Начиная со следующего учебного года аттестация для школьных учителей станет обязательной (а не желательной, как сейчас). Значит, существенно прибавится работы у преподавателей курсов повышения квалификации: согласно действующим нормам, работника школы не допускают к аттестации без «корочки» о прохождении дополнительного обучения.
В советские времена для переобучения педагогов была создана сеть институтов повышения квалификации работников образования (ИПКРО). Эти учреждения и ныне работают в каждом регионе России. Для учителей, которым раз в пять лет необходимо набрать определенное количество лекционных часов для допуска к аттестации, обучение должно быть бесплатным. Тем, кто решил повысить свою квалификацию «сверх лимита», за курсы нужно платить.
Однако число бюджетных мест в институтах повышения квалификации значительно меньше, чем количество желающих там учиться. В итоге приходится либо идти на «частное» место, либо долго ждать своей очереди.
Есть и финансовые трудности. Например, сельским учителям нередко приходится оплачивать дорогу до института, проживание и питание из своего кармана. А потом по 2–3 месяца ждать выплаты командировочных. Кроме того, время, проведенное на курсах, должно быть оплачено педагогам как рабочее. Эти расходы ложатся на общешкольный фонд оплаты труда. Но из той же «копилки» нужно платить за уроки тем, кто замещает уехавшего коллегу. Дополнительных средств на это не предусматривается – так появляется дефицит фонда оплаты труда.
Ситуация с нехваткой бюджетных мест и «командировочных» денег должна поменяться с 1 января 2011 года, когда вступит в силу принятый на днях закон «О профессиональной переподготовке…». Как пояснил один из его авторов, заместитель руководителя комитета Госдумы по образованию (член фракции «Справедливая Россия») Виктор Шудегов, документ закрепит право педагогов на бесплатное повышение квалификации раз в пять лет. Также он обяжет региональные власти находить средства на переподготовку абсолютно всех, кому это понадобится.
По мнению экспертов, обучение в ИПКРО не всегда дает необходимый эффект. Бывает так, что программы в них не обновляются десятилетиями. К сожалению, из-за низких зарплат авторы новых методик в ИПКРО работать не идут, предпочитая читать лекции в частных учреждениях. «На мой взгляд, все ИПКРО в регионах надо давным-давно закрыть! – уверен Лев Любимов, первый проректор Высшей школы экономики. – Я считаю, что переучивать педагога должны преподаватели классических университетов. Там слушатели курсов действительно смогут углубить свои знания».
«Мы работаем как обособленная система, – говорит Елена Чернова, директор Института повышения квалификации Калужской области. – Есть нормативное задание: обучить 4 тысячи человек за учебный год. Мы это задание выполняем. Но сведений о том, насколько лучше стали преподавать наши выпускники, повысилась ли успеваемость, у нас нет. На мой взгляд, в контакте с районными управлениями образования мы работали бы эффективнее».