20.04.2017 07:54:41
Кванториум «Сахалин»
Сегодня в России существует сеть из 24 кванториумов в 19 регионах – от Калининградской области до Хабаровского края. Теперь к реализации проекта подключается и островной регион. Так, Олег Кожемяко и гендиректор «Фонда новых форм развития образования» Марина Ракова заключили соглашение о сотрудничестве. Первый детский технопарк «Кванториум Сахалин» откроется осенью 2017 года в областной столице на базе института развития образования. Рассчитанный на 400 детей, он станет включать в себя четыре кванта: аэроквантум, квантум по робототехнике, квантум по промышленному дизайну и ITквантум.
А вот «Эстетикотехнический центр «Кванториум», рассчитанный на тысячу детей, создадут на базе гимназии №3 ЮжноСахалинска, которая имеет соответствующий профильный уклон. Откроется он в 2019м.
– Все два проекта – приоритетные, – заметил губернатор. – Сахалинская область нуждается в своих квалифицированных кадрах. Поэтому внедряем в практику техническую подготовку и эстетическое воспитание детей с использованием самых современных технологий.
Параллельно власти региона с Агентством стратегических инициатив реализуют ряд совместных проектов по улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятных условий для бизнеса.
Большой шанс
– Честно говоря, это шанс для многих из нас, – комментирует новость учащийся одной из гимназий областного центра 17летний Сергей Никифоров. – Занять себя, особенно в выходные, практически нечем. В Доме детского творчества (бывший Дворец пионеров) мне откровенно скучно – не нашёл для себя инновационного кружка, который бы пленил. Остаётся «Горный воздух». А летом, если родители не вывезут на материк, приходится днём тупо глотать городскую пыль, а вечером, если в кармане остались деньги – ночной клуб.
Вот так, выбор старшеклассников невелик. Плюс первые возлияния, от которых не каждый устоит. На следующий день – дурной выхлоп и пустота в душе и голове.
– У меня трое детей, – рассказывает Татьяна Василенко. – Каждого надо чемто занять. И хорошо, если есть дача. Там найдется дело для всех, было бы желание, которое, увы, у молодых часто в дефиците. На каникулах, значит, неизбежны пустопорожние шатания с приятелями в поиске «приключений». Да ожидание службы в армии. Хотя чтото придумывать, конструировать ребята любят. Уверена, правильно прививать ребенку умение и желание не просто трудиться с детства, а с упором на его способности. Конечно, обучение профессиям в игровой форме – самый подходящий формат.
К счастью, ситуация, как видим, меняется. И в лучшую сторону. Скоро наши школьники смогут получать дополнительное образование примерно по таким направлениям, как киберфизика, авто, космо, аэромоделирование, нейро, биотехнологии, программирование, просто записавшись в детский технопарк.
«Агентство стратегических инициатив» определило 14 ведущих технических направлений: робоквантум, авиаквантум, автоквантум, гелеоквантум, ноухауквантум (изобретательство), радиоквантум, ITквантум, dataквантум (геоинформатика), биоквантум (биоинженерия), энерджиквантум, космоквантум, наноквантум, нейроквантум (нейротехнологии), экоквантум. Типовая структура детского технопарка: IТкласс, электроника, промзона, грязный цех и коворинг.
Например, детские технопарки – «Кванториумы» – состоят из таких блоков:
«ITквантум» – это где школьники, начиная с младших классов, знакомятся с программированием и защитой информации;
«Биоквантум» – знакомятся с микробиологией и биотехнологиями;
«Робоквантум» – посещающие этот блок ученики знакомятся с мехатроникой и прикладным программированием;
«Энерджиквантум» – в этом блоке изучают азы маломерного инновационного судостроения;
«Аэроквантум» – посвящается знакомству с созданием беспилотных летательных аппаратов (дронов) и так далее.
В «Кванториумах» дети в игровой форме осваивают самые передовые технологии, получают практические навыки их применения. При этом каждый может перейти из одного квантума в другой.
В технопарках школьники будут разрабатывать инженерные и исследовательские проекты, работая на современном оборудовании под руководством отраслевых экспертов и преподавателей вузов. Кроме того, смогут участвовать в международных инженерных соревнованиях по ключевым направлениям технологического развития – энергосберегающие технологии, беспилотный наземный и воздушный транспорт, частная космонавтика и другие.
Особенность образовательного процесса – разделение его на две составляющие: командная проектная работа с установкой на результат; получение ребёнком сквозных, надпредметных знаний. Например, умение правильно ставить и достигать цели, распределять обязанности в команде, добиваться конкурентоспособных результатов в условиях сжатых сроков.
Кстати
Детские технопарки создаются Минобрнауки совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках проекта «Новая модель системы дополнительного образования детей», предложенного АСИ. Цель – вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерноконструкторскую и исследовательскую деятельность. Проект поддержан президентом РФ. Технопарки принимают детей от 5 до 18 лет. Обучение бесплатное.
Справка
По данным Минобрнауки России, более 50 процентов школьников посещают учреждения дополнительного образования, при этом только четыре процента из них вовлечены в научнотехническое творчество. К 2020 году не менее 75 процентов детей от 5 до 18 лет должны заниматься во внешкольных кружках и секциях, а охват научнотехническим творчеством должен увеличиться в 2–2,5 раза. В США в научнотехнологических центрах занимаются двадцать процентов детей, в Японии – десять процентов.