Накануне трагической даты в американской истории – 11 сентября – всё больше внимания привлекает личность террориста номер один Усамы бен Ладена. Его официально считают главным организатором крупнейшего теракта – воздушной атаки на США. Но в последнее время появляется всё больше доказательств, что этого давнего агента ЦРУ по кличке Тим Осман спецслужбы сделали козлом отпущения. На самом деле, как и в случае с химическим оружием в Сирии, это была грандиозная провокация. Поэтому Усаму устранили без суда и следствия как опаснейшего свидетеля.
Как охотилось за ним ЦРУ, рассказывается в художественном фильме К. Бигелоу «Цель номер один». Обозреватель «АН» недавно посмотрел его в небольшой компании оперативников и спецназовцев ФСБ России.
Рецензия специалистов
Так получилось, что этот нашумевший голливудский фильм удалось посмотреть с полугодовым опозданием. В США премьера ленты состоялась 19 декабря 2012 года, в России он вышел в прокат 21 февраля 2013 года. Но Сергей и Виктор только недавно вернулись из кавказской командировки. Их старшему товарищу Вадиму Николаевичу тоже было не до кинопремьер.
В воскресенье хотели расслабиться, а тут журналист притащил диск с захватывающим, но мрачноватым фильмом. Одни первые кадры чего стоят! На совершенно чёрном экране не видно ни зги. Лишь звучат голоса жертв 11 сентября. Картина больше похожа на документальную, чем на художественную, сделанную на «фабрике грёз» в Голливуде. Нет ни секса, ни даже любовной истории. Словом, нетипичная кинопродукция.
«Цель номер один» был признан лучшим фильмом года по версии нескольких сообществ кинокритиков со всего США. На 85-й церемонии вручения премии «Оскар» картина была удостоена пяти номинаций, включая «Лучший фильм года». Джессика Честейн за исполнение главной роли сотрудницы ЦРУ Майи получила премию «Золотой глобус».
– Остаётся только позавидовать, – со вздохом сказал Сергей, когда промелькнули последние титры фильма. – Умеют американцы прославлять свои спецслужбы.
Виктор его поддержал:
– Причём сделано это тонко, без грубой лести. На первый взгляд всё снято очень достоверно и объективно.
– Слышал, что прототипом героини Джессики Честейн стала реальная сотрудница ЦРУ, чьё имя не раскрывается, – вступил в разговор Вадим Николаевич. – За участие в операции она была удостоена важнейшей военной награды США. Понятное дело, её имя, как и фамилия непосредственного руководителя «Морских котиков», убивших бен Ладена держится в секрете.
– Вокруг этого фильма было много скандалов. И главный из них – обвинения в разглашении военной тайны, – не согласился с оперативником обозреватель «АН».
По секрету всему свету
Одним из первых такое обвинение высказал член палаты представителей США Питер Кинг. На пресс-конференции после премьеры фильма он задал вопрос: «Была ли допущена Бигелоу к секретным документам?» Режиссёр отделалась брошенным: «Без комментариев». Позже и другие оппоненты заявили, что представители администрации президента Обамы лично передали создателям картины секретные данные.
Даже Пентагону фильм показался настолько достоверным, что Минобороны США провело специальное расследование с целью выяснить, кто открыл все секреты охоты за бен Ладеном Бигелоу. По его результатам выяснилось, что засекреченную информацию выдал ближайший помощник министра обороны США Панетты Майкл Виккерс. Совсем недавно, в августе этого года, Пентагон и ЦРУ опубликовали документы, подтверждающие сотрудничество создателей фильма с военными и разведуправлением. В частности, кинематографисты проводили большие интервью с несколькими представителями ЦРУ.
Как это ни парадоксально, но секретные подробности спецоперации по ликвидации Усамы бен Ладена стали достоянием общественности из-за несдержанности занимавшего в то время пост директора ЦРУ Леона Панетты, разгласившего «государственную тайну» в присутствии голливудского сценариста.
В свою очередь, пресс-секретарь Панетты заявил, что глава ЦРУ не знал, кто присутствовал на церемонии, и считал, что всем собравшимся разрешено слушать его выступление.
Об этом говорится в докладе следователей Пентагона, занимающихся расследованием по делу об утечке секретной информации. Как утверждают авторы отчёта, через месяц после спецоперации Леон Панетта во время закрытой церемонии награждения участников рейда выступил с речью, в которой упоминалось и название элитного подразделения «Морских котиков», штурмовавших дом бен Ладена, и имя их командира.
Между тем на церемонии присутствовали сценарист Марк Боал и режиссёр Кэтрин Бигелоу, авторы фильма «Цель номер один».
Потом представитель Пентагона просил режиссёра и сценариста сохранить имя офицера в секрете. Взамен Бигелоу и Боалу показали так называемый «Подвал» – здание ЦРУ, где планировалась операция по ликвидации бен Ладена.
