В конце января прошла церемония торжественного открытия Года учителя. Президент Дмитрий Медведев выступил с программной речью, в которой пообещал, что «наступивший год станет годом начала серьезной модернизации отечественного образования». В каком ключе вести модернизацию? Как запланированные мероприятия оценивает учительское сообщество? Эти и другие вопросы мы обсуждаем с одним из самых уважаемых в отечественном образовании людей - народным учителем СССР Леонидом МИЛЬГРАМОМ.
- Леонид Исидорович, какие ожидания вы связываете с начавшимся Годом учителя?
- Год учителя - хороший способ привлечь внимание к проблемам образования. Владимир Путин в своем последнем президентском Послании обозначил три приоритета: оборона страны, рост валового внутреннего продукта и развитие социальной сферы. Я был так возмущен, что даже написал ему письмо. Ни в коем случае нельзя забывать образование и культуру! Без них не будет страны - и нечего будет оборонять, ни к чему будет растить ВВП. Дмитрий Медведев объявил Год учителя. Что ж, остается надеяться, что заявленная модернизация не ограничится незначительным повышением зарплаты учителям. О таких повышениях обычно много говорят, а на деле прибавку целиком съедает инфляция.
- Какие меры для модернизации образования вы можете предложить?
- Если серьезно относиться к призыву президента о поддержке талантливой молодежи, образование надо строить пирамидально. С 1 по 9 класс должны учиться все дети. Причем уже в 7, 8, 9 классах необходимо расширять систему альтернативных занятий, что дает возможность учащимся сделать выбор по интересам. Тогда можно определиться, кто будет учиться в 10-11 профильных классах с перспективой поступления в вузы. Это может значительно поднять уровень изучения избранных предметов. Одновременно такая пирамидальность обеспечивает через ПТУ воспроизводство рабочих профессиий. При этом надо сохранить обязательность среднего образования, включая в него и профессиональные учебные заведения.
Единый госэкзамен (ЕГЭ) нужно проводить в 9-м классе, а не в 11-м. Этот экзамен покажет объективную картину: кто из учеников на что способен. Причем ЕГЭ должен быть максимально комфортным для учеников. Пусть они сами выбирают, по каким предметам в какой форме сдавать экзамен. Например, экзамен по литературе и русскому языку ученик может написать либо в форме изложения, либо в форме сочинения. Если хочешь, пиши сочинение - и покажи, как ты думаешь, размышляешь. Или выбери изложение и покажи, что овладел необходимой суммой фактов, освоил дисциплину.
- Сколько ни говорят о востребованности рабочих специальностей, колледжи в массовом сознании остаются теми ПТУ, которые «помогают тупым устроиться».
- Чтобы реанимировать профессиональное образование, нужно со страшной силой вливать туда деньги. Откуда взять средства? Есть два варианта. Первый: ввести налог на воспроизводство рабочего класса. Такой налог есть во многих европейских странах. Эти взносы собирают с работодателей в целевой фонд, деньги из которого можно тратить только на развитие профобразования. Кстати, несколько лет назад в Москве была такая практика: бизнесмены могли часть налогов - 3% - отчислять не государству, а в школы в благотворительных целях. Когда я был директором, активно пользовался этой возможностью. Потом такую норму отменили ...
Второй способ организовать модернизацию колледжей: обязать предприятия открывать училища на производстве. Я все жду, когда же предприниматели поймут, что у рабочего-специалиста совсем другая производительность труда и качество работы, чем у рабочего, издалека приехавшего на заработки?
Офицеры станут учителями?
- Как вы относитесь к свежей президентской инициативе «Наша новая школа»? В частности, к идее находить талантливых детей и учить их отдельно?
- Мысль правильная. Я убежден, что нельзя всех учить одинаково. Если в классе есть 2-3 человека, которые не хотят или не могут учиться, они тормозят развитие всех тех, кто вынужден заниматься с ними вместе. У нас любят приводить в пример Запад, где ученики разного уровня занимаются вместе. На самом деле это не так. Когда был во Франции, мне показывали класс, где среди прочих детей занимаются ребята с отставанием в развитии. Там рядом с каждым таким ребенком на уроках сидит ассистент учителя!
- Еще одна президентская инициатива - привлечь в ряды школьных учителей людей без специального педагогического образования.
- Власти это так не формулируют, но речь идет, скорее всего, о превращении в учителей офицеров, которые сейчас в огромном количестве высвобождаются из рядов армии. Думаю, их можно приглашать на педагогическую работу. Но делать это нужно очень избирательно, выискивая среди офицеров настоящих представителей военной интеллигенции. Их необходимо принимать на испытательный срок не меньше года, постоянно тестируя не только уровень их знаний, но и возможности как воспитателей.
