Почти 90% нужной информации разведки получают из открытых источников. Это только в кино лихие агенты прокрадываются ночью во вражеские штабы, вскрывают сейфы и похищают секретные карты, планы наступлений, другие важные документы. Время Джеймсов Бондов безвозвратно ушло. В XXI веке в мире шпионажа правят бал компьютерные гении и дотошные аналитики. Особенно велика их роль в научно-технической разведке. С одним из руководящих сотрудников которой недавно встретился обозреватель «АН».
Наш Канарис
Так за спиной подчинённые в шутку зовут контр-адмирала Сергея Николаевича Н. Моряк-разведчик на такое прозвище всерьёз не обижается, хотя иногда грозится вырвать языки острословам за сравнение с шефом абвера.
Впервые мы познакомились много лет назад, когда Серёга был старпомом на широко известном в узких шпионских кругах корабле-разведчике «Крым». Увы, теперь это плавающее радиоэлектронное ухо, как и многие суда Черноморского флота, как говорят моряки, «пущено на иголки».
Потом встречались в подмосковных Ватутинках. Здешний сверхсекретный центр Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба прославил в своих книжках предатель Резун, пишущий под псевдонимом Виктор Суворов. Помню, как разведчики смеялись, прочитав про «тайное ватутинское кладбище». Впрочем, и других небылиц в опусах этого перебежчика навалом.
И вот новая встреча со старым знакомым у санаторского бювета с минеральной водой. Поседевший Сергей Николаевич был по-прежнему худощав и спортивен. Пока по рецепту доктора Лодыря ходили кругами вокруг источника и медленно цедили из трубочек минералку, естественно, разговорились. После обмена новостями об общих знакомых речь зашла и о последнем шпионском провале.
Микрочиповый скандал
Впрочем, Сергей Николаевич не считал раздутую перед выборами в США очередную шпионскую истерию провалом российской разведки.
– Уверен, людей с погонами там нет, – сказал он обозревателю «АН». – Директор ФСБ Бортников не кривил душой, когда сказал, что пока не обладает всей необходимой информацией и будет выяснять, какие коммерсанты арестованы в Америке.
Я скептически усмехнулся. Ведь, по данным ФБР, арестованные в США 8 сотрудников фирмы Arc Electronic поставляли в Россию не только микросхемы и микрочипы, но также различные кабели, проводники и полупроводники. Как утверждают американские эксперты, они используются в космической промышленности, в частности, в новейших спутниках системы разведки «Лиана».
В заявлении американской прокуратуры отмечалось, что «обвиняемые пытались использовать преимущества американского свободного рынка для того, чтобы похищать американские технологии для российского правительства». Мол, они связаны с разведывательными военными ведомствами и спецслужбами России. В материалах дела есть ссылка на заключение американских экспертов, допускающих, что арестованные причастны к тому, что на российских противокорабельных ракетах и истребителях МиГ-35 установлены чипы и микропроцессоры, сходные или идентичные разработанным в США.
– Чепуху порят эти так называемые эксперты! – рубанул рукой, едва не расплескав минеральную воду, контр-адмирал. – Электроника во всём мире развивается по одним и тем же лекалам. Поэтому микрочипы и микропроцессоры могут быть похожи, как близнецы-братья. А ставить на свои серийные ракеты и самолёты чужие детали – значит сильно рисковать. По нужному сигналу они могут выйти из строя в любой момент.
– Так, может быть, поэтому у нас так часто падают спутники и не всегда взлетает «Булава»? – не удержался обозреватель «АН» от ехидного вопроса.
– Падают и не взлетают они пока не из-за электронных диверсий, – ответил Сергей Николаевич. – Сложнейшие приборы у нас порой собирают алкаши с трясущимися руками. А военная приёмка приказала долго жить… Лучшие наши умы свалили за бугор. А за оставшимися недавно приезжал Марк Цукербергер. Вот и отстали в микроэлектронике лет на двадцать.
– А что же тогда наша научно-техническая разведка мышей не ловит? – «колючим» вопросом хотел подзадорить собеседника обозреватель «АН».
Наш Канарис аж взвился от такой наглости журналиста:
– По понятным соображениям я не буду рассказывать, что мы добыли в последнее время и сколько денег сэкономили казне. Но вспомни, кто раздобыл секрет атомной бомбы?! Да на один рубль, вложенный в разведку, приходится 20 рублей прибыли. А по электронике этот показатель больше, наверное, раз в тридцать.
– Так, может быть, признать задержанных коммерсантов нашими разведчиками и обменять их на американских шпионов? Или, на худой конец, на каких-либо «пусек», – предложил я. – Ведь нашим соотечественникам грозит до 55 лет тюрьмы.
