Шпионский скандал, стремительно разгоревшийся между Россией и США и столь же быстро практически сошедший на нет, заставил нас вспомнить о своей собственной публикации четырехгодичной давности. Буквально через пару месяцев после выхода первого номера «Аргументов…» (тогда мы еще назывались «Аргументы i время») газета напечатала статью бывшего полковника спецслужб С. Лекарева «Опасный мед». В ней рассказывалось об охотницах за «секретными» головами, спецшколах подготовки «агентов сексуального влияния».
Учитывая актуальность темы, мы решили частично повторить публикацию. К сожалению, уже нет в живых нашего поистине боевого товарища Станислава Лекарева, скончавшегося весной этого года. А нам сегодня очень бы пригодились его профессиональная оценка нынешней ситуации, его видение кадрового разведчика. Увы…
В прессе, освещавшей шпионский скандал, высказывалось предположение, будто бы одной из задержанных американцами россиянок, красавице Анне Чапман, ставилась цель поближе подобраться к английскому королевскому окружению (кстати, С. Лекарев много лет работал именно в Лондоне). Насколько это верно – судить не беремся. Но вот о том, как обладающие полезной для разведки информацией люди попадались на «медовую ловушку», – читайте в сегодняшней публикации «АН».
Секс-шпионаж стар как мир. Корни его истории уходят в далекое прошлое. Библейский Змий и Ева, Самсон и Далила, Цезарь и Клеопатра, Лукреция Борджиа, Мата Хари, Ольга Книппер-Чехова, Зорге и его женщины, дело посла Франции в Москве Дежана… Всех их связывает одно – информация, полученная на «страстной» основе. Это явление имеет множество имен, и имя им… легион: «медовая ловушка», Вариант «Ромео», секс-мероприятия… Секс и шпионаж всегда были тесно связаны. Давний альянс между плотскими желаниями и уловками интеллекта сыграл в истории более значительную роль, чем усилия целых поколений политиков.
Уже Первая мировая война дала яркие, можно сказать, легендарные, овеянные романтикой фигуры. Знаменитая танцовщица Мата Хари работала сразу на две разведки – немецкую и французскую. «Физиология немецких и французских генералов и банкиров одна и та же», – как‑то отшутилась она в ответ на упрек очередного любовника. Но шутки шутками, а посмеяться последней ей не удалось. В 1914 г. французы казнили ее как немецкую шпионку.
В фашистской Германии не было недостатка в проститутках-шпионках, которые провоцировали на рискованные разговоры посетителей публичных домов, находившихся под неусыпным надзором гестапо.
Наибольших успехов и высот в секс-шпионаже добился отдел разведки Министерства госбезопасности ГДР «Штази», иронично названный «Ромео». Это они составили план по соблазнению одиноких секретарш, которые работали в важных государственных учреждениях Западного Берлина и ФРГ.
Во время войны в Северной Ирландии больше десятка английских солдат были уничтожены обольстительницами, которые встречали их в барах, вели заниматься сексом к себе домой и там жестоко убивали. Британская разведка ответила противнику тем же, создав свою женскую агентуру.
Секс-шпионаж активно практиковался в КГБ. В специальных учебных центрах готовились так называемые «ласточки» и «вороны» – молодые женщины и мужчиныгомосексуалисты.
«Медовые ловушки» не всегда приводили к успеху. Случались и забавные происшествия. Индонезийский президент Ахмед Сукарно был известен любовью к постельным играм. В конце 1950-х годов во время его визита в Москву КГБ подослал группу юных соблазнительниц. Они познакомились с президентом под видом стюардесс «Аэрофлота» в самолете, на котором Сукарно летел из Джакарты. Позднее тот пригласил девушек в свой московский номер-люкс и устроил грандиозную оргию. Ее снимали во всех ракурсах две кинокамеры, установленные за зеркалами, на лучшую в то время цветную американскую пленку. Перед началом шантажа Сукарно пригласили в кинозал и преподнесли «подарок»… Ожидалось, что объект испугается и согласится на сотрудничество. Но Сукарно решил, что советское правительство действительно сделало ему подарок, и попросил отпечатать еще полдюжины копий, чтобы он мог отвезти их домой и показывать в кинотеатрах. Он сказал опешившим агентам: «Мой народ почувствует гордость за президента, когда увидит меня таким».
В середине 60-х сотрудник ГРУ в Лондоне, помощник военно-морского атташе Иванов с известными намерениями вступил в близкие отношения с любовницей министра обороны Великобритании Джона Профьюмо, юной красоткой Кристиной Киллер. Ей было всего 16, и погубил ее третий любовник, араб. Он приревновал подругу и стал обстреливать ее окна. Вызванная соседями полиция установила, что у дома Киллер регулярно появляется машина министра обороны. В результате Профьюмо подал в отставку, лишив тем самым военную разведку СССР канала информации. Засветившегося также Иванова выдворили из страны.
В коридорах ФСБ до сих пор вспоминают высокопоставленную даму из МИДа ФРГ, которую завербовал один из «выпускников» этой группы. Она не могла выйти замуж, потому как в детстве стала свидетельницей жестокого насилия ее отца над горничной. Советские разведчики подсунули ей в качестве будущего супруга жестокого мужлана, который бил ее, обзывал и буквально насиловал. С ним женщина смогла полностью расслабиться и удовлетворить наконец скопившиеся сексуальные порывы. Даме дали имя Пациентка, секретные материалы она передавала исправно.
В 1981 г. совместно с восточногерманской разведкой «Штази» началась операция «Наступление на секретарш». Цель – вербовка незамужних и немолодых сотрудниц министерств. Несколько обаятельных, спортивно сложенных молодых людей переехали в ФРГ, чтобы начать атаку на сердца старых дев – женщин в возрасте под сорок и более, уже не надеявшихся встретить партнеров. Разумеется, красавцы не осчастливливали кого попало. Все дамы должны были работать в правительственных ведомствах, обороне или разведке ФРГ. Среди наших разведчиков участие в этой операции считалось самой сложной работой. Дамы думали, будто это у них в последний раз, и выделывали такое, что бедные шпионы буквально выползали от них на четвереньках. Программа была рассчитана на десять лет и поначалу приносила ошеломляющие результаты – как оказалось, даже шантажируемые люди давали меньше информации, чем «престарелые девицы». Однако довести операцию до конца не было суждено: воссоединение двух Германий положило конец столь успешному сотрудничеству со «Штази»