Аргументы Недели → Шпионаж № 33(274) от 25.08.2011

Шахматный гений – агент КГБ?

ФБР США подозревало Бобби Фишера и его мать в работе на советскую разведку

, 18:40 ,

Недавно рассекречены новые документы из так называемого «досье Фишера». Они подтверждают сенсационную информацию, которую впервые опубликовала американская газета «Филадельфия инкуайрер». Из многочисленных донесений агентуры следует: именно во время посещения СССР в 1958 году Фишер, как считали в ФБР, мог быть завербован КГБ. Этому, как сказано в архивном документе: «способствовала его мать Регина Фишер, долгие годы работавшая на Лубянку».

Знакомство с матерью знаменитого шахматного гения полковник в отставке Семен Моисеевич Лазарев раньше тщательно скрывал. И на все просьбы обозревателя «АН» поделиться воспоминаниями о деталях вербовки Регины лишь отшучивался:

– На сколько лет поделиться: на пятнадцать или на четвертак?

Но, после того как узнал о рассекречивании 750 страниц из архива ФБР, посвященных семейству Фишеров, решил кое-что рассказать.

Охотница за секретами

По словам старого полковника (Семену Моисеевичу далеко за восемьдесят), Регина Вендер была девушкой уникальной. Она знала 8 языков. Для разведки – настоящий клад! Ее сын Бобби унаследовал от матери выдающиеся лингвистические способности и выучил 5 языков.

– Почему Роберт Фишер был таким умным? – Семен Моисеевич любил больше спрашивать, но на этот раз сам же и ответил: – Родительские гены.

Действительно, по рассекреченным данным ФБР, отцом Бобби был не Ханс-Герхард Фишер, немецкий биофизик, за которого Регина вышла замуж в Москве в 1933 г. (в 1945 г. они развелись), а его друг – учитель математики из Венгрии Поль Немени. Кстати, будущий нобелевский лауреат и один из участников создания атомной бомбы. Не по заданию ли советской разведки Регина и закрутила роман с засекреченным математиком из Манхэттенского проекта?

Полковник Лазарев отвечать на этот вопрос отказался, ссылаясь на подписку о неразглашении государственной тайны. А про данные ФБР сказал:

– Никто свечку не держал. Но правы евреи, когда национальность определяют по матери. Отец всегда сомнителен.

Судя по всему, Регина не была кадровой советской разведчицей. Она закончила в СССР не разведшколу, а 1-й Московский медицинский институт. Опровергая данные ФБР, полковник Лазарев утверждает, что в штате разведки она не состояла. По крайней мере, никаких денег с Лубянки не получала. Возможно, помогала СССР из идейных соображений. Так в те времена делали многие.

Регина жила очень бедно. В архиве ФБР есть письмо, датированное 1952 годом (Бобби тогда было 9 лет), в котором она жалуется подруге, что у нее нет денег на ремонт ботинок сына.

Мама трудилась не покладая рук, поручив воспитание сына старшей дочери Джоан. Чтобы как-то занять братца, та подарила ему картонные шахматы. Это стало страстью Роберта.

По официальной версии, именно из-за шахмат самолюбивый подросток рассорился с матерью, и та уехала от сына. «Благодарен маме, что меня оставила, – говорил Бобби, – она всегда держала меня в ежовых рукавицах, а я этого не люблю».

Впрочем, сейчас появилась новая версия этого разрыва. В донесениях агентов ФБР говорится, что мать и сын продолжают поддерживать довольно теплые отношения. А их публичная ссора и разрыв были мнимыми, выполненными по заданию советской разведки. На Лубянке, мол, знали, что после эмиграции в США Регина Фишер находилась под колпаком у американской контрразведки. Чекисты якобы хотели отвести подозрения от Роберта.

Из последнего интервью

Фишер крайне неохотно давал интервью журналистам. Но незадолго до смерти он ответил по телефону на вопросы журналиста одной из российских газет. А в последний раз он появился в прямом радиоэфире на исландской станции 27 января 2002 года.

