Аргументы Недели → Шпионаж № 26(318) от 12.07.2012

Воздушные побеги

Как спецслужбы вербуют лётчиков, угоняющих самолёты за рубеж

, 19:10 ,

Недавно с Ближнего Востока пришла очередная новость. Сирийский истребитель МиГ-21 совершил посадку в Иордании на авиабазе в районе города Эль-Мафрак, на севере страны. Пилот самолёта, полковник ВВС Сирии Хасан Хаммадех, попросил политического убежища у властей страны. О подоплёке этого побега и о других воздушных перебежчиках обозреватель «АН» попросил рассказать военного контрразведчика подполковника Олега Н.

Крысы в погонах

Олег Петрович в шутку называет себя «лёДчиком». Он никогда не сидел за штурвалом боевого самолёта, но щеголяет в авиационной форме. Особист даже внешне не хочет выделяться среди своих подопечных. Офицер особого отдела, несмотря на присущие ему чувство юмора и самоиронию, был не очень словоохотлив, и поначалу наша беседа складывается с трудом. Но когда речь зашла о недавних событиях в Сирии, он оживает.

– Кроме полковника Хасана Хаммадеха ещё трое сирийских военных пилотов сбежали в Иорданию. При этом все перебежчики смогли перевезти за границу также и свои семьи.

Сразу возникает вопрос: куда смотрели ваши коллеги из сирийских спецслужб? – я решил сразу взять быка за рога.

– Первыми с тонущего корабля бегут крысы, – горько усмехнулся Олег Петрович. – На днях сначала в Турцию, а потом в Париж перебрался ближайший сподвижник сирийского президента Башара Асада генерал республиканской гвардии Манаф Тлас. Его отец более тридцати лет был министром обороны Сирии. Сейчас он тоже находится во Франции.

Я напоминаю своему собеседнику, что при бывшем президенте Франции Николя Саркози французские спецслужбы играли главную роль в развязывании гражданской войны в Ливии. А теперь что, перекинулись на Сирию? Так на днях французский МИД призвал сирийских военных дезертировать из армии.

Офицер российской контрразведки возмущённо произнёс:

– «Лягушатники» совсем обнаглели. Открыто призывать к государственной измене офицеров чужой армии – верх политического цинизма. Мало того что французская разведка пытается завербовать верхушку сирийской армии, так они к этой работе и свой МИД подключили.

В Ираке и Ливии политика подкупа принесла успех. Но откуда у Франции, у которой «финансы поют романсы», деньги на вербовку сирийских военных? – не удержался от вопроса обозреватель «АН».

Олег Петрович решил немного приоткрыть карты:

– Нефтедолларами делятся в основном сказочно богатые Катар и Саудовская Аравия. Они платят завербованным французскими спецслужбами генералам и офицерам сирийской армии огромные деньги. Например, полковник Хасан Хаммадех за угон самолёта получил 2,5 миллиона баксов.

– Такие деньги за старенький МиГ-21?! – в моём голосе явно сквозило сомнение.

В ответ подполковник пояснил:

– Ценен не сам самолёт, а коды его сверхсекретной системы «свой-чужой».

Охотники за секретной системой

Военный контрразведчик раскрыл скрытую за словесной шелухой дипломатической трескотни о свободе и демократии сущность инцидента с дезертирством сирийского пилота в Иорданию. По мнению Олега Петровича, это верный признак близкой интервенции в Сирию. Ведь точно так же начиналась и воздушная операция НАТО в Ливии.

В прошлом году, 21 февраля, из Ливии на Мальту перелетели два истребителя ливийских ВВС. Пилоты, кстати, тоже, как и Хасан Хаммадех, были в звании полковников. Они ещё в воздухе попросили политического убежища. И на Мальту тут же вылетели два французских вертолёта. На них прибыли семь представителей спецслужб. Говорят, в аэропорту лишь один из них показал свой паспорт. Они долго копались в ливийских «Миражах». Так в руки западных специалистов попали сверхсекретные коды системы опознавания «свой-чужой».

ВВС Каддафи не успели их заменить. Через месяц Запад начал бомбить Ливию, по сути, оставшуюся без ПВО. Этим предательством и можно объяснить тот удивительный факт, что ливийская противовоздушная оборона не смогла сбить ни одного вражеского самолёта чуть ли не за полгода боевых действий и ежедневных бомбёжек.

И сирийский самолёт угнан с точно такой же целью. Натовским авиационным специалистам понадобится меньше месяца, чтобы вскрыть все коды системы «свой-чужой». И тогда сирийская противовоздушная оборона «ослепнет» и уже не сможет сбивать не только турецкие воздушные разведчики, но и боевые самолёты НАТО.

А зачем нужна система «свой-чужой»? – задал дилетантский вопрос обозреватель «АН».

В ответ подполковник привёл впечатляющую статистику. Оказывается, её игнорирование приводит к колоссальным издержкам. Например, в октябре 1973 г. на Ближнем Востоке потери национальных ВВС от своих средств ПВО достигали: Египет – до 46%; Сирия – до 14%; Ливия и Ирак – до 30%. В 1991 г. во время войны в Заливе причиной 15% всех людских потерь со стороны союзников по антииракской коалиции была стрельба по своим войскам. 14 апреля 1994 г. в зоне, запрещённой для полётов иракских самолётов, два американских вертолёта были сбиты собственными истребителями. Пилоты двух F-15 ошибочно идентифицировали пару армейских вертолётов «Блэк Хок» как иракские Ми-24. В результате инцидента погибли 26 английских, французских и турецких военнослужащих.

Почему бортовые ответчики государственного опознавания нельзя сделать так, чтобы при незаконном вскрытии секретные коды сами бы уничтожались? – вопросы продолжали сыпаться из меня, как из рога изобилия.

В ответ Олег Петрович лишь пожал плечами:

– Я не технический специалист. Но, на мой взгляд, проще заминировать весь самолёт. Но вот кто тогда захочет летать на таком взрывоопасном «гробу»? К тому же воздушные побеги – очень редкие ЧП.

И мне сразу вспомнилось печально знаменитое дело советского лётчика Виктора Беленко.

Справка «АН»

Система «свой-чужой», или бортовой ответчик государственного опознавания, предназначена для определения государственной принадлежности оснащённых ею летательных аппаратов воздушными, морскими и наземными радиолокационными запросчиками. Принцип опознавания состоит в том, что на сигнал запросчика ответчик должен выдать один из кодов, имеющихся у него в фиксированном наборе. Они время от времени меняются, и экипаж по команде устанавливает нужный код. Структура сигналов и несущая частота зависят от применяемой системы опознавания. В рассекреченной советской системе «Кремний-2» использовались частотные коды. Ответный сигнал представлял собой радиоимпульсы с несущей частотой 668 МГц, промодулированные видеоимпульсами в виде гребёнки. Её частота менялась в зависимости от номера кода и составляла единицы мегагерц. В современных системах используется цифровое кодирование, несущие частоты находятся в дециметровом диапазоне. Точные их значения в открытых источниках не приводятся. Они засекречены.

Летающий иуда

СССР воздушный побег лётчика и сдача им аппаратуры бортового ответчика государственного опознавания стоила около 2 млрд. рублей, поскольку пришлось в срочном порядке по всей стране менять аппаратуру системы распознавания «свой-чужой». Вспомним, что тогда по официальному курсу доллар стоил всего лишь 60 копеек.

…6 сентября 1976 г. в 6:45 Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для выполнения полётного упражнения. В 9:15 японское радио передало, что самолёт МиГ-25П (бортовой номер «31»), пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту на острове Хоккайдо. Как писала тогда западная пресса, подошедшим служащим аэродрома перебежчик передал записку на английском языке: «К самолёту никого не подпускать. Самолёт замаскировать. Немедленно свяжитесь с американской разведкой».

Позднее при обыске его квартиры под подоконником нашли карту (выполненную В. Беленко) с расчётами перелёта в Китай. По версии Владимира Царькова (начальника авиации 10-й армии ПВО в 1976 г.), данная карта была поддельной с целью замести следы после побега. По версии наших контрразведчиков, будущий воздушный перебежчик ещё до перевода на Дальний Восток был завербован американской разведкой. Тогда за предательство летающему иуде посулили не 30 сребреников, а 100 тыс. полновесных долларов. В то время это была громадная сумма.

Кроме того, в качестве главной награды уже на следующий день после побега президент США в порядке исключения дал ему американское гражданство. В будущем в браке с американкой у него родились трое детей. Но семейная жизнь на чужбине так и не сложилась. После развода по условиям брачного контракта Виктор оставил второй жене дом и всё нажитое ценой предательства имущество.

Правда, он не бедствовал, как, скажем, бедствует сейчас отец другого перебежчика Александра Литвиненко. У него даже осталась скоростная машина. Она и стала причиной его гибели.

Авария произошла на идеально прямом отрезке федеральной трассы Лос-Анджелес – Сан-Франциско. Ни каких-либо перекрёстков, ни примыкающих дорог тут на многие километры не было. Поэтому разбитая в лепёшку автомашина не могла не озадачить американских дорожных полицейских. Вскрытие трупа водителя следов алкоголя не обнаружило. У автомобиля Виктора Беленко отказали тормоза – таков был вывод экспертов. А на Лубянке зачитывали секретный указ о награждении ряда сотрудников «за проведение сложной операции за рубежом» орденами и медалями.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram