1 декабря 2009 г. вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В документе появится норма, которая вводит систему штрафов для работников общеобразовательных школ. Подобного в российской практике еще не было.
Как рассказала корреспонденту «АН» руководитель отдела общего образования Управления образования Воскресенского района Московской области Нина Курдачева, наказывать рублем работников образования будут за незаконный отказ в приеме в школу, за фальсификацию результатов государственной итоговой аттестации, а также за невыполнение учебного плана. В отдельных случаях ответственность понесет учебное учреждение. Но за невыполнение учебного плана, например, раскошеливаться придется лично директору. Причем суммы штрафов предусматриваются немаленькие, особенно учитывая зарплаты в сфере образования, - от 20 до 40 тыс. руб. с должностного лица и до 500 тыс. руб. со школы как с юридического лица.
Сильнее всего волнует педагогическую общественность пункт о штрафах за невыполнение учебного плана. Ответственность за это нарушение проще всего свалить на рядового учителя. И хоть штрафовать педагогов не разрешает и обновленный Кодекс, наказанные директора вполне могут отыграться на учительских доходах. Тем более что в новой системе оплаты труда большую часть заработка школьного преподавателя составляют премиальные.
«Введение такой системы за месяц до начала Года учителя считаю политической ошибкой, - негодует Олег Димони, руководитель профсоюза работников образования Вологодской области. - Сначала надо обеспечить учителю возможность для полной реализации учебных программ. А ее сегодня нет, особенно в сельских школах. В некоторых школах нашей области один педагог ведет четыре предмета - кадров катастрофически не хватает. А в соседней Архангельской области, например, уроки в начальной школе проводят старшеклассники. Штрафы и ответственность надо возлагать не на несчастных директоров, а на глав муниципальных образований, губернаторов, из-за политики которых школы оказались в таком положении. Пусть Путина хоть раз оштрафуют!»
Интересно, что о введении системы штрафов осведомлены не во всех регионах страны. Например, в Воскресенском районе Подмосковья сотрудники Управления образования в обязательном порядке рассказывали о нововведении на методических секциях учителей-предметников, а директоров обязали сообщать коллективу школы о новой системе на педсоветах. А вот, например, в департаменте образования Калужской области о «карательных» поправках к кодексу впервые услышали от корреспондента «АН». Рядовые педагоги области тоже оказались не в курсе.
«Мне никто не говорил о штрафах, - растерялась Вера Мацвей, директор школы в деревне Сугоново Калужской области. - Чаще всего выполнение учебного плана «проседает» не по вине учителя. Вот сейчас, например, только что карантин закончился. Что же, нас отправили на вынужденные каникулы, а теперь за это же и оштрафуют?»
До сих пор непонятно, кто, как и с какой периодичностью будет организовывать проверки, кто получит полномочия по наложению таких штрафов. Предполагается, что в школы, скорее всего, зачастят комиссии из региональных министерств.
Впрочем, по общему мнению, штрафовать педагогов будут редко. И вовсе не потому, что в школах резко улучшится освоение учебных программ. Просто в классных журналах появится больше несуществующих, но якобы проведенных уроков. Эта практика распространена достаточно широко и сегодня.
«В нашей школе существует профильный химико-биологический класс, - приводит пример Ирина Степанова, учитель истории одной из подмосковных школ. - Очень часто учителя химии и биологии просят администрацию дать дополнительные уроки за счет других предметов. Так как профильный класс - лицо школы, им не отказывают. А я записываю в журнал даты и уроки, которых не проводила. Формально план выполнен, и претензий у проверяющих не будет».
Формально новые поправки в КоАП призваны помочь ученикам реализовывать свое конституционное право на образование. В Минобрнауки рассчитывают, что угроза штрафов напугает недобросовестных педагогов и директоров, избавит родителей от поборов при приеме в школу, поможет получать объективную статистику по ЕГЭ и заставит учителей давать детям школьную программу в полном объеме. Но чиновники не учитывают общероссийскую практику, по которой начальники всегда найдут способ уйти от ответственности. Пострадают в очередной раз те, кто честно и за копейки делает свою работу.
Аргумент эксперта
«Объективно введение такой нормы - дело нужное и важное, - уверен Александр Адамский, руководитель института образовательной политики «Эврика». - Но в нынешнем механизме, на мой взгляд, очень много непродуманного. Например, под учебным планом подразумеваются только аудиторные уроки. Это значит, что выполнение учебной программы будет оцениваться исключительно по строчке в журнале с датой и темой. Между тем в стране полно школ, где педагоги вовсю используют нетрадиционные методы преподавания. Например, некоторые темы дети изучают самостоятельно, готовя научный проект. Кроме того, мне известны школы, где педагоги отправляются с детьми в образовательные путешествия. Получается, что все эти прекрасные инициативы автоматически оказываются вне закона».