20 декабря в резидентурах СВР выпьют за профессиональный праздник – День работника органов безопасности РФ. А ветераны отметят 92-ю годовщину создания советской внешней разведки.
В этом номере мы рассказываем о трёх полковниках СВР. О знаменитом Джордже Блейке, недавно отпраздновавшем своё 90-летие. О видном советском разведчике Виталии Викторовиче Короткове, отмечающем 20 декабря свой 85-й день рождения. И о строго засекреченном до недавнего времени кавалере ордена Красного Знамени, ветеране СВР Анатолии Алексеевиче Ларкине, который даже в стихах своих друзей проходил под чужой фамилией.
Одиссея Джорджа Блейка
Редко кому из разведчиков ещё при жизни достаётся такая слава. 11 ноября этого года Джорджа Блейка с юбилеем поздравил президент России Владимир Путин. По телевизору о знаменитом разведчике показали большой фильм. Ведь ныне живущий агент №1 – именно под таким номером он получил высшую профессиональную награду – почётный нагрудный знак «За службу в разведке» – много сделал для нашей страны.
В тот день в его подмосковном доме собрались сыновья юбиляра и близкие друзья. Они тепло отметили день рождения Георгия Ивановича. Несмотря на свои 90 лет и проблемы со зрением, патриарх разведки не утратил бодрости духа и чисто английского чувства юмора. Вот и на встрече с товарищами по службе в Ясеневе он сказал: «Вы видите перед собой иномарку, которая очень хорошо адаптировалась к русским дорогам». Юмор оценили. Ведь после побега из английской тюрьмы Блейк уже 47 лет живёт в России и стал здесь своим человеком.
За плечами старого разведчика множество уникальных операций. Но самая знаменитая – это берлинский туннель. В 1956 г. Блейк сообщает советской разведке о существовании подкопа под закрытые линии связи нашего командования в Германии. Этот туннель предназначался для подслушивания секретных телефонных разговоров.
На основе сведений Блейка наша разведка провела в 1956 г. блестящую операцию по дезинформации противника и «случайному» вскрытию туннеля в Берлине. Она имела большой политический эффект.
Из-за предательства сотрудника польской разведки М. Голеневского, сообщившего ЦРУ сведения о советском агенте в СИС, весной 1961 г. Блейк был арестован. Британский суд приговорил его к 42 годам лишения свободы. После четырёх лет тюремного заключения был организован побег Блейка. С помощью друзей он в 1965 г. перебрался в Восточный Берлин, где беглеца встретил его куратор Сергей Александрович Кондрашёв, ставший потом генерал-лейтенантом, одним из руководителей советской разведки.
В Москве Джорджу Блейку было присвоено звание полковника внешней разведки. Он написал две книги воспоминаний – «Другого выбора нет» и «Прозрачные стены». В апреле 2011 г. состоялась премьера художественно-документального телевизионного фильма «Выбор агента Блейка», в съёмках которого принял участие сам Георгий Иванович.
За большие заслуги в деле обеспечения государственной безопасности нашей страны Джордж Блейк награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны Iстепени, «За личное мужество», орденом Дружбы, многими медалями.
Куратор Хайнца Фёльфе
А вот другой юбиляр – Виталий Викторович Коротков –в 1955–1961 гг. работал с одним из ценнейших источников советской внешней разведки – руководящим работником западногерманской спецслужбы Хайнцем Фёльфе. После войны тот по заданию советской разведки устроился на работу в «Организацию Гелена». В 1956 г. Фёльфе получил ранг правительственного советника и был назначен начальником отдела «Контршпионаж против СССР и советских представительств в ФРГ».
От Фёльфе его куратор Виталий Коротков получал огромное количество важнейших документов, которые БНД готовила для канцлера Аденауэра – по вопросам перевооружения бундесвера, внешней политики ФРГ, её членства в НАТО. Это был настоящий бриллиант в короне советской разведки.
Однако 6 ноября 1961 г. Хайнц Фёльфе был арестован. В 1963 г. его приговорили к 14 годам тюремного заключения. В 1969-м его всё-таки удалось обменять на 21 агента западных спецслужб.
За выдающийся вклад в укреплении безопасности Советского Союза, за многолетнее плодотворное сотрудничество с советской разведкой Указами Президиума Верховного Совета СССР Хайнц Фёльфе был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, а руководством КГБ – нагрудным знаком «Почётный сотрудник госбезопасности».
А его куратор полковник Коротков продолжал войну на «невидимом фронте». Четыре раза выезжал он в долгосрочные командировки в Австрию и Германию. И там активно занимался вербовочной и информационно-аналитической работой.
В 1991 г. в звании полковника Виталий Викторович вышел в отставку с должности заместителя начальника одного из оперативных управлений внешней разведки. Награждён орденами Отечественной войны IIстепени, Красной Звезды и «Знак почёта», многими медалями, а также нагрудными знаками «Почётный сотрудник госбезопасности» и «За службу в разведке».
С 1992 г. является ответственным секретарём правления Региональной общественной организации «Ветераны внешней разведки».
Справка «АН»
Джордж Блейк родился 11 ноября 1922 г. в Роттердаме. Во время германской оккупации Голландии мать и сёстры бежали в Англию, спасаясь от гибели. Джордж, которому в ту пору исполнилось 17 лет, остался в родном городе и участвовал в движении Сопротивления.
В 1942 г. Джордж принял решение перебраться в Англию, чтобы продолжить борьбу с нацистами. С паспортом на чужое имя пробирался через оккупированную Францию. При переходе испанской границы был арестован и заключён в тюрьму. Добился освобождения и прибыл в Англию, а уже в 1943 г. ушёл добровольцем служить на британский флот. Поступил в военно-морское училище, был направлен на подводный флот. Готовился для ведения десантных операций против Германии, однако в августе 1944 г. Блейк был переведён в голландскую секцию британской разведки.
После войны британские спецслужбы переориентируют основную работу на Советский Союз, и Блейк направляется в Гамбург для сбора сведений о советских войсках в Германии. Там он начинает самостоятельно изучать русский язык.
В октябре 1948 г. Блейк назначается резидентом СИС в Сеуле. Весной 1951 г. он передаёт записку в советское посольство с просьбой организовать встречу с представителем советской внешней разведки. Ему Блейк предложил своё сотрудничество и сообщил ценные сведения об английских спецслужбах. Имея доступ к совершенно секретным материалам, за годы сотрудничества с советской разведкой выдал более 40 шпионов, работавших против СССР.
Баллада о полковнике Галкине
О разведчиках, которые работают «в поле», лишь скупо упоминается в служебных документах под грифом «Секретно». А вот ветерану СВР полковнику Анатолию Алексеевичу Ларкину близкие друзья посвятили почти роман в стихах. И хотя по форме он не может соперничать с пушкинским «Евгением Онегиным», но написано много и от души, причём с соблюдением самых строгих правил конспирации. Даже в тексте поэмы заменена фамилия главного героя Ларкина на Галкина. И хотя называется она весьма туманно – «Баллада о бойце «невидимого фронта», зато биография и дела разведчика описаны довольно точно.
Если поэтические вирши перевести на сухую прозу, то перед нами типичный портрет советского разведчика. И хотя родился Толя Ларкин в тихом центре Москвы – на Малой Бронной, – но в очень бедной семье. Отец погиб на фронте, мама вкалывала на трёх работах уборщицей.
Дерзкого мальчишку чуть было не завлёк послевоенный дворовый криминал, но помог спорт. Ларкин стал чемпионом по гимнастике среди школьников. И даже поехал со спортивной делегацией в столицу Норвегии Осло. Не в первой ли зарубежной поездке пришла мысль стать разведчиком?
Без всякого блата он поступил в престижный вуз, закончив который стал экспертом по Скандинавии. А потом, уже работая в разведке, всё было, как в песне из кинофильма «Ошибка резидента»: менял города, менял имена... Удалось даже внедриться на американскую военную базу на далёком японском острове Окинава. Здесь получил удар ножом от местного пацифиста, который ненавидел янки. А Ларкина принял в баре за одного из оккупантов. Впоследствии человек, чуть не убивший Анатолия, стал его лучшим агентом.
Была ещё одна очень интересная командировка на экзотический остров Мадагаскар. Отсюда кроме тропического курортного загара разведчик привёз образцы грунта и растений, многое рассказавшие нашим специалистам о результатах ядерных испытаний в соседней ЮАР.
И на швейцарском курорте Санкт-Мориц, отдыхая в лучшем пятизвёздочном отеле, Ларкин заводил нужные знакомства среди западной элиты. Потом эти связи очень пригодились в разведработе.
Под «крышей» дипломата Анатолий Алексеевич несколько лет добывал очень ценные сведения в бананово-лимонном Сингапуре. А до этого была совсем другая «экзотика» – под американскими бомбами в жарком Вьетнаме.
Жизнь разведчиков всегда полна контрастов. Сегодня ты можешь быть праздным денди на лондонской Пикадилли, а завтра клошаром, ночующим под парижским мостом. Но, как поётся в песенке про фронтового репортёра: «Жив ты или помер, главное – чтоб в номер материал успел ты передать…» И для разведчика не важно, под каким прикрытием он сейчас работает: журналиста, дипломата или внешторговца, важно одно – Центр должен получить вовремя точные и ценные разведданные.
Не зря же баллада о полковнике Галкине-Ларкине заканчивается так:
Пока Россия есть на свете,
Где далеко не все друзья,
Чтоб в мире жили наши дети,
Нам без разведки быть нельзя!