Кто-то из аудитории радиостанции задал великому гроссмейстеру вопрос: кто самый великий среди великих – он или Гарри Каспаров. «Как вы можете сравнивать меня с этим мошенником? Я никак не хочу его называть. Ни по имени, ни просто Каспаров – только преступник! Я знаю, сейчас он пытается заниматься политикой, идет против президента Путина. Для меня поход Каспарова против президента Путина – достаточный повод, чтобы выразить президенту Путину одобрение и полную поддержку. Каспаров – олицетворение зла. Если вы проверите его на детекторе лжи, убедитесь, что он – лжец!»

Скандальный король

Был ли завербован Бобби в Москве летом 1958 года? ФБР утверждает, что да. Мол, пятнадцатилетнему парню «коварные русские» подсунули двадцатипятилетнюю переводчицу, и та заманила его в «медовую ловушку». Через постель и завербовали. Услышав это, полковник Лазарев рассмеялся:

– Да он в то время на девушек вообще не смотрел. А переводчицу ценил лишь за то, что она, по мнению Бобби, обладала бесценным даром: умела дать мат конем и слоном одинокому королю. Кстати, у нее был первый разряд по шахматам.

Благодаря письмам матери в Советском Союзе знали кое-что о юном шахматном гении. Например, об учителях подросток отозвался следующим образом: «В школе нечему учиться. Учителя глупы. Нельзя, чтобы учителями работали женщины. В моей школе только учитель физкультуры был неглуп — он неплохо играл в шахматы».

А вот выдержка из другого письма, в котором мать давала характеристику Роберту:

«Сын носит простые спортивные куртки и не признает костюмов и галстуков. Не курит, не пьет и не встречается с девушками. Не умеет танцевать. Увлекается плаванием, теннисом, лыжами, коньками».

Бобби не был жадным, как считали многие. И на деньги советской разведки вряд ли бы польстился. Ведь благодаря запросам Фишера размер призового фонда матча на первенство мира по шахматам вырос. Сам Роберт говорил: «Я добьюсь того, чтобы к шахматам относились с не меньшим уважением, чем к боксу. Сколько бы ни запросил Мохаммед Али за свое очередное выступление, я потребую больше».

Думается, шахматный чемпион не был обычным шпионом. В деньгах он не нуждался. Лавры Джеймса Бонда никогда не привлекали шахматного короля. И советская разведка могла использовать его только «в темную»: в качестве агента влияния.

Знаменитый шахматист мог влиять на общественное мнение. Например, в рассекреченных донесениях сотрудников ФБР отмечались антиамериканские высказывания Фишера, в частности его резко отрицательное отношение к войне во Вьетнаме. Пацифистская деятельность шахматиста, по мнению руководства ФБР, нанесла ущерб престижу США и была на руку Кремлю.

Чашу терпения американских спецслужб переполнило публичное игнорирование Фишером американского бойкота Югославии. Из рассекреченных документов ФБР известно, что это русские якобы уговорили местного банкира Ездимира Василевича выделить огромные деньги для своего агента. На кон было поставлено 5 млн. долл. (3,35 млн. победителю и 1,65 млн. проигравшему). И понятно, кому достался приз.

Но самый большой скандал вызвало заявление Бобби Фишера после теракта 11 сентября. Тогда он позвонил на филиппинскую радиостанцию Radio Bombo, и заявил, что в восторге от проведенной террористами операции. В прямом эфире состоялся такой диалог:

– Почему вы одобрили атаки террористов на Америку?

– США и Израиль устраивают резню в Палестине на протяжении нескольких десятилетий. Никто не проливал слез по этому поводу в США. Недавно американцы уничтожили 1500 человек в иракской Фаллудже. И они убивают людей снова и снова. В США говорят о трагедии 11 сентября, однако никто не говорит о Хиросиме и Нагасаки. Гораздо больше людей погибло здесь, нежели пресловутого 11 сентября в Нью-Йорке.

И таких заявлений были десятки и даже сотни. Вряд ли они делались по заданию советской разведки.

– Не сошел ли Фишер с ума? – спросил обозреватель «АН» полковника Лазарева.

– Чтобы сойти с ума, надо его иметь, – как всегда попытался отшутиться Семен Моисеевич. А потом добавил: – Многие высказывания Фишера меня лично сильно огорчают. Наш разведчик никогда бы не позволил себе такого пещерного антисемитизма.

Как известно, у Фишера никогда не было проблем ни с наркотиками, ни с алкоголем. Филиппинский шахматист Эугенио Торре – один из немногих, кто в последние годы общался с Фишером, говорит, что этого человека просто не захотели понять: «Сумасшедший? Нет. Просто он – человек принципов. Он в здравом уме, но высказываемые им мнения настолько спорны, что все вокруг решили, что он помешался».

Справка «АН»

Роберт Фишер родился 9 марта 1943 года в Чикаго. Его мать  Регина Фишер (в девичестве Вендер) — швейцарская еврейка, чья семья перебралась в Швейцарию из Польши, отцом считался Ханс-Герхард Фишер — немецкий биолог-коммунист, эмигрировавший от нацистского режима в СССР, где он и познакомился с Региной, учившейся в медицинском институте. В 1939 г. супруги покинули СССР и переехали в Америку, однако с этого момента жили раздельно; Регина поселилась в США, а Герхард — в Чили, причем ему как коммунисту не был разрешен въезд в США. После окончания Второй мировой войны Герхард вернулся в Германию.

Но настоящим отцом Роберта был Поль Немени, венгерский еврей, бежавший из нацистской Германии в США, математик, лауреат Нобелевской премии, участник Манхэттенского проекта (создание американской атомной бомбы). Немени принимал деятельное участие в воспитании мальчика, заботился о нем, оплачивал его учебу до самой своей смерти в 1952 году.

Пещерный антисемитизм

Когда мне пришлось несколько лет жить и работать в Будапеште, в это же время в столице Венгрии находился Роберт Фишер. В журналистских кругах тогда рассказывали такую историю. Однажды Бобби предложил будапештской радиостанции взять у него интервью. Беседа окончилась конфузом. Первые минут пять разговор шел о шахматах. Затем Фишер перешел к... антисемитской пропаганде. А на замечание ведущего о еврейском происхождении Фишера шахматист предложил журналисту пойти в туалет, чтобы разобраться.

Как известно, самые ярые антисемиты – сами евреи. И все-таки вызывает удивление антисемитизм, ставший одним из главных противоречий жизни шахматиста. Его никто так и не смог объяснить: мать Бобби была еврейкой, родился он в еврейском квартале. А несет такое!

Например, в одном из своих радиовыступлений Фишер заявил: «Америка находится под полным контролем евреев. Все начальство — евреи, тайные евреи или цэрэушные крысы, которые на евреев работают».

По словам Семена Моисеевича, в пещерном антисемитизме Фишера во многом повинны израильские спецслужбы, которые слишком топорно разыгрывали национальную карту при работе с Робертом. Все попытки вербовки у них с треском провалились. Об этом хорошо известно американцам. Однако, судя по рассекреченным документам, руководство американских спецслужб все же пыталось опять во всем обвинить русских.

После скандальной депортации из Японии Фишер жил в Исландии, в Рейкьявике. В ноябре 2007 г. он был госпитализирован с почечной недостаточностью. Фишеру предлагали операцию, но он отказался. Но этот ли недуг послужил причиной его смерти, последовавшей 17 января 2008 года? Перед кончиной он заявил, что его в числе пятисот других заключенных облучали радиацией в японской тюрьме. Она располагалась рядом с атомной станцией «Фукусима».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram