За шпионаж карали всегда сурово. Только за попытку сбыть секретную информацию иностранной разведке даже в демократических государствах дают большие тюремные сроки. И всё равно не переводятся любители заработать на продаже доверенной им тайны.
Обозреватель «АН» попросил прокомментировать недавние шпионские скандалы опытного контрразведчика Олега Самойловича ПОПОВА.
Купите секреты F-22
Этой весной военный полицейский с Аляски Уильям Колтон Миллэй был приговорён к 16 годам лишения свободы за передачу секретов американской армии агенту ФБР под прикрытием. Контрразведчик выдавал себя за матёрого «российского шпиона». Как утверждает следствие, незадачливый коп клюнул на эту удочку и пытался продать «русскому дипломату» сверхсекретную информацию о самолёте F-22.
И сразу возникает вопрос:
– Откуда у военного полицейского, по сути дела простого охранника, закрытые данные о военном самолёте?
Подполковник Попов этому не удивляется:
– Не зря говорят: что охраняешь, то и имеешь. Миллэй служил на объединённой базе Элмендорф-Ричардсон на Аляске, которая является крупнейшей американской базой в Арктике. Там находится командование армией и ВВС США в Тихоокеанском регионе. Наверняка у него было много контактов среди лётчиков, технического персонала, а возможно, и среди штабников. Виски сближает всех.
– Военный полицейский был алкоголиком? – снова удивился обозреватель «АН».
– По крайней мере его защита утверждает, что с помощью виски он пытался разрешить свои психологические проблемы, – раскрывает американскую газету российский контрразведчик. – После тяжёлой службы в Ираке и Южной Корее он якобы был морально истощён и сильно разозлён на армию и Америку как государство. Вот и хотел заработать на лечение. А хорошие психоаналитики в США стоят очень дорого.
– А в результате ни цента не получил, да ещё и такой огромный срок тюремного заключения схлопотал. А за что? Он ведь никого не убил и не ограбил…
Но Олег Самойлович не согласился с журналистом:
– Измена и предательство всегда и везде считаются самыми тяжкими преступлениями. Американский военный трибунал собирался приговорить предателя к 19 годам, но срок был несколько снижен из-за досудебного соглашения. Миллэй полностью признал свою вину.
– На чём же прокололся несостоявшийся агент российской разведки?
Подполковник Попов стал переводить статью из американской газеты:
– Судя по материалам дела, внимание ФБР Миллэй привлёк летом 2011 года, когда он направил по электронной почте письмо в российские СМИ с вопросами о вооружённых силах, и несколько раз звонил в российское посольство в США. ФБР провело спецоперацию, в ходе которой агент представился сотрудником российской разведки и назначил встречу Миллэю в ресторане в Анкоридже. Там он и рассказал о недовольстве армией США и предложил продавать военные секреты, которыми обладал. Правда, уже через два дня Миллэй опомнился и сам пришёл к начальству с повинной. Он рассказал, что его пытались завербовать «русские шпионы». Но было уже поздно. Это не впечатлило ФБР, которое посчитало, что Миллэй таким образом попытался снять с себя подозрения.
– Я слышал, что у нас явка с повинной является смягчающим обстоятельством. Правда ли, что шпиона, добровольно сдавшегося ФСБ, могут даже освободить от тюремного наказания? – спросил обозреватель «АН» российского контрразведчика.
– Если он не нанёс серьёзного вреда, то, конечно да, – ответил Олег Самойлович. – Эта норма прописана в законе.
«Кроты» – первые жертвы подозрительности
В шпионских играх типа ловли на живца порой попадаются не только наивные полицейские, но и профессиональные разведчики. Недавно вынесен обвинительный приговор в Праге. Как установило следствие, высокопоставленный сотрудник чешских спецслужб Милан Ш. предложил купить секретную информацию посольствам России, Украины и КНДР. Агентов разведки он предлагал сдать за 800 тыс. крон, а за полномасштабное сотрудничество с чужими спецслужбами требовал один миллион крон и 25 тыс. евро.Но иметь дело с «кротом» в чешской разведке в иностранных посольствах, видимо, побоялись. Его предложениями никто не заинтересовался, кроме местной контрразведки. В ходе оперативной комбинации чешские спецслужбы раскрыли предателя. Недавно без лишнего шума его осудили на восемь лет лишения свободы.
Подстав боятся во всех разведках мира. Особенно подозревают в двойной игре так называемых «кротов» – предателей в спецслужбах других стран. Например, мало кто знает, что полковник нашей разведки Олег Пеньковский трижды предлагал свои услуги ЦРУ, а они первое время шарахались от него как чёрт от ладана. Подозревали подставу КГБ. И только в 1961 г. «крота» подобрала английская разведка. Позже она поделилась ценной добычей с ЦРУ. Там ему присвоили псевдоним Хироу (Герой), а в СИС обозначали условным именем Йога.
Впрочем, у Пеньковского в МИ-6 и ЦРУ были и другие псевдонимы, и один из них – Янг (Молодой). Разведки в целях конспирации часто меняют клички агентов. Но зачастую это не спасает их от печального конца.
Самый известный случай маниакальной подозрительности связан с начальником контрразведки ЦРУ Джеймсом Энглтоном, который в 60–70-е годы прошлого века просто помешался на бдительности и подозревал в двойной игре буквально всех.
А самой знаменитой жертвой этого маньяка стал советский перебежчик Юрий Носенко. Офицер Второго главка КГБ СССР (контрразведка), сын министра судостроения, он добровольно перешёл к противнику и изъявил желание сотрудничать с ЦРУ. Однако Энглтон, заподозрив подвох, стал с пристрастием допрашивать перебежчика, и длился этот кошмар ни много ни мало четыре года и восемь месяцев. Большую часть этого времени Носенко держали в бетонном подвале, пичкали психотропными средствами, лишали пищи и сна, словом, применяли чисто гестаповские методы. И всё ради чего? Чтобы добиться признания в нечестной игре. В результате искалечили ему жизнь, но так и не раскололи предполагаемого двойного агента.
По милости Горбачёва и Ельцина
Впрочем, порой судьбы предателей складываются не так печально. Подполковник Попов рассказал историю Владимира Поташова. Есть разные версии его вербовки.
По одной – американцы завербовали его «на бабе». На международной конференции в Таллине учёный из Института США и Канады познакомился с симпатичной студенткой-американкой. Диспут закончился в номере девушки банальной «медовой ловушкой».
Но Олег Самойлович утверждает, что Поташов сам предложил свои услуги ЦРУ. Владимир работал переводчиком у Гарольда Брауна, тогдашнего министра ВВС США, во время его визита в Москву. Поташов ему настолько понравился, что министр прислал молодому учёному приглашение в Штаты. Браун (к тому времени уже министр обороны США) принял радушно старшего научного сотрудника отдела военно-политических проблем Института США и Канады Академии наук СССР.
Каково же было удивление руководителя американского военного ведомства, когда Поташов, нарушив все нормы протокола, взял Брауна за локоть и прошептал ему на ухо: «Господин министр, я прошу вас устроить мне частную встречу с офицером ЦРУ!»
И начались напряжённые занятия. Они предусматривали усвоение Медиумом (такой оперативный псевдоним цэрэушники присвоили Поташову) способов шифрования и дешифровки сообщений, нанесения тайнописи, использования международной почтовой переписки, приёма и расшифровки кодированных радиопередач.
Медиум нанёс СССР убытков на десятки миллиардов долларов. Именно он своевременно известил американцев о создании в структуре Министерства обороны СССР нового подразделения – Космического командования. Сообщил о причинах отсрочки запуска советского космического корабля многоразового использования. Выдал ЦРУ много стратегических секретов. И за это постоянно просил у своих кураторов из Лэнгли денег.
Ведь он завёл сразу пять молодых любовниц, требовавших дорогих шуб, золотых украшений, развлечений в злачных местах Москвы...
Жадность в конце концов и сгубила фраера-шпиона. Из кабинета директора института агент ЦРУ похитил справочник правительственной связи, наивно полагая, что сорвёт за него баснословный куш. Но исчезновение документа, имевшего гриф «Для служебного пользования», привело к началу тщательного расследования. В результате чего советские контрразведчики и вышли на Поташова. И тут свою роль сыграла подстава. От имени американской разведки ему предложили продать украденный справочник за высокое вознаграждение. Его взяли при передаче денег прямо с поличным. Под воздействием неопровержимых улик предатель во всём сознался.
Несмотря на то что Поташов нанёс нашей стране огромный урон, по высочайшему повелению Михаила Горбачёва он не был расстрелян, а приговорён лишь к 13 годам лишения свободы. Спустя шесть лет, в 1992 году, бывшего старшего научного сотрудника уже Ельцин выпустил по амнистии. Он тут же получил загранпаспорт, американскую визу и отбыл за океан. Сейчас Владимир Поташов живёт в США на пособие от американского правительства как «лицо, пострадавшее в результате сотрудничества с ЦРУ».
При попытке вербовки обращайтесь
Федеральная служба безопасности Российской Федерации: 101000 г. Москва, ул. Лубянка, д. 1/3. Телефон: (495) 914-43-69, факс: (495) 975-24-70.
Приёмная ФСБ России: 101000 г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 22. Телефон: (495) 924-31-58.
Телефон доверия ФСБ России: (495) 914-22-22.
Справочный телефон ФСБ России (круглосуточно): (495) 914-43-69.
Управление ФСБ по Москве и Московской области: 101000 г. Москва, Б. Кисельный пер., д. 13/15. Телефоны: приёмная (495) 224-27-86, дежурный (круглосуточно) (495) 925-28-19, подразделение общественных связей (495) 921-19-36.Конфиденциальность полученной информации гарантируется.