание «Приложения по социальным сетям». В документе сказано: «Социальные сети стали основным источником разведывательной информации, так как в них можно найти первую реакцию на ключевые события». Программа должна собирать информацию из «открытых источников» и иметь возможность обеспечить автоматизированный поиск и фильтрацию информации из социальных сетей, включая Facebook и Twitter, позволять поиск по новым ключевым словам, отображать различные уровни угроз на географических картах, возможно, с использованием цветового кодирования для обозначения приоритетности угроз, предусматривать широкий спектр данных о терроризме – как в США, так и во всём мире». Не отстаёт от американских спецслужб и Пентагон.