Лидер КНДР Ким Чен Ир скончался в поезде 17 декабря от «чрезмерного умственного и физического переутомления, вызванного непрерывными инспекционными поездками по стране в интересах строительства процветающего государства», – сообщило северокорейское информационное агентство ЦТАК. Официально об этом объявили только 19 декабря. Младший сын Ким Чен Ира – Ким Чен Ын – стал преемником своего отца.
Яд или второй инсульт?
О том, что покойный мог уйти из жизни не при официально объявленных обстоятельствах, первым заявил директор Национальной разведслужбы Южной Кореи Вон Сей Хун, отвечая на вопросы депутатов парламента. Секретное ведомство Сеула, как и спецслужбы Запада, подверглось жёсткой критике за то, что узнало о важнейшем событии одновременно со всем миром – более чем через 50 часов после него, из официального сообщения Пхеньяна.
– Мы отслеживали Ким Чен Ира до четверга, – заявил Вон Сей Хун, отвечая на упрёки парламентариев в некомпетентности. – Но в пятницу, накануне смерти, южнокорейские агенты «потеряли» главу соседнего государства. Есть признаки, что он пытался куда-то пойти, но скончался.
Но самое сенсационное: Вон Сей Хун утверждает, что согласно снимкам разведывательных спутников США, переданным Сеулу американскими союзниками, пресловутый бронепоезд Ким Чен Ира оставался на месте в Пхеньяне и до его смерти – вечером 16 декабря, и после неё – утром 17-го числа. И южнокорейскую разведку не насторожил ни «панический перезвон» между высшими северокорейскими чиновниками, ни скопление войск вокруг бронепоезда.
Провал своей разведки признали и американцы.
«У нас есть чёткие планы действий на случай нападения со стороны Северной Кореи, но не на случай крушения северокорейского режима», – заявил советник экс-президента США Джорджа Буша по Азии Майкл Грин. По его словам, несмотря на то что сведения поступают из многих источников, о том, что творится в северокорейском руководстве, известно «на удивление мало».
Вот как объясняют это американские политики.
«Этот общественный строй черпает силы в своей непрозрачности. Там всё очень запутанно. Понять структуру руководства невозможно без погружения в корейскую культуру и понимания основ конфуцианской культуры», – отмечает бывший посланник США в Северной Корее по ядерным переговорам Кристофер Хилл.
Тем ценнее для обозревателя «АН» было услышать неформальные оценки случившегося от российского разведчика. Юрий Максимович Н. более десяти лет проработал в пхеньянской и сеульской резидентурах нашей разведки. Он лично был знаком с Ким Чен Иром. И считает, что северокорейский лидер умер в своей резиденции от второго инсульта. Первый у него случился в 2008 году. И хотя это тщательно скрывалось, но донесение об этом тут же легло на стол российского руководства. Особенно ухудшилось здоровье Ким Чен Ира в 2011 году. Не зря уже с начала прошлого года он начал готовить себе наследника. Им оказался Ким Чен Ын – сын третьей жены вождя Северной Кореи. Эта женщина по имени Ко Ён Хи влияла на все решения, которые принимались в стране. Она скончалась в 2004 году в Париже, где лечилась от рака.
Юрий Максимович скептически относится к выдвинутой в последние дни на Западе версии о том, что Ким Чен Ира могли отравить «ястребы» в руководстве страны. Дескать, северокорейские генералы, занятые созданием ракетно-ядерного щита страны, были недовольны последними уступками своего лидера. В обмен на поставки 240 тыс. тонн риса Ким Чен Ир якобы обещал заморозить атомную программу. По мнению российского разведчика, в КНДР в силу конфуцианских традиций невозможен заговор против вождя. К тому же спецслужбы там настолько сильны и преданны семейству Кимов, что никогда бы не допустили этого.
Справка «АН»
Наиболее мощной спецслужбой со штатным составом около 50 тыс. человек является Министерство охраны безопасности государства («Кукка анчжон повисон»). Сосредоточение в одном органе внешней разведки, контрразведки и политического сыска напоминает структуру советского КГБ. Главным объектом деятельности армейской разведки, систему которой возглавляет Разведывательный отдел Генерального штаба Корейской народной армии («Чончхальгук»), является Южная Корея, на территории которой действует разветвлённая сеть нелегальных резидентур. Помимо этого офицеры подразделений военной разведки совершают регулярные рейды за 38-ю параллель (заброска осуществляется преимущественно морским путём). Партийная разведка получила загадочное наименование «Управление 35-й комнаты» («35 хо силь»). В составе Управления имеются отделы: Южной Кореи, Японии, международный, США, Юго-Восточной Азии, общий и оперативный. Россия находится в ведении международного отдела.
Идеи чучхе в действии
Руководствуясь «бессмертными идеями чучхе» об опоре на собственные силы, Ким Чен Ын уже с начала 2011 г. с санкции своего отца методично устанавливал личный контроль за спецслужбами, где провёл чистки среди руководителей. В январе прошлого года он осуществил так называемую инспекцию Управления охраны государственной безопасности. А в феврале-марте такой же проверке подверглось министерство народной безопасности. Тогда своих постов лишились более 30 руководителей высшего звена. Был смещён и сам министр народной безопасности Чу Сан Сон. По данным источников, Ким Чен Ын инспектировал также пограничные части, развёрнутые вдоль границы с Китаем.
После кончины Ким Чен Ира приказ о немедленном возвращении в КНДР получили высокопоставленные сотрудники северокорейских зарубежных представительств – в первую очередь офицеры спецслужб. Юрий Максимович считает, что сотрудники спецслужб, по древней традиции, должны будут лично принести клятву верности Ким Чен Ыну.
Внутри военной верхушки его поддерживают два тяжеловеса: вице-маршал Ри Ён Хо, который будет руководить вооружёнными силами на переходном этапе, и бывший ближайший советник Ким Чен Ира Ким Ген Хи. Но роль регента при молодом правителе сейчас исполняет его родственник. Дядю Ким Чен Ына зовут Чан Сон Тхэк, ему 65 лет, он женат на сестре Ким Чен Ира. В 2009 году был назначен на один из руководящих постов Северокорейской рабочей партии.
В чьих руках ядерные «игрушки»?
КНДР проводит независимую от США политику благодаря своему ракетно-ядерному щиту. Совсем недавно, в декабре прошлого года, специалисты Северной Кореи справились с технологией установки новых атомных боеголовок на ракеты повышенного радиуса действия. По словам западного эксперта Д. Пинкстона, с большой долей вероятности в стране от 5 до 8 таких боеголовок.
По данным источников, корейцы хранят ядерные боеголовки в двух подземных хранилищах на севере страны. Устройства лежали в разобранном виде, но на сборку для боевого применения требуется всего пара дней. После смерти Ким Чен Ира КНДР уже установила все ядерные боеголовки на ракеты «Нодон». И это вызывает страх Японии и Южной Кореи. Его активно поддерживают спецслужбы Запада, открыв так называемое северокорейское досье.
Американские спецслужбы, оказавшиеся под огнём критики за то, что смерть Ким Чен Ира застала их врасплох, пытаются защитить своё реноме. Они опубликовали в The Wall Street Journal досье на Ким Чен Ына, содержащее ранее засекреченные документы. Прежде всего опубликованы данные о его характере, названном «буйным», «жестоким», «вызывающим тревогу, поскольку, когда он был ребёнком, он мучил маленьких животных». Кроме того, он вырос в условиях «культа личности его отца» и постоянно демонстрировал, что «он ещё более безжалостный и непредсказуемый, чем отец».
В доказательство «нехорошего характера» Ына в досье также приводятся две атаки против Южной Кореи, предпринятые Северной Кореей в 2010 г., с потоплением военного корабля и обстрелом приграничного острова. Мол, «эти военные действия могли быть совершены по личному приказу Ким Чен Ына, стремившегося доказать иерархам вооружённых сил, что он способен руководить нацией».
Юрий Максимович назвал эти утверждения откровенной «дезой». При живом Ким Чен Ире никто бы не посмел отдавать приказы вооружённым силам. Тем более в 2010 г. Ким Чен Ын ещё не был генералом.
«В скором времени мы можем оказаться перед лицом агрессивного лидера, вознамерившегося таким образом укрепить собственную власть», – говорит Брюс Клинджер, аналитик разведки. «Последствия прихода к власти Ким Чен Ына вызывают тревогу, поскольку он, так легко придя к власти, будет продолжать морить голодом население и развивать ядерный арсенал», – подчёркивает Джеффри Бейдер, советник по азиатским вопросам американского президента Барака Обамы.
В ответ на давление Запада власти КНДР не ограничились лишь заявлениями о поддержке своего нового лидера. Испытания баллистической ракеты, которые страна провела в конце декабря, были своеобразным знаком для США не предпринимать в отношении нового руководства КНДР каких-либо решительных мер. Ким Чен Ын и его приближённые в армии и спецслужбах тем самым показали, что у них по-прежнему есть силы постоять за себя.
Авторитетное мнение
Директор Службы внешней разведки России (СВР) Михаил Фрадков так прокомментировал перемены в Северной Корее:
Разведки пытаются компенсировать тот пробел, который был допущен. Сейчас рассуждают о том, как будет выстраиваться, например, власть, можно ли купировать проблемы, если вдруг что-то произойдёт. У нас неплохие отношения и на политическом уровне, и по линии спецслужб.
Если на первых порах Ким Чен Ыну будет трудно в силу и отсутствия достаточного опыта и вот такого неожиданного вхождения во власть, то ему помогут. Есть опытные руководители, которые найдут консенсус между политическими лидерами определёнными властными структурами Северной Кореи. Очень важно посмотреть, как будут реагировать армия и спецслужбы. На сегодняшний день у нас серьёзных опасений нет. Мы владеем информацией.