Иногда кажется, что члены медведевского правительства очень плохо учились в школе. Во всяком случае, на уроках истории. Они, видимо, не помнят, что основными силами революции 1917 года были рабочие (привет министру Мантурову) и студенты. Последних своими провокационными действиями по уничтожению высшей школы неминуемо разбудит министр образования Дмитрий Ливанов. И когда «рассерженные» студенты выйдут на улицы, «великое стояние на Болотной» покажется детской игрушкой.
Напёрсточники из Минобрнауки
В прошлом номере «АН» в интервью «Министр Ливанов – диверсант от образования» ректор Российского Государственного Торгово-экономического университета (РГТЭУ) Сергей Бабурин рассказал, как Минобраз сфальсифицировал данные и занёс успешный вуз в «чёрный список» неэффективных. И можно было бы списать эмоциональность ректора на возможную утрату тёплого кресла, но тут произошло невероятное. Потенциальные антагонисты – преподаватели и студенты РГТЭУ объединились в своих требованиях: Министерство образования поступило как напёрсточник из 90-х годов. И должно ответить в суде за урон деловой репутации их университета.
На днях студенты РГТЭУ провели свою внеочередную IX конференцию. 440 делегатов из числа представителей студентов всех курсов и факультетов потребовали: «признать мониторинг эффективности вузов, проведённый Министерством образования и науки РФ «неэффективным», несоответствующим реальности и наносящим урон системе образования и студенчеству России в целом». А также «признать РГТЭУ эффективным вузом, готовящим специалистов высокого уровня с достойным уровнем теоретических и практических знаний». Решено поддержать обращение ректора Сергея Бабурина к президенту Путину и направить своё письмо по адресу: Москва, Кремль, Путину.
Но это были ягодки, цветочки вот: «обратиться к студенческим объединениям вузов России с призывом организовать широкое обсуждение в поддержку студенчества всей страны, пострадавшего от недостоверных итогов мониторинга образования».
Не отстали от своих учеников и преподаватели. На учёном совете университета, на который были приглашены, но не явились чиновники от образования, профессора констатировали: «Минобрнауки России последовательно проводит политику, разрушающую отечественную высшую школу». При этом идёт жульническая подмена понятий.
– Российской общественности это подаётся как некий комплекс мер, направленный якобы на модернизацию всей образовательной системы страны. Однако предложенная «модернизация» в действительности имеет своей конкретной целью не совершенствование российского образования, а примитивное рейдерство, захват материально-технической базы значимых для страны вузов и смену их руководства. Проводится фактически ликвидация отечественной системы высшего образования путём подмены его социальной функции коммерческой, – постановили на учёном совете РГТЭУ.
Бабурин буквально на пальцах, точнее на цифрах, объяснил, что требуют чиновники министерства.
– Университет сознательно ведёт курс на доступность образования. Мы считаем, что учиться должны люди, которые имеют хотя бы средние доходы, а не только те, у кого папы получают миллиарды. У нас плата за обучение – от 83 до 150 тысяч рублей в год. А мы должны поднимать до 400 тысяч, как в Высшей школе экономики. Кто тогда будет учиться в нашей стране? – риторически вопросил на заседании совета ректор.
Англичанка гадит через ВШЭ
РГТЭУ действительно пока остаётся одним из немногих столичных вузов, который буквально понимает термины – «социальное государство» и «доступность образования».
– То, что сегодня происходит, недопустимо. И даже студенты тех вузов, которые пока не тронули, понимают, что если «серый волк» (Минобрнауки) не пришёл за ними сегодня, то он придёт завтра. Когда наестся остальными своими жертвами. Поэтому студенты намерены бороться. Сегодня у нас пытаются отнять нашу Россию. Не получилось это у Наполеона, не получилось это у Гитлера, но, к сожалению, получается у Минобрнауки. Отнимают возможность учиться у детей рабочего класса, тех, кто создаёт так называемый русский продукт. Именно такие вузы, доступные по ценам, оказались в «красной зоне» министерства и должны быть уничтожены, – заявил уполномоченный по правам студенчества, председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак.
Казак подчеркнул, что методика оценки эффективности вузов от Ливанова – практически буквальная калька с исследования российской высшей школы неким британским учёным. «Случайно ли не в Великобритании был составлен список наших вузов, которые поручено закрыть?» – размышляет профсоюзный лидер.
Интересно, что вся людоедская политика Минобрнауки последних лет по уничтожению российской средней и высшей школы разрабатывается в Высшей школе экономики. Научный руководитель Института образования «Вышки» Исак Фрумин долго и плодотворно параллельно трудится координатором проектов по образованию в Московском представительстве Всемирного банка.
– Я думаю, что ВШЭ – это флагман псевдолиберализма в нашем образовании, который «сильно льготно» получает недвижимость, бестрепетно присоединяя к себе здания ликвидированных вузов, научных учреждений. Один имущественный комплекс уничтоженной Военно-инженерной академии чего стоит. Зарубежные гранты тоже достаются преимущественно им. У нас другие традиции. Идеология ВШЭ нам чужда, она ориентирована на воспитание идеологии эгоизма. И люди, которые прикрываются термином либерализма, не либералы. Они необольшевики, насильственно насаждающие нигилизм, а не свободу. Поэтому я сторонник того, что для государства и образования в основе должны лежать консерватизм и традиции. Эти понятия для ВШЭ чужды, а для нас священны. Мы говорим, что нужно учиться у Европы, но копировать бездумно нельзя. Слепое заискивание перед их стандартами губительно для российского образования, – заявил «АН» Бабурин.
Учёный совет постановил потребовать от министра Ливанова всё-таки явиться на встречу с коллективом РГТЭУ для объяснений и «добиваться наказания должностных лиц Минобрнауки России, ответственных за организацию и проведение так называемого мониторинга эффективности вузов в сентябре 2012 г., в том числе за фальсификацию показателей деятельности РГТЭУ».
– Что министр Ливанов сделал полезного не для уничтожения и разрушения российской системы образования, а для её совершенствования и развития? – спросил главный учёный секретарь РГТЭУ, профессор Леонид Доброхотов.
Министр, конечно, не ответил. Ему некогда. Надо готовить новую удавку – введение Единого госэкзамена по окончанию вуза. Тогда и будет совсем добита российская высшая школа. Ливанов, как и Сердюков, тихо или громко покинет свой пост. Но то, что «нагадила англичанка» – фурсенки, ливановы и прочие, придётся разгребать десятилетиями, если, конечно, будет принято такое решение.