Скандал, связанный с бывшим сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом, продолжает набирать обороты. Словно по приказу, одна за другой взрываются информационные бомбы. Перед тем как покинуть Гонконг, он выдал секретную информацию о кибератаках США на китайские серверы. Теперь выложил материалы о прослушке американцами своих ближайших союзников. В ближайшем будущем наверняка следует ожидать сенсационных данных об электронной войне США против России.
Почему ни в коем случае нельзя экстрадировать Сноудена на расправу американским спецслужбам? Сколько предателей-перебежчиков не выдаёт нашей стране Запад? На эти и другие вопросы обозреватель «АН» попросил ответить высокопоставленного сотрудника одной из российских спецслужб Игоря Сергеевича Н.
А там ли разведмальчик?
Наша встреча несколько раз срывалась: то один был в командировке, то другой в отъезде. Наконец устроились за маленьким столиком на веранде внешне непрезентабельной шашлычной.
– Только вчера прилетел в Шереметьево, – поздоровавшись, сказал я.
– Сноудена не повстречали? – с ехидцей спросил Игорь Сергеевич.
– Там и без меня ищущих хватает, – отмахнулся я от «подколки» и стал рассказывать об увиденном.
…Ещё дней десять назад, когда улетал из Шереметьева за границу, поразился журналистскому ажиотажу в транзитной зоне аэропорта. По залам ожидания вылета, по магазинам беспошлинной торговли дьюти-фри бродили российские и зарубежные съёмочные телегруппы и фотокорреспонденты. Они внимательно всматривались в каждого молодого очкарика. Как будто Сноуден придёт покупать любимый виски в дьюти-фри. Так ведь всё равно не продадут без посадочного талона. А билета на самолёт у беглеца, говорят, пока нет.
Искать человека в транзитной зоне – занятие неблагодарное. И не потому, что очень большой пассажиропоток. При желании можно найти даже иголку в стоге сена. Но как обнаружить чёрную кошку в тёмной комнате? Особенно если её там уже нет. Спецслужбы в аэропорту работают чётко.
Некоторые наивные пассажиры считают, что, пройдя на паспортном контроле через калитку-границу, они вырвались на свободу и на «нейтральной» полосе можно делать всё что хочешь. На моих глазах три весёлые девахи стали разливать в укромном уголке по стаканчикам ликёр бейлис. Тут же к ним подошла грудастая полицменша и начала стыдить:
– Девушки, что ж вы прямо под скрытой камерой пьёте? Нам же всё видно. На кого штраф оформлять будем?
Контроль за пассажирами в «нейтралке» между границами самый жёсткий. Здесь каждый под всевидящим оком спецтехники. И если журналисты который день не могут найти там Сноудена, значит, он надёжно спрятан российскими спецслужбами. Поэтому уже по прилёте я с жалостью смотрел на молодого парнишку с фотоаппаратом, который докладывал в половине двенадцатого ночи по мобильному телефону из Шереметьева в свою редакцию:
– Сноудена нигде не видно. А спать так хочется…
Обмен и обман
Проблему Сноудена Путин и Обама поручили решать своим главам спецслужб – директору ФСБ Бортникову и ФБР – Мюллеру. Но как сделать это в рамках международного права? Ведь как заявил сам президент России: «Что касается возможной выдачи куда бы то ни было, то мы можем выдавать каких-то граждан иностранных государств только в государства, с которыми у нас есть соответствующие международные соглашения по выдаче преступников. С Соединёнными Штатами у нас такого соглашения нет».
Наверное, сейчас американцы кусают локти от досады. Ведь последний раз РФ пыталась заключить такое соглашение о взаимной выдаче в мае 2012 года, но Штаты отказались. Американцы не идут на договор о выдаче, ссылаясь на то, что российская Конституция не позволяет выдавать за рубеж своих граждан. В мае прошлого года на встрече генпрокурора РФ Юрия Чайки с министром юстиции – генеральным прокурором США Эриком Холдером российская сторона передала американским партнёрам проект соглашения о сотрудничестве в сфере экстрадиции преступников. Однако ответа так и не дождалась.
Если сильно припрёт, то любые соглашения и договоры можно подписать очень быстро. Но вот стоит ли экстрадировать или обменивать Сноудена? И если обменивать, то на кого?
– Жириновский предлагал обменять беглого церэушника на сидящего в американской тюрьме «оружейного барона» Виктора Бута. На днях вынесен приговор нашим разведчикам Аншлаг, которые свыше двадцати лет работали в Германии. Или предложить в ответ выдать нам Потеева или Калугина. Как видите, вариантов для торга немало, – разложил информационные карты обозреватель «АН».
В ответ полковник усмехнулся:
– Любой обмен – это туман и обман. Бута, конечно, вызволять из американской тюряги надо, и переговоры по этому начались ещё задолго до Сноудена. Супругов Аншлаг, по моим сведениям, должны скоро обменять на бывшего полковника ФСБ Михайлова, который за предательство отбывает длительный срок в сибирской тюрьме. Потеева или Калугина не захотят отдавать сами американцы. Потому что если они сдадут их, то никто и никогда больше не станет сотрудничать с американскими спецслужбами. По этой же причине и нам нельзя ни в коем случае отдавать на расправу Эдварда Сноудена. Тогда не жди «инициативников» или новых перебежчиков к нам. Без доверия со стороны агентуры разведку можно прикрывать, как разорившуюся артель «Рога и копыта».
– Но был же случай, когда американцы выдали нам предателя, – обозреватель «АН» вспомнил случай из книги о знаменитой «Красной капелле». Тогда агент этой группы Р. Барт (Бек) в 1942 г. был арестован гестапо и перевербован. Работал на немцев на оккупированной территории Западной Европы. Приговорён заочно к расстрелу. Весной 1945 года он попал к американцам, а те передали его НКВД. В 1945 году Бек был расстрелян.
– Это единственный случай, – ответил Игорь Сергеевич. – Тогда мы были союзниками, а теперь, как сказал Путин, просто партнёры. Поэтому с Лубянки, словно с Дону, выдачи нет!
Справка «АН»
За рубеж сбежали около тридцати сотрудников российских спецслужб. Кроме Потеева, Калугина, Гордиевского позорное клеймо предателя носят сотрудник резидентуры ГРУ Станислав Лунёв, полковник резидентуры СВР Виктор Ощенко, полковник ГРУ Физрет Джабезов, сотрудник военной разведки полковник Сергей Бохан, сотрудник резидентуры внешней разведки по научно-технической линии Сергей Илларионов. Но главными иудами среди разведчиков последние годы считались Третьяков и Торопов. Впрочем, их переплюнули по тяжести измены бывший полковник СВР Запорожский и подполковник Хлычев. Того и другого сумели выманить из Америки, где они проживали в последнее время, в Россию. Новоявленные «американцы» были арестованы в Москве, и по странному совпадению оба получили одинаковые сроки – 18 лет. Но предателя Запорожского обменяли в Вене на арестованных в Америке Анну Чапман и её коллег. На скорый обмен рассчитывает Хлычев. Но вряд ли его обменяют на Сноудена. Договора-то об обмене преступниками между нашими странами нет...
Из зарубежной жизни Иуд
– Давайте опубликуем список наших перебежчиков, которых мы можем потребовать экстрадировать с Запада в Россию, – предложил обозреватель «АН» высокопоставленному сотруднику российской спецслужбы. – Или это до сих пор засекреченные данные?
Игорь Сергеевич рассмеялся:
– Хорошая идея! Вывесим их всех на общественную доску позора, как когда-то вывешивали в красных уголках списки пьяниц и дебоширов. Только вот ни тем ни другим от этого ни холодно ни жарко. Тем более фамилии некоторых невозвращенцев до сих пор находятся под грифом «Секретно».
– Это наши двойные агенты в западных разведках? – поинтересовался обозреватель «АН».
Полковник не стал опровергать эту журналистскую гипотезу. Я вспомнил знаменитое дело Носенко. Этого перебежчика американцы заподозрили в двойной игре. Его несколько лет держали в одиночке голым, унижали и допрашивали на детекторе лжи. Когда поверили, что он не «засланный казачок», то американские спецслужбы откупились за пытки суммой в 132 тысячи долларов. Юрий Носенко, бывший заместитель начальника 7-го отдела Второго главного управления КГБ, долгое время жил в одиночестве и страхе. И всё равно не уберёгся. Он погиб в 2008 г. при «загадочных обстоятельствах», смерть была насильственной.
Ещё раньше отправился на тот свет сотрудник нелегальной резидентуры советской внешней разведки подполковник Рейно Хейханен (Вик). Сначала он работал в Финляндии, потом в США. Растратил 5 тысяч долларов и во время очередной поездки во Францию пришёл в американское посольство. Рассказал там об одном из самых известных советских агентов Абеле (Фишере). За предательство группа неизвестных ликвидаторов устроила ему автомобильную катастрофу.
В январе 2001 г. американским спецслужбам сдался полковник Сергей Третьяков, работавший под дипломатическим прикрытием. Он раскрыл секреты российско-иранского сотрудничества в ядерной области, к которым имел широкий доступ. В 2003 г. 53-летний двойной агент внезапно скончался, подавившись куском мяса. Зарубежные эксперты считают, что уйти на тот свет ему помогли.
Евгений Торопов, бывший офицер Управления внешней контрразведки СВР. Сдал многих агентов российской разведки. Но возмездие настигло и его. Говорят, он, купаясь в ванной, зачем-то схватился рукой за включённый электроприбор и умер от удара током. Перебежчик Аркадий Шевченко, бывший первый заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам, – «скоропостижно» скончался. Василий Митрохин, архивист КГБ, ликвидирован, «умер от воспаления лёгких».
Конечно, не всех предателей настигает скорая расплата. Так, майор Левченко (сдавший массу агентов КГБ в Японии) выпустил в Америке три книги, но они не стали популярными, и издатели расторгли с ним контракты. Сейчас Левченко сотрудничает с газетой «Новое русское слово» в качестве обозревателя. Особо не шикует, но и не бедствует. В Россию не рвётся.
Также и экс-генерал Олег Калугин (получивший заочно 15 лет «за измену Родине») боится возвращаться на родину. Он подрабатывает в Америке как экскурсовод, разъезжая на автобусе и показывая туристам места, где когда-то работали агенты КГБ вроде Эймса и Хансена. Наши спецслужбы давно мечтают организовать ему экскурсию в Лефортово.
На десятки миллиардов долларов нанёс ущерб нашей стране агент американской разведки Владимир Поташов. Но по высочайшему повелению Михаила Горбачёва он не был расстрелян, а приговорён лишь к 13 годам лишения свободы. Спустя шесть лет, в 1992 году, уже Ельцин выпустил его по амнистии. Он тут же получил загранпаспорт, американскую визу и отбыл за океан. Сейчас Владимир Поташов живёт в США на пособие от американского правительства как «лицо, пострадавшее в результате сотрудничества с ЦРУ».