Ещё в старину детям прививали заповеди почитать отца и мать. На этом особенно настаивала церковь. Взамен отрокам гарантировалось божественное покровительство.
Церковь возлагала на родителей комплекс обязанностей по воспитанию детей. Одновременно им предлагалось воспользоваться максимально эффективными на тот момент методиками. И на первом месте среди них стояло наказание. Даже Иоанн Златоуст говорил о том, что любящие родители не должны проявлять мягкость к своим потомкам. Лишь при таком условии они могут вырасти достойными людьми. Некоторые старинные авторы также приветствовали порку.
В церковной литературе тех времён указывалось, что суровость наказания в одинаковой мере должна проявляться как к мальчикам, так и девочкам. Но всё же при применении мер физического воздействия рекомендовалось придерживаться сдержанности и умеренности.
Была и обратная сторона медали. На практике уже взрослые дети зачастую непочтительно относились к родителям. Поэтому их осуждение следовало как со стороны церкви, так и государства. Например, в XVII столетии нормы Соборного уложения предписывали наказывать детей кнутом в случае произношения в отношении родителей бранных речей. Убийство же предков наказывалось исключительно смертной казнью.
Последствия ожидали детей и в том случае, когда интересы родителей ущемлялись и в части их имущественных прав. В таком случае виновного отпрыска не только наказывали, но ещё и лишали наследства.
Проблемы отцов и детей были также и в княжеских семьях. В этом случае Церковь пыталась решить возникший конфликт полюбовно посредством наставлений. И если увещевания не помогали, следовала эпитимия в виде возложения духовной тягости.
Не всегда родительское доверие разрушали сыновья. Бывало непослушание, другие неблаговидные поступки и от дочерей, после чего от них просто отказывались. К примеру, так поступила некая Маришица Леонтьева, о чём она уведомила царя Михаила Фёдоровича.