Как заявил представитель курировавшей расследование прокуратуры Восточного округа Нью-Йорка Роберт Нардоза, арестованные являлись членами «крупнейшей нелегальной российской военной закупочной сети, когда-либо действовавшей в США». По американским данным, в неё входило свыше 160 компаний и фирм. Иначе из-за чего такой сыр-бор?
– Американцы раздувают микрочиповый скандал, чтобы и дальше не отменять пресловутую поправку Джексона – Вэника, – пояснил контр-адмирал. – Именно из-за неё они не продают нам легально новейшие технологии. Но если нельзя, но очень нужно, то за большие деньги можно достать хоть чёрта лысого, а не то что микропроцессор. Вот наши коммерсанты и наторговали на 50 миллионов долларов и, возможно, на 50 лет тюрьмы.
Справка «АН»
Поправка Джексона – Вэника содержится в главе 4 «Закона о торговле» США. Она связывает продажу передовых технологий, предоставление кредитов, статуса наибольшего благоприятствования в торговле любой «коммунистической стране» с правом на эмиграцию. Поводом к принятию поправки послужила практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Поправка Джексона – Вэника до настоящего времени действует в отношении России, Вьетнама, Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Молдовы.
Из-за скайпа снимают скальп
Мы медленно нарезали круги вокруг источника с минеральной водой. Я решил задать самый мучавший меня вопрос:
– А как же попались россияне?
Сергей Николаевич усмехнулся:
– Это знают только в ФБР. Но есть версия, что их подвела болтливость по Интернету. В одном из перехваченных разговоров по скайпу с клиентом из Москвы руководитель фирмы якобы сказал о партнёре: наш человек, засланный казачок. Американцы почему-то решили, что это означает «шпион». Скажи, разве настоящий разведчик такое бы ляпнул?
Я пожал плечами:
– В жизни всё бывает. Тем более прокуратура утверждает, что располагает сотней подтверждений выдвинутого обвинения. Кстати, на заседании суда стало известно, что руководитель фирмы Фищенко в 1980-х годах служил в подразделении военной разведки в Берлине. Сам россиянин в запросе о переезде в США в своё время утверждал, что в армии не был.
– И это действительно так. Парень сначала учился в спортивном интернате, потом в институте. Какая разведка?! Я недавно прочёл вообще бредовое заявление, что он был в одной резидентуре с Путиным. Но всем известно, что Владимир Владимирович служил не в Берлине, а в Дрездене.
– Как можно перехватить разговор по скайпу? – продолжал допытываться обозреватель «АН». – Ведь это не простая электронная почта, которую любой хакер может взломать, а потом выложить в Интернет, например, матерную переписку оппозиционера Навального и губернатора Белых.
Моряк-разведчик рассмеялся:
– Святая простота! Если мы можем мониторить Интернет и перехватывать разговоры по скайпу, то у американцев уже давно есть коды и пароли к нему.
Сергей Николаевич рассказал о том, что недавно Федеральное бюро расследований США даже обзавелось спецподразделением для мониторинга Интернета. А в ЦРУ такое подразделение есть уже давно. Теперь и ФБР решило сделать упор на технические методы контроля интернет-пространства. Центр стратегической информации ФБР разместил на сайте ведомства запрос на создание «Приложения по социальным сетям». В документе сказано: «Социальные сети стали основным источником разведывательной информации, так как в них можно найти первую реакцию на ключевые события». Программа должна собирать информацию из «открытых источников» и иметь возможность обеспечить автоматизированный поиск и фильтрацию информации из социальных сетей, включая Facebook и Twitter, позволять поиск по новым ключевым словам, отображать различные уровни угроз на географических картах, возможно, с использованием цветового кодирования для обозначения приоритетности угроз, предусматривать широкий спектр данных о терроризме – как в США, так и во всём мире».
Впрочем, и мы не отстаём в электронном шпионаже. В январе 2012 года Служба внешней разведки (СВР) объявила три закрытых тендера на сумму свыше 30 млн. руб., цель которых – выработать новые методики мониторинга блогосферы. Заказчиком выступила «Войсковая часть №54939», которая входит в систему СВР. Она запросила разработать программы для «исследования методов разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей», «исследования методов негласного управления в Интернете» и представить проект касательно «средств продвижения специальной информации в социальных сетях».
Планируется, что мониторить блогосферу будет система «Диспут», анализировать полученные данные – система «Монитор-3», вбрасывать нужную информацию в соцсети – система «Шторм-12».