- Введена новая система оплаты труда учителей, в результате чего директора теперь могут распределять между педагогами средства из специального стимулирующего фонда. Посоветуйте директорам, как выбрать тех, кому платить надбавку?
- Отличную систему разработал Фонд Сороса. Он проводил анонимное анкетирование среди студентов. Вопросы касались образовательного процесса, личных качеств преподавателей. Гранты распределялись на основании результатов опроса. Думаю, эта система могла бы помочь и у нас распределять средства стимулирующего фонда более объективно. Подобные анкетирования можно проводить среди старшеклассников, их родителей.
Также я убежден, что учителей нужно поощрять не только деньгами. Уже во время перестройки, как только были открыты границы, я собрал выпускников школы разных лет и сказал: «Ребята, учителя не могут на свою зарплату поехать за границу. Но им просто необходимо посмотреть мир». На пожертвования выпускников мы несколько лет отправляли группы учителей за рубеж. Одна группа ехала во Францию, другая - в Италию. На следующий год они менялись. Вы бы видели, с какими лицами люди возвращались! И с каким энтузиазмом они потом работали!
Второй раз я схулиганил. Когда уходил на пенсию, опять собрал бывших учеников и попросил их установить значительную надбавку к пенсии тем учителям, которые проработали в нашей школе 25 лет и больше. Разумеется, сам я такую надбавку не получаю, так как у меня обычная пенсия и пенсия фронтовика.
Страшное падение
- Сейчас учительское сообщество взбудоражено сериалом «Школа», который идет на Первом канале. Педагоги там показаны ограниченными и безнравственными людьми, не способными обуздать школьников, которые пьют, курят, ругаются матом, дерутся, снимаются в порнороликах, жестоко унижают друг друга и учителей. Это ли правда о российских школах?
- Сначала скажу о самом сериале. На мой взгляд, он просто неинтересный. В нем нет того стержня, который сделал бы сумбурное нагромождение невыразительных кадров, снятых прыгающей камерой, произведением искусства. Однако этот сериал является социальным явлением: он, как лакмусовая бумажка, показывает страшное падение российского образования. В России есть хорошие и очень хорошие школы (их тоже нужно показывать, коли сериал претендует на объективность). Но есть и школы, очень далекие от идеала...
- У вас есть рецепт, как выправить ситуацию?
- Нужно начать с директоров школ, уровень которых сейчас, к сожалению, неуклонно падает. Во-первых, директор должен быть личностью. Во-вторых, хорошим учителем. В-третьих, центральной фигурой в школе, которая способна сплотить вокруг себя коллектив единомышленников - учителей, объединенных общими задачами. Каждый педагог может принести в этот плавильный котел свои положительные качества, раскрыть единое целое с новой стороны. Директор должен заставить коллектив работать как организм, создающий в школе правильный климат, в котором нет места явлениям, показанным в том пресловутом сериале.
- Где же найти директоров, способных на «педагогическое чудо»?
- Думаю, их надо специально готовить и при Московском государственном университете. Соответствующее письмо я направил на имя ректора МГУ В. Садовничего. Он мне сказал, что инициатива уже в работе. Предлагаю за время обучения в бакалавриате выявлять тех студентов, которые интересуются школой. Выявлять не по анкете, а по человеческим качествам. Это должны быть те, кто действительно хочет и может посвятить себя школе. При переходе в магистратуру комплектовать из них небольшие группы. Пусть параллельно получают знания по профессии и изучают администрирование, психологию и т.д. А потом я предлагаю делать этих выпускников дублерами завучей и директоров в хороших школах. Пусть год побудут дублером завуча, год - дублером директора - и тогда (если почувствуют, что готовы) могут возглавить коллектив.
- Так мы получим директоров-профессионалов. Но будут ли они соответствовать вашему требованию - быть нравственными?
- Для того чтобы отсечь нечистоплотных педагогов, все средства хороши. Нужно чуть ли не детектором лжи проверять! Хороший инструмент - анонимные опросы школьников. Важность морального облика директора невозможно переоценить. Когда я руководил московской гимназией №45, у меня не учился мой внук. Внучка моего брата училась у нас до 8 класса (кстати, очень хорошая девочка). Но потом она пропустила два дня по неуважительной причине. И я попросил ее мать забрать из школы документы. Если бы ее оставил, как бы я смог после такого ругать других учеников? Учитель должен быть одновременно воспитателем, причем воспитывать нужно в том числе своим примером.