Справка «АН»
Утром 11 сентября 2001 г. 19 террористов захватили в США четыре рейсовых пассажирских самолёта. Они направили два из них на башни Всемирного торгового центра. Третий спикировал на здание военного ведомства. Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера попытались перехватить управление самолётом у террористов. В результате борьбы он упал в поле около города Шенксвилл. Помимо 19 террористов в результате террористических атак погибли 2974 человека, ещё 24 пропали без вести.
Можно ли оправдать пытки?
В этом фильме показано много сцен с пытками на секретных базах ЦРУ за границей. По мнению некоторых критиков, из-за них картина не удостоилась главного «Оскара». Он был отдан фильму «Арго», кстати, тоже прославляющему ЦРУ.
Действительно, жутко смотреть, как в мрачных подвалах пленников подвешивают под потолком. Палачи в капюшонах избивают узников, имитируют утопление, засовывают подследственного в ящик с дерьмом.
Газета «Гардиан» назвала фильм «вредной пропагандой», указав на то, что картина «представляет пытки в том свете, в котором их видят сторонники и администраторы ЦРУ, то есть уродливым, грязным делом, необходимым для защиты Америки».
Сенатор Джон Маккейн, который сам был подвергнут пыткам во время своей военной карьеры во Вьетнаме, сказал, что этот фильм вызвал у него тошноту – «потому, что это неправильно». В своей речи в Сенате он сказал, что «применения «расширенных методов допросов» к Халид Шейх Мохаммеду не только не дали нам информацию о курьере бен Ладена Абу Ахмеде, но и в действительности дали неверную и вводящую в заблуждение информацию». Джон Маккейн и другие направили критическое письмо председателю по прокату Майклу Литону, заявив, что «c выпуском в прокат «Цели номер один» создатели фильма и ваша продюсерская студия распространяете миф о том, что пытки эффективны. У вас есть социальные и моральные обязательства правильно представлять факты».
Журналист Мэт Тайбби написал: «Настоящая проблема в том, что этот фильм говорит о нас. Когда появились те снимки из Абу-Грейб, как минимум половина Америки ужаснулась. Национальный консенсус (хоть и с небольшим разрывом) показал, что это не то, что мы из себя представляем как люди. Но сейчас, четыре года спустя, выходит «Цель номер один», и кажется, что наши чувства к ужасам, которые мы сотворили в Абу-Грейб, Гуантанамо и Баграме настолько притупились, что мы можем принять их с условием, что из этого мы получим кассовый фильм».
– Ваше отношение к пыткам? – спросил обозреватель «АН» своих собеседников. И тут мнения разделились.
– Нас в академии ФСБ, конечно, учили методике допроса, – сказал Сергей. – Но физическое воздействие на допрашиваемого категорически запрещалось.
– На войне как на войне, – не согласился с ним Виктор. – Иной раз удар прикладом или горячим стволом автомата в зубы заставляет быстрее развязать язык пленному террористу. Когда на кон поставлены жизни твоих товарищей и мирных граждан, тут уж не до сантиментов.
Похоже, такого же мнения придерживается и министр обороны США. Так, Леон Панетта в интервью NBC 3 февраля 2013 года, отвечая на вопрос о фильме «Цель номер один», подтвердил, что при проведении операции по ликвидации бен Ладена к его сподвижникам применялись пытки.
Старый контрразведчик Вадим Николаевич в вопросе применения пыток разделяет мнение сенатора Маккейна:
«Пытками редко добудешь объективную информацию. Желая избежать боли, человек может оговорить и себя, и других. И вместо истины получишь дезу».
Кто выиграл от провокации
Мои собеседники считают, что и события 11 сентября, и последующая операция 2 мая 2011 года по ликвидации бен Ладена – это грандиозные спектакли, разыгранные спецслужбами. На самом деле террористами, захватившими боинги, руководил не бен Ладен и убивали его не «Морские котики», а члены американской группы быстрого реагирования TaskForce 373 (TF373).Морской спецназ был лишь на подхвате.
Из захваченных пакистанскими спецслужбами особо секретных документов ЦРУ, найденных при обыске имущества тайного агента Дэвиса, следует, что спецгруппа TF373 обеспечивает террористов «Аль-Каиды» «делящимся ядерным веществом» и «боевыми биологическими средствами», а также химическим оружием – зарином и зоманом.
Сейчас провокацию с химическим оружием эта же сверхсекретная группа ЦРУ пытается разыграть в Сирии. После 11 сентября в ЦРУ не только не «полетели головы», но, напротив, финансирование Управления мгновенно выросло на 42%, и ведомство получило, по сути, неограниченные полномочия. Оказалось, что за годы, прошедшие после атаки «Аль-Каиды», спецслужбы США выросли до невиданных прежде размеров. Разведкой, борьбой с терроризмом и обеспечением внутренней безопасности страны занимаются 1271 государственная организация и 1931 частный подрядчик. Только в столице и её окрестностях уже построены после 11 сентября 33 комплекса зданий для спецслужб общей площадью полтора квадратных километра – это три Пентагона или 22 Капитолия.
Какой «золотой дождь» прольётся на ЦРУ и Пентагон после удара по Сирии? И сколько там погибнет ни в чём не повинных людей?