Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Образование 13+

Не верю: в ЮФУ разработали сервис для проверки информации в интернете на достоверность

, 16:04

Не верю: в ЮФУ разработали сервис для проверки информации в интернете на достоверность

Разработка с использованием искусственного интеллекта обеспечит интернет-пользователей качественным инструментом проверки информации и таким образом снизит влияние фейк-ньюс на принятие решений в медиа и бизнес-структурах.

Команда выпускников и студентов Южного федерального университета и Ростовского государственного экономического университета продолжает работу над сервисом «(Не) верю» для автоматического разоблачения фейковых новостей.

Александра Быкадорова в 2023 году окончила магистерскую программу «Социология региона: социальный анализ и моделирование» Института социологии и регионоведения (ИСиР) ЮФУ. Под научным руководством директора института Андрея Бедрика она провела исследование основных факторов, определяющих появление и распространение фейк-ньюс в рунете, изучила научные и практические подходы к их выявлению и учредила ООО «Факты и медиа».

Диплом она защитила в формате стартапа: представила функционирующий информационный продукт — сервис проверки информации на достоверность «Интернет без фейков».

«Фейки в интернете в последнее время стали глобальной проблемой. Простых людей они вводят в заблуждение, бизнесменов подталкивают принимать неверные решения, а для государства несут непосредственную угрозу устойчивости политической системы. В России уже появилась законодательная основа борьбы с фейк-ньюс, которая позволяет нам ориентироваться в информационном потоке и мониторить интернет-пространство. Мы с командой уверены, что часть этой работы можно автоматизировать», — рассказала Александра Быкадорова.

По её словам, идея автоматизации работы с фейками давно витает в воздухе, ведь информационные потоки только нарастают: информационная картина может меняться по несколько раз в день. Сервис автоматизированной проверки информации должен помогать экономить человеческие ресурсы, ведь люди по-прежнему нужны для проверки смыслов, а не фактов и данных, а для представителей бизнеса — сократить время проверки информации, необходимой для принятия решений.

«Представьте, вы предприниматель, в город едут несколько фур со скоропортящимися продуктами, и тут оказывается, что въезд в город перекрыт. Вы сначала не можете найти никаких новостей, потом читаете, что проходят военные учения, потом читаете, что город закрыт на карантин, и совершенно непонятно, чему верить. Такие сервисы для автоматической проверки информации в идеале должны помогать людям трезво оценивать кризисные ситуации», — объяснила Александра Быкадорова.

В рамках исследования были опрошены журналисты и медиаспециалисты, с какими фейк-ньюс они сталкивались и какой функционал сервиса мог бы им помочь в той ситуации. В результате удалось прописать стандарты для таких интернет-сервисов и заложить все пожелания о том, что такой сервис в идеале должен уметь.

Не верю: в ЮФУ разработали сервис для проверки информации в интернете на достоверность

В команде стартапа – студенты Южного федерального университета и Ростовского государственного экономического университета, занимающиеся разработкой и тестированием продукта.

«Искусственный интеллект на нынешнем этапе его развития умеет не так уж много из того, что мне бы хотелось: он не понимает юмора, не может распознать манипуляции, не может оценить текст на соблюдение законов логики, но он обязательно научится это делать в будущем. На данный момент мы можем выделить фейковые паттерны, сравнить текст с текущей новостной повесткой дня и ранжировать СМИ в зависимости от репутации», — объяснила Александра Быкадорова.

В результате сервис «(Не) верю» выдаёт оценку фейковости новости в процентном соотношении.

Проект победил в грантовом конкурсе «Студенческий стартап» от Фонда содействия инновациям, а также был отмечен премией международного конкурса «Экономика трансформаций» от банка «Центр-инвест».

В рамках реализации гранта «Студенческий стартап» командой создана компания ООО «Факты и медиа»: кроме разработки, она будет предоставлять информационно-консультационные услуги для организаций и предприятий в рамках выявления фейк-ньюс и борьбы с ними.

Центр общественных коммуникаций Южного федерального университета:

+7 (863) 218 40 04 (доб. 10037, 10038)

pr@sfedu.ru

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram