Аргументы Недели → Шпионаж № 28(370) от 25.07.2013

Сноудена не предлагать

На кого обменяют российских разведчиков супругов Аншлаг?

, 18:39 ,

Сам погибай, а товарищей выручай. Эта поговорка – закон жизни в разведке. Сейчас дело чести для российских спецслужб вытащить из немецкой тюрьмы своих агентов супругов Аншлаг. Как это сделать?

Обозреватель «АН» попросил ответить на этот вопрос своего давнего знакомого полковника Альберта Семёновича Н.

Гость – не разменная монета

Мы уже беседовали с полковником о судьбе наших разведчиков. Тогда Альберт Семёнович закончил наш разговор горькими словами:

– Фрицы торжествуют. Вот что заявила их контрразведка: «Это первая поимка нелегалов в Германии со времени объединения страны и окончания холодной войны. Произошедшее – один из крупнейших успехов антишпионской работы ведомства за последние годы».

В начале июля этого года немецкий суд приговорил Андреаса и Хайдрун Аншлаг к тюремным срокам 6,5 и 5,5 года соответственно, а также к штрафу в полмиллиона евро. Приговор уже вступил в силу. Обжаловать его в судах высших инстанций адвокат подсудимых Хорст Дитер Петчке не стал. Как он недавно сказал, чтобы не затягивать дело. По его словам, супруги Андреас и Хайдрун Аншлаг возвратятся в Россию в результате обмена на западных агентов. Процесс запущен, и обмен может состояться «в любой момент», заявил адвокат четы.

– На кого будем менять наших разведчиков? – спросил обозреватель «АН» у Альберта Семёновича. – На ум сразу приходит только одна фамилия – Сноуден.

Полковник усмехнулся:

– Мыслите, как Жириновский. Тот тоже предлагал обменять Сноудена на сидящих в американских тюрьмах Бута и Ярошенко и предателя Калугина. Но скажу по секрету, с самого верха поступила команда: Сноудена ни на какой обмен не предлагать. Заявил же президент, что Россия никого не выдавала и выдавать не будет. После прошения беглого церэушника о политическом убежище это вообще невозможно по российским законам. Теперь он наш гость, а не разменная монета.

Русские Штирлицы нового времени

Как можно скорее должны вернуться в Россию и томящиеся в немецкой тюрьме наши разведчики Саша и Оля Рост. Так назвали себя на одном из допросов супруги Аншлаг. Впрочем, вряд ли и это их настоящие имена.

Андреас и его супруга Хайдрун, более 20 лет прожившие в ФРГ по австрийским паспортам, были арестованы по подозрению в шпионаже в пользу РФ ещё 18 октября 2011 года. И всё это время немецкая контрразведка безуспешно пыталась расколоть «русских Штирлицев».

По данным следствия, австрийскими документами супруги Аншлаги обзавелись, подкупив сотрудника паспортной службы. В качестве страны своего рождения Андреас указал Аргентину, его супруга – Перу. Детством, проведённым в Латинской Америке, они объясняли и акцент в немецком произношении. В материалах следствия нет информации об их настоящих именах, но названы позывные: «Пит» и «Тина».

Супругов особенно интересовали мероприятия, связанные с НАТО, ЕС и Россией. Аншлаги, как следует из обвинительного заключения, заводили знакомства с действующими и бывшими политиками, военными, министрами. Они поставляли России данные об операциях НАТО в Афганистане, планах развёртывания ЕвроПРО, состоянии отношений Германии и США и даже выясняли в 2011 году замыслы Запада по ведению военной операции в Ливии.

«Русские Штирлицы» якобы получали от СВР России около 100 тысяч евро в год. Они также вербовали, обучали и финансировали деятельность новых нелегалов. Для связи с Центром агенты использовали тайники, коротковолновую и спутниковую радиосвязь, Интернет. В обвинительном заключении сказано, что Аншлаги общались с Москвой, оставляя комментарии к роликам на YouTube. Они пользовались ником Alpenkuh1 («альпийская корова»), а их московский куратор «Леонид» писал под ником Cristianofootballer («футболист Христиан»).

Как пишет немецкая пресса, домохозяйку-разведчицу Хайдрун Аншлаг задержали подразделения уголовной полиции и спецназа GSG 9. Её «накрыли» ровно в тот момент, когда она передавала по коротковолновой связи шифровки в Центр. Когда в «неприметный дом с белыми стенами в Михельбахе» ворвался спецназ, наша разведчица даже при грубом силовом захвате не растерялась, а «упала со стула и оборвала компьютерный кабель», прервав передачу данных, пишет DerSpiegel.

В Москве поняли: случился провал. Из истории радиоигр известно, что многих арестованных радистов контрразведка заставляла работать под своим контролем и гнать в Центр дезу. На этот раз этого не случилось.

Андреаса Аншлага задержали в другом городе. Он успел уволиться из фирмы и даже продал свою машину. К моменту ареста семья готовилась покинуть страну. Der Spiegel предполагает, что российские спецслужбы успели предупредить своих агентов о предательстве полковника Потеева, но тем не хватило времени для бегства.

