Если в детском саду ребёнка не подготовили к школе, это скажется на его успехах в начальных классах, а качество обучения в средней школе – на уровне подготовки поступающих в вузы и техникумы. Преподаватели вузов отмечают неуклонное снижение качества математической культуры абитуриентов. Если в конце 1980-х подготовкой, необходимой для инженерного образования, обладали 90% выпускников школ, то теперь – не более 20%.
Выяснилось, что отсутствие слова «занятия» применительно к дошкольной ступени в новом (2012 года) законе об образовании – неслучайно. Теперь детей не обязаны бесплатно готовить к школе, муниципальные детские сады массово преобразуются в учреждения, специализирующиеся лишь на присмотре и уходе (это особенно поразительно в сравнении с соседней Финляндией, где с 2015 года подготовка к школе – четыре утренних часа – по закону является обязательной для всех детей с шести лет, к тому же она у них абсолютно бесплатна). Сократилась в садах ставка логопеда, притом что речевое развитие играет важную роль в начальной школе. А также – о не обеспеченной как положено инклюзии (процесс социализации людей с трудностями в развитии), от чего страдает обучение всех детей – и здоровых, и инвалидов.
Федеральный закон №83-ФЗ от 2010 года с абсолютно, казалось бы, техническим названием («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений») на деле поменял само целеполагание в социальной сфере, сделав упор на коммерциализацию. Теперь в бюджетах домохозяйств присутствуют расходы на образование, тем более что бесплатный сегмент в школьном образовании заметно сократился. Не случайно, согласно Росстату, в целом по России почти половина (49, 2%) опрошенных семей отметили необходимость дополнительных занятий по основным (!) предметам и ещё почти треть опрошенных (28, 7%) – необходимость занятий, призванных помочь школьнику более успешно сдать ЕГЭ. А о том, насколько доступны эти дополнительные занятия, говорит следующий факт: среди причин, почему ребёнок не посещает их, самая распространённая (31, 3%) – нехватка денег.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».