Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Образование № 21(211) от 03.06.2010

Умный ЕГЭ обойдет

Победители предметных олимпиад уже зачислены в вузы

, 17:36

Сдача Единого государственного экзамена в российских школах в самом разгаре. Впереди – тестирование по восьми предметам. Между тем некоторые абитуриенты за результаты предстоящего ЕГЭ могут не волноваться. Они, еще не сдавая экзамен, уже обеспечили себе 100-балльную оценку по нужному для поступления предмету, а то и зачисление в вуз. Эти счастливчики – победители предметных олимпиад для школьников.

Олимпийское движение

Всплеск интереса к олимпиадам в высших учебных заведениях начался одновременно с введением ЕГЭ. О желании проводить такие соревнования заявили почти все вузы России. С помощью олимпиад они стремятся не только набрать талантливых студентов, но и избежать некоторых «побочных эффектов» ЕГЭ. Например, наплыва обладателей «липовых» 100‑балльных сертификатов или фальшивых льготников, имеющих право внеконкурсного зачисления.

На государственном уровне олимпиады сегодня курируются Минобрнауки совместно с Российским союзом ректоров, при котором создана специальная структура – Российский совет олимпиад школьников. Его возглавляет ректор МГУ Виктор Садовничий, который является одним из активных сторонников олимпиадной системы. По его мнению, «олимпиадники» должны составлять 10–15% первокурсников, зачисленных в вузы. Эту позицию нередко объясняют тем, что Садовничий – не сторонник всеобщего тестирования и видит в олимпиадах альтернативу ЕГЭ. Кроме того, олимпиады расцениваются многими как один из методов борьбы с коррупцией при поступлении.

«Нельзя считать олимпиады конкурентом Единого госэкзамена, – комментирует Александр Адамский, руководитель Института образовательной политики «Эврика». – ЕГЭ проверяет объем усвоенного материала, олимпиады – способность творчески мыслить. И это разделение вполне отвечает разной политике вузов. Одним нужны студенты с «быстрым» умом, а другим милее энциклопедисты, которых всему научат уже в институте. Поэтому, на мой взгляд, нужны и хороши оба способа приема».

«Думаю, ставка на олимпиады как средство против коррупции не совсем корректна, – добавляет Ирина Абанкина, руководитель Центра развития образования при Высшей школе экономики. – На олимпиадах предлагаются задания творческого характера, которые нельзя оценить однозначно. Поэтому от проверяющего зависит очень многое. Так что к олимпиадам в этом плане надо подходить еще внимательнее, чем к ЕГЭ».

Недавно МВД провело масштабную проверку школ и вузов. По ее итогам даже это далекое от темы поступления ведомство признало олимпиады одним из распространенных способов «пропихнуть» в институт нужного человека.

Выборочные льготы

Решение о том, какие именно олимпиады будут включены в перечень Минобрнауки (а значит, согласно Порядку проведения предметных олимпиад, могут дать право на преимущества при поступлении), принимают специальные экспертные группы при Совете олимпиад. Они рассматривают заявки вузов и присваивают выбранным «состязаниям для умников» определенный уровень – от первого до третьего. Уровень зависит от масштаба олимпиады (чем шире ее охват, тем статус выше) и сложности заданий. К слову, определяющим является именно второй фактор. Например, Всероссийская олимпиада «Турнир Ломоносова», в которой в этом году приняли участие 30 тыс. человек, имеет всего лишь третий уровень.

«Наша цель – не столько обеспечить поступление, сколько доставить участникам интеллектуальное удовольствие, – говорит Маргарита Тунская, ответственный секретарь «Турнира Ломоносова». – У нас соревнуется огромное число школьников из сельской местности, которые не всегда могут похвастаться знаниями на уровне столичных школьников. На «высокие» олимпиады таким детям пробиться нелегко, а поучаствовать хочется. Поэтому мы коррелируем сложность заданий с их возможностями».

В Порядке проведения олимпиад школьников определены виды льгот, которые  могут быть предоставлены победителям и призерам. Это внеконкурсное зачисление, зачет 100-балльного результата ЕГЭ по профилю олимпиады или признание успешным прохождения дополнительного вузовского испытания (если вуз такие испытания проводит). При этом градацию льгот по уровням  каждый вуз устанавливает самостоятельно. Так, где-то победителю олимпиады третьего уровня засчитают 100 баллов по ЕГЭ, а где-то – зачислят без экзаменов. Общероссийских правил на этот счет сегодня не существует.

Право провести соревнования, включенные в перечень Минобрнауки, получают далеко не все желающие вузы. По данным Совета олимпиад, в 2009–2010 учебном году на экспертизу поступило 620 заявок, из которых было отобрано 86. Это почти на 30 меньше, чем в прошлом году. Это можно объяснить тем, что прошлым летом число олимпиадников оказалось чересчур велико: так, в некоторых вузах победители первого уровня заняли почти все бюджетные места.

Правда, в вузах так и не поняли, по какому принципу прошло это ужесточение. «Мы ежегодно проводим олимпиады по четырем предметам: истории, обществознанию, русскому языку, иностранному языку, – рассказал Олег Антропов, член оргкомитета олимпиад школьников Российского государственного гуманитарного университета. – В этом году одобрение Совета олимпиад получили только две: по истории и по русскому языку». За обществознание вузу явно было очень обидно, так как этот предмет является профильным для многих факультетов…

Проблемы с попаданием в заветный список Совета олимпиад есть и у региональных вузов. Дело в том, что минимальный третий уровень подразумевает привлечение участников в количестве не менее 300 человек как минимум из трех субъектов федерации. Как правило, свой крупный вуз есть в каждом областном или республиканском центре. Необходимое количество участников вполне могли бы обеспечить местные абитуриенты. Но правила едины для всех – и руководству институтов помимо текущих проблем приходится заниматься поиском участников олимпиад из других субъектов федерации.

Как рассказал заместитель председателя приемной комиссии Тульского государственного университета Александр Пустовгар, руководство вуза ведет переписку с департаментами образования соседних областей – Липецкой, Орловской, Воронежской, дает объявления в газетах, а также просит «соседей» сообщать о проводимых у них олимпиадах и тоже «помогает» абитуриентами. Однако эти старания не всегда успешны: в этом году из заявленных четырех олимпиад вузы в перечень включили только одну.

«Безусловно, критерии отбора олимпиад должны стать более прозрачными, – подводит итог Александр Адамский. – И возможность знакомства с этими критериями должна быть не только у вузов, но и у участников соревнований. Для этого, на мой взгляд, нужно создать специальную электронную базу данных, в которой будет аккумулироваться информация, и обеспечить к ней доступ через Интернет. Это поможет решить многие организационные проблемы и сделать систему олимпиад более эффективной, чем сейчас».

Международный аргумент

Виктор Шудегов, депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по образованию (фракция «Справедливая Россия»):

 – Предметные олимпиады очень важны не только для каждого конкретного школьника, но и для России в целом. Я говорю в первую очередь о тех «умниках», которые, пройдя все ступени олимпиадного движения в России, входят в составы российских команд на международных состязаниях. Именно по ним зарубежные страны судят о том, в каких областях Россия выбивается в мировые лидеры по научному потенциалу. Например, сейчас российским школьникам нет равных в мире по информатике. Кроме того, международные олимпиады – это еще и хороший «указующий перст» для российского руководства: по количеству и «качеству» призовых мест на таких соревнованиях можно объективно судить о том, какая научная область сегодня нуждается в особом внимании и поддержке.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram