Аналитики не без оснований утверждают, что это было сделано под сильным давлением США. Американцы реально испугались, что в рамках такого университета китайцы смогут получить самые последние российские научные разработки и реально уменьшить свою зависимость от системы высшего образования США.
Только по официальным данным вузы США ежегодно получают около 40 млрд. долларов из Китая за обучение студентов из Поднебесной.
«Аргументы недели» предвидели такое развитие событий (см. №31 от 21 августа 2014 г.). Но не предполагали, что это произойдёт так быстро и практически без какого-то вразумительного обоснования.
Напомним суть вопроса. Смыслом (движущей силой) всего проекта была возможность получения выпускниками совместного университета диплома МГУ. Однако в существующей законодательной ситуации единственным способом получения диплома Московского государственного университета было подписание Межправительственного соглашения, способного в силу своей международно-правовой природы преодолеть противоречия в российском и китайском законодательствах в сфере высшего образования. Потому что нормы межправительственного соглашения обладают более высокой юридической силой перед нормами национального законодательства.
Самым главным расхождением в законодательстве наших стран является запрет создавать в КНР филиалы иностранных вузов. Интересно, что это положение было навязано китайцам американцами при вступлении КНР во Всемирную торговую организацию. США не хотели пускать на китайский рынок образовательных услуг другие страны, и прежде всего Россию.
В нашем законодательстве в свою очередь содержится запрет МГУ выдавать свои дипломы вне рамок филиалов университета. Межправительственное соглашение, содержащее прямую запись о возможности выдачи дипломов МГУ выпускникам совместного университета, решало эту проблему. Тем более что стороны уже договорились вести образование в совместном университете по стандартам МГУ и в основном силами профессорско-преподавательского состава МГУ (не менее 50%).
Итак, если коротко: нет Межправительственного соглашения – нет диплома МГУ. Без диплома МГУ – нет совместного университета. Вот и всё. Без диплома передового российского вуза полностью теряется «изюминка», специфика, ЛИЦО совместного университета. Он полностью потеряется среди полутора тысяч китайских университетов. Родители китайских юношей и девушек не будут отдавать своих детей в ещё один «никакой» университет.
Напомним, что в КНР вообще нет государственных бюджетных мест в вузах. Удивительно, что китайцы, сами выступившие с инициативой создания совместного университета на базе МГУ и с дипломом МГУ, отказались продолжать этот уникальный проект, способный стать самым крупным в гуманитарной сфере.
Не иначе как опять вмешался Дядя Сэм.
От лица читателей «Аргументов недели» хочется выразить надежду, что не всё ещё потеряно. В конце концов, Минобр КНР не должен менять (подменять) позицию лидера страны Си Цзиньпина, поддержавшего 20 мая в Шанхае на встрече с нашим президентом необходимость создания совместного университета.