Обменный фонд

Во время следствия и суда супруги Аншлаг держались мужественно и стойко. Они не выдали никого. Полтора года супруги провели в одиночных камерах. И потом видели друг друга лишь на судебных заседаниях.

– Когда же наши герои-разведчики встретятся за дружеским столом с картошечкой и селёдочкой? – спросил обозреватель «АН» Альберта Семёновича. – Если не на Сноудена, то на кого мы можем обменять их?

Полковник задумался, потом ответил:

– Чтобы не помешать идущим переговорам, я буду оперировать информацией только из открытых источников. Например, как ранее писала немецкая пресса, Берлин интересует отставной полковник ФСБ Михайлов, осуждённый на 18 лет за измену.

Сейчас он отбывает наказание в Иркутске. Михайлов с 2001 по 2007 год передал агентам ЦРУ США тысячи секретных и совершенно секретных документов, которые ФСБ готовила для руководства страны. За это получил от ЦРУ более двух миллионов долларов. Через него шли доклады президенту, премьеру, Совету безопасности. Он был очень грамотным и считался на Лубянке лучшим знатоком русского языка. В Управлении делами ФСБ он являлся нештатным корректором. Пользуясь служебным положением, полковник Михайлов снимал с компьютера копии с материалов, а флешки со сверхсекретной информацией оставлял в тайниках, откуда их забирали американские агенты. Почти одновременно документы из ФСБ шли в Кремль, а копии – в ЦРУ.

Когда в ФСБ была выявлена утечка информации, вскоре удалось задержать американца, который забирал флешки из тайника. После этого провала Михайлов срочно, по выслуге лет, уволился со службы. И что удивительно, сохранив российское гражданство, вместе с ближайшими родственниками перебрался в США, поселившись в городе Арлингтон. На деньги от шпионажа купил жильё в Америке. Были у него и апартаменты в Севастополе общей площадью свыше 300 квадратных метров, и шикарная квартира в Москве на Ленинском проспекте. Здесь предателя и арестовали. Это удалось сотрудникам ФСБ только в 2010 году. До сих пор все детали этой уникальнейшей операции засекречены.

По словам Альберта Семёновича, фамилия Михайлова упоминалась в переговорах с немцами, «но это не единственный кандидат на размен». При этом газета DieWelt писала, будто канцлер Ангела Меркель и президент РФ Владимир Путин обсуждали тему обмена в ходе личных встреч, однако пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков это опровергал.

Другой «разменной монетой» в переговорах об обмене может стать подполковник Хлычев. Этого предателя тоже сумели выманить из Америки в Россию.

Подполковник Хлычев «клюнул» на обещание одного знакомого предоставить некую интересную информацию. Новоявленные «американцы» по странному совпадению получили одинаковые сроки – по 18 лет. Михайлов и Хлычев отсидели у нас ещё сравнительно мало. И чтоб другим сотрудникам спецслужб неповадно было изменять присяге, их вряд ли помилуют так быстро. Без указа президента России о помиловании не может быть и обмена.

Самый вероятный претендент на освобождение из заключения и обмен на наших разведчиков совсем другой человек. На сегодня единственный гражданин России, отбывающий срок за шпионаж в пользу Германии, – это Андрей Думенков. В 2006 году его приговорили к 12 годам за попытку продать сведения о разработке Россией секретного оружия. Сейчас он содержится в ИК‑2 Ульяновской области.

Справка «АН»

Обмены уже давно вошли в практику спецслужб. Их было множество: удачных и неудачных. Из самых громких, но не состоявшихся – это переговоры об обмене фельдмаршала Паулюса на сына Сталина – Якова.

«Солдата на маршалане меняю» – эти слова приписывают Сталину. Но, как утверждают историки разведки, это всего лишь выдумка советских киношников, которая стала историческим мифом. На самом деле переговоры, которые велись в нейтральной Швеции с немцами, уже в самом начале закончились провалом.

А вот китайскому лидеру Чан Кайши удалось выручить своего сына из застенков Лубянки. В конце 30-х годов прошлого века в Шанхае был арестован резидент советской военной разведки Яков Бронин. В Москве тут же взяли под арест китайского агента Цзяин Цзинго. Это был сын самого вождя Гоминдана Чан Кайши. Цзяин Цзинго обвинили в том, он собирал секретные сведения о Красной армии. Торг был недолгим. Прошло немного времени, и Бронин вернулся в Москву. А обмененный на него Цзинго вскоре попал в отцовские объятия Чан Кайши.

Самый неравноценный с количественной стороны обмен состоялся в 1982 году. Тогда нашего разведчика полковника Алексея Козлова, арестованного в ЮАР,обменяли с помощью разведки ГДР аж на одиннадцать человек! За будущего Героя России пришлось отдать десять немцев и одного офицера армии ЮАР, в своё время попавшего в плен в Анголе во время рейда туда южноафриканской армии. Сам Козлов потом вспоминал: «В Берлине мне товарищи стол хороший приготовили: икорочка, сёмга. Но я смолотил всю отварную картошку и всю селёдку. Мне потом сказали: «Ты, Лёшка, сожрал у нас весь представительский запас селёдки».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram