Из всех фигурантов шпионского скандала – И. Сутягин, С. Скрипаль, А. Запорожский и Г. Василенко меньше всего информации о последнем. Так за что же его выслали из Москвы? Попробуем разобраться.
Наших нелегалов недавно депортировали из Соединенных Штатов. Формально лишь за то, что они не зарегистрировались в Госдепе как агенты российского правительства. А вот бывший офицер КГБ, экс-замглавы службы безопасности «НТВ+» (и, как получается, по совместительству американский агент) Геннадий Василенко пытался открыть в Москве чуть ли не филиал резидентуры ЦРУ. И не один, а при содействии приехавших из-за границы «французского бизнесмена» и «потомственного аристократа». Но даже после его высылки ситуация не сильно изменилась.
Предатель-председатель
Когда происходил российско-американский обмен наших разведчиков на осужденных в России лиц (которыми почему-то живо заинтересовались спецслужбы США), прояснилось многое. Вот, к примеру, бывший офицер КГБ Геннадий Василенко. В августе 2005 г., когда он был замначальника службы безопасности телекомпании «НТВ+», его задержали в рамках дела о покушении на главу «Мострансгаза». При обыске нашли четыре пистолета, тротил и по суду дали за это три года колонии. А потом добавили еще столько же за взятку, которой он хотел купить себе свободу. Казалось бы, типичный вариант трансформации бывшего сотрудника спецслужб в «безопасника» коммерческой структуры, вообразившего, что закон писан не для него. Но ввязался в темные делишки и за это поплатился. Тем не менее хлопотал за него лично ветеран ЦРУ Джек Платт. По какой причине Лэнгли так озаботилось судьбой Василенко, сидевшего у нас по чисто уголовным статьям? Ясно, не из личных симпатий! Тогда почему? Догадаться нетрудно.
В 70–80-е гг. прошлого века Василенко работал в США и странах Латинской Америки. А Платт как раз специализировался на разработке и перевербовке оперативных работников нашей разведки. Судя по состоявшемуся обмену, американцу это все же удалось. Впрочем, для знающих людей у нас это большой неожиданностью и не явилось. В январе 1988 г. Василенко даже арестовали по подозрению в шпионаже. Но строго наказывать не стали: доказательств не хватило, и в духе перестроечного времени его лишь понизили в звании. В результате после развала Союза Василенко вновь «подобрал» Джек Платт. Формально – чтобы вести общий бизнес в сфере безопасности иностранных предпринимателей в Москве.
Каких иностранных бизнесменов курировал в столице Василенко, можно только догадываться. Но в 2003-м он стал еще и председателем Совета директоров ЗАО «Садово-Спасское». Это общество было создано в 1994 г. для строительства на пересечении проспекта Сахарова с Садовым кольцом здания офисного центра с военкоматом. Не каждому шпиону, кстати, удается поучаствовать в возведении такого «вкусного» объекта в центре Москвы. Ведь прямо под ним проходят кабели правительственной связи!
В результате в том же 2003-м начинаются попытки выдавить из этого международного проекта последнего российского участника – Концерн «Интерстрой Девелопмент», чтобы объект стал полностью иностранным. Ранее из состава акционеров уже вытеснили Внешэкономбанк. Тогда же права на землю незаконно передаются ООО «Вестрой», подконтрольному американской компании «Shenfield LLC». На совпадение непохоже. Все это делалось в обстановке строжайшей секретности – в таких делах лишние свидетели не нужны.
Интересно то, что даже арест Василенко не спутал американцам карты. В 2006-м происходит смена состава Совета директоров «Садово-Спасского». Причем из трех якобы присутствовавших на собрании членов Совета, за чьих новых ставленников проголосовал и сам Василенко. Хотя к тому времени он уже находился в колонии, а подпись другого (гендиректора Олега Артемчука) экспертиза признала поддельной.
Так что для американцев Геннадий Василенко – ценный кадр. Даже сидя за решеткой, он умудрялся осуществлять планы по строительству в центре Москвы плацдарма, представляющего большой интерес для его заокеанских кураторов. Сейчас Василенко из России выслан, но его сообщники продолжают чувствовать себя здесь столь же вольготно.
Французский связной…
Как утверждает Олег Артемчук, председателем совета директоров «Садово-Спасского» Василенко стал по рекомендации некоего француза Фредерика Бассе. Тот фактически контролировал ЗАО.
Упомянутая ранее компания Shenfield LLC (полномочным представителем которой, согласно документам, и является мсье Бассе) зарегистрирована на 1912 Капител Авеню в городе Шайенн, штат Вайоминг, США. Однако по этому адресу находится здание АНБ – Американского национального банка. Между прочим, в Штатах этот банк прославился как «прачечная» по отмывке денег «русской мафии». А сам город Шайенн известен тем, что буквально напичкан агентами спецслужб и Пентагона. К тому же на его окраине расположен главный командный центр американской базы межконтинентальных баллистических ракет.
Но об этом в «Садово-Спасском» не знали, да и не задумывались. Тут надеялись, что с привлечением структур Бассе наконец-то будет организовано инвестирование строительства. Тем более, при создании ЗАО передача иностранному партнеру контрольного пакета акций была предусмотрена на условиях полного финансирования строительства. Тогда француз в Москве еще не оскандалился самовольным возведением в Колокольниковом переулке, и было не очень понятно, что это за «бизнесмен».
Как выяснилось позже, с целью захвата плацдарма в центре Москвы в мае 2001 г. в Штатах появилось ограниченное партнерство House of Russia Real Estate Limited Partnership. Оно создавалось при участии Shenfield LLC и на средства американского офшора Ходорковского Menatep Trust Company Ltd. Пока россияне за свои деньги готовили площадку под застройку, потратив на это несколько миллионов у.е., Бассе и не думал вкладывать в утвержденный проект средства (они, кстати, были перечислены ему «Менатепом»). Он решил захватить объект полностью. Сейчас уже даже непонятно – то ли это француз так хитро и ловко управляет активами Ходорковского, пряча их от кредиторов, то ли, напротив, скрывает от юристов осужденного олигарха свои собственные замысловатые махинации.
С появлением этого «инвестора» на участке начался самострой по неутвержденному проекту то ли торгового центра, то ли вообще какой-то «мутной» конторы, об истинном назначении которой можно только догадываться. Это стало предлогом для того, чтобы в суде обвинить в незаконном строительстве российского же заказчика, лишив его права застройки. А на главу ЗАО «Садово-Спасское» Артемчука, который на самом деле пытался помешать афере, было заведено уголовное дело №164782.
– Причем заведено почему-то в Южном округе, а не в Центральном. Следователь Усачев, который его открыл, сейчас сидит за организацию заказных дел. Персонально мое дело закрывали и приостанавливали много раз, хотя все сроки давности истекли. Я уже пять лет нахожусь под подпиской о невыезде, а официальное обвинение не предъявлено до сих пор. На все депутатские запросы приходят отписки, а уголовное дело против самих рейдеров №327133 до сих пор не сдвигается с места, – недоумевает Артемчук.
Впрочем, 7 апреля этого года московский Арбитраж все же разобрался в рейдерских интригах. Он согласился с тем, что землю ООО «Вестрой» Бассе увело у «Интерстрой Девелопмент» незаконно.
…И просто граф
Казалось бы, все становится на свои места. Василенко, высылка которого расставила точки над i и открыла его истинное лицо, укатил в Америку; Бассе дали по рукам решением суда, и никакого «шпионского плацдарма» с использованием отмытых денег в Москве не построят. Но спустя всего две недели после судебного заседания – 21 апреля – выходит распоряжение Правительства Москвы. В нем со ссылкой на отмененный судом незаконный договор о перенайме участка отмечено: арендатором земли является все тот же «Вестрой». Есть даже Акт разрешенного использования им участка. Там в качестве правового обоснования решения указан «протокол встречи мэра Москвы Ю. М. Лужкова с генеральным директором инвестиционного фонда Kaltchuga Group Real Estate LLC Шереметьевым П.П.».
Что же это за непробиваемая «Кальчуга», чье название лишь напоминает известный европейский бизнес-бренд? Согласно выписке из Единого госреестра юридических лиц, «Кальчуг» у нас несколько. Их руководителем является Михаил Рябов. За его назначение в 2006 г. в новый состав Совета директоров «Садово-Спасского» ухитрился проголосовать сидевший в колонии столь любезный ЦРУ Василенко. А единственный учредитель «Кальчуг» – уже известная по партнерству с Menatep Trust Company Ltd компания Shenfield LLC из облюбованного американскими спецслужбами Шайенна.
Уже упоминавшийся Шереметьев из той самой «Кальчуги» представляется то гендиректором этого Фонда, то его президентом (тут Петр Петрович сам путается), то просто потомственным графом, ведущим родословную чуть ли не от Адама, то бывшим мужем внучки самого Наполеона. Прогресс налицо. От детей лейтенанта Шмидта мы перешли уже к «аристократам», которые, как и во времена Ильфа–Петрова, пользуются уважением среди отдельных наших чиновников.
Интересно, что Шереметьева и Лужкова сближает Международный совет российских соотечественников: граф там просто председатель, а мэр – председатель почетный. Но дело даже не в этом.
В распоряжение автора попало письмо Шереметьева московскому мэру Лужкову от 28 июня сего года. В нем граф в деталях сообщает о ходе судебных баталий компании мсье Бассе за объект на проспекте Сахарова. Пишет, что ситуация находится «под личным контролем» главы Следственного комитета при МВД Аничина и даже выражает надежду, что «слаженное взаимодействие» его юристов с коллегами из мэрии «будет продолжено». И вместо мусорной корзины мэр переслал письмо подчиненным, предложив принять меры по выполнению» задач, поставленных его сиятельством.
Вот такая получилась любопытная ситуация: компания, которая свела вместе американского шпиона, осужденного олигарха, сына французскоподданного аристократа и международного афериста, до сих пор пользуется активной поддержкой столичного мэра.
Конечно, никто и не думает, что здесь замешан какой-либо меркантильный интерес. Скорее всего, громкие имена и титулы фигурантов просто сбили с толку московских чиновников. Но, может, хотя бы после не менее громкого разоблачения Василенко пора наконец более пристально посмотреть – что за «конторы» так плотно окопались в Москве и кто стоит за ними на самом деле?