Уже третий год в столице успешно действует целевая программа московского Департамента образования «Школа будущего». Ее цель – искать и реализовывать новые идеи в образовании и воспитании. Старт экспериментам был дан в 2007 году, когда провели конкурс среди школ, готовых применить новые подходы на практике. Победившие образовательные учреждения получили статус Городских ресурсных центров и превратились в экспериментальные площадки, на которых эти подходы сейчас отрабатываются.
Политика и прорывные проекты
Так, школа №1471 (Западный округ) взялась за направление «молодежная политика». В рамках эксперимента там работает молодежная переговорная площадка – своеобразный клуб, в котором старшеклассники общаются с представителями районной и окружной власти. Как рассказала заместитель директора по внеклассной и воспитательной работе Ольга Прохоренко, цель работы этого проекта – выявить проблемы, которые волнуют подростков района, детально их изучить и конструктивно обсудить во время переговоров. На подготовку порой уходит едва ли не половина учебного года.
Итогом каждой «площадки» становятся реальные дела. Например, во время подготовки самой первой встречи анкетирование, которое ребята провели в четырех школах района, показало, что очень многие подростки жалеют о закрытии единственной районной молодежной газеты. Организаторы позвали на встречу редактора «взрослой» газеты, который, выслушав веские аргументы, согласился регулярно выделять в своем издании место для молодежной странички.
В рамках проекта получается решать и более серьезные вопросы. Так, на одной из встреч школьники подняли вопрос о безопасности дорожного движения рядом с учебными заведениями. Через некоторое время около школы №1128 появился «лежачий полицейский». «Ребята считают, что это – именно их заслуга. И мы их не разубеждаем», – говорит Ольга Прохоренко.
По ее словам, сначала районные чиновники настороженно отнеслись к инициативе школьников – мол, неизвестно, чего они там напредлагают. Но уже после первой же встречи специалисты, что называется, «оттаяли» и стали охотно принимать приглашения. Более того, последнюю «площадку» предложили подготовить и провести сами же представители районной управы. Это дает школьникам и их наставникам полное право считать, что эксперимент удался.
В лицее №1575 учителя и ученики осваивают другой аспект «Школы будущего» – направление «прорывные проекты». «Сердцем» эксперимента стала лаборатория робототехники, где ребята занимаются научно-техническим творчеством. Примечательно, что ноу-хау юных «лаборантов» не пылятся на полках, а путешествуют по международным выставкам, где регулярно зарабатывают награды. Например, разработка «Альтернативные источники энергии», которую ученики демонстрировали в сентябре на международной выставке в Сербии, получила серебряную медаль. Кроме того, она привлекла внимание иностранных инженеров: те завели разговор о воплощении проекта в жизнь.
В России идеи лицеистов также находят применение. Так, совсем недавно ребята сконструировали прибор для письма, который предназначен для инвалидов с поражением кистей рук. Этой моделью заинтересовалось руководство одной из школ, где учатся дети с ограниченными возможностями. Ребят попросили сделать промышленный образец. Планируется, что его передадут на завод и запустят в серийное производство.
Все и сразу
Есть в Москве одно учреждение, которое работает по всем направлениям городской программы сразу. Это школа №2030, которую так и называют – «Школа будущего». Она открылась в 2007 году вместо двух снесенных школ 30-х годов постройки. В новом здании несколько бассейнов, шикарный спортзал; есть оборудованный по последнему слову техники актовый зал, собственные теле- и фотостудия, издательский центр, библиотека-медиатека… Имеется даже оборудование, позволяющее ученикам самостоятельно рисовать мультфильмы. Коридоры там настолько широкие, что в них достаточно места для мягкой мебели, цветов, огромного глобуса, прибора «турбулентность-полусфера», пневмопочты... Размещение разнообразного оборудования в рекреационных зонах призвано подчеркнуть непрерывность процесса обучения – помочь ученикам преодолеть стереотип, что процесс образования заканчивается сразу после того, как прозвенит звонок с урока.
Во всех классах Школы будущего №2030 есть электронные доски, а личные компьютеры полагаются не только каждому учителю, но и каждому ученику. Сначала педагоги боялись доверить ребятам беленькие «макбуки». Но практика показала: ни один ноутбук не пострадал. Ребята поняли, что им доверяют, – и достойно несут груз ответственности. Во время занятий учителя используют и компьютеры, и обычные тетради, учебники. Ноутбуком можно свободно пользоваться в здании школы после занятий, с помощью технологии «wifi» обеспечивается свободный доступ в Интернет (нежелательные для просмотра детьми сайты отсекают специальные фильтры).
«Если раньше школа была единственным источником информации для детей, то теперь она должна конкурировать с другими «игроками» на этом поле (в частности, с Интернетом). Наилучший способ выиграть внимание детей – взять в союзники новые технологии. Только с помощью мела и доски современного ученика увлечь крайне сложно, – считает Наталья Рябкова, директор школы № 2030. – Кроме хорошего технического оснащения для школы будущего очень важен новый подход к обучению.
Сейчас в образовании совершается переход от «знаниевой концепции» к «развитию базовых способностей и ключевых компетенций», – говорит она. Другими словами, раньше считалось, что важно дать ребенку некоторую сумму знаний. На вопрос, как их применять, школа не отвечала. Этот подход оборачивался тем, что школьник, вызубрив задание, на следующий день все забывал. Теперь мы не только даем знания, но и учим их применять – тем самым формируя у ребенка «компетенции».
Для этого в Школе будущего применяется так называемый деятельностный подход. Он основан на простом принципе: если человек сам изобрел велосипед, он вряд ли забудет, как тот устроен. Если же ему рассказали, как устроен велосипед, это вряд ли вызовет интерес и быстро сотрется из памяти. Чтобы ребенок мог сам совершать открытия, ему нужно постоянно вести беседу с учителем. Поэтому говорят: сегодня школа монолога (учителя рассказывают – дети слушают и записывают) превращается в школу диалога.
Чтобы вести диалог, нужно измениться самому учителю. Он должен больше слушать ученика, воспринимать его как личность. Легко ли это сделать тем, кто привык кроить сознание детей по советским лекалам? Опыт школы №2030 уникален тем, что там в основном остались педагоги из двух старых снесенных школ, и только некоторых потом добрали в штат по конкурсу. Все они посещали разнообразные курсы и смогли не только в совершенстве освоить компьютер, но и изучить новые подходы к образованию.
«За три года наша школа от образования прошлого перешла к образованию будущего, – констатирует Н. Рябкова. – Точнее, ближайшего будущего, потому что технологии все время идут вперед».