Если ты ценишь себя, ты и к другим относишься уважительно, лучше работаешь, больше платишь налогов и в итоге делаешь свою страну процветающей. Человек с высокой самооценкой не будет воровать, халтурить, бахвалиться, плести в курилке заговоры против коллег – он выше этого. По сути, это идеал гражданина, каким его представляли ещё Платон и Аристотель.
Средний американский подросток проверяет телефон 80 раз в день. Психолог Джин Твенге в бестселлере «Поколение I» цитирует типичный ответ тинейджера: «Я хорошо сплю, только если знаю, что телефон рядом». Телефон – это спасательный круг, часть тела и даже любовник. Айдженеры (поколение родившихся после 1995 г.) в среднем тратят 2, 15 часа в день на написание текстовых сообщений, около 2 часов – на мониторинг сайтов, ещё полтора – на игры. В Европе цифры схожие.
Современные подростки никуда не ходят, а только сидят дома и строчат сообщения. Феерический ответ подростка из книги Джин Твенге: «Люди ходят на вечеринки от скуки, а у нас есть Netflix, и можно заняться интересным делом – посмотреть сериал». Айдженеры одержимы безопасностью. Они самые аккуратные водители в истории и очень редко сбегают из дома. Но не нужно спешить обвинять во всём зависимость от Интернета. Роль родительского воспитания, например, сильно недооценена. Это ведь родители придумали следить за ними с помощью приложений в том же айфоне. Это родители сопровождают их в школу до 10–11 лет. Как пишет Павел Усанов из Европейского университета, гиперопека в школах разрушает культуру индивидуальной ответственности и риска.
Конечно, у России и Америки масса различий. В каких-то смыслах молодёжь двух стран похожа, в каких-то отличается. Но нет сомнений, что Штаты как родина цифровой эпохи – лучшее место для наблюдений за её плодами. Инфантильные айдженеры стали самой серьёзной в истории угрозой американской модели. Не нацисты, не коммунисты, не 30-триллионный государственный долг, на оплату процентов по которому расходуется всего-то 8, 5% бюджета. А капризные, боязливые переростки, во всём на свете видящие несправедливость и привыкшие брать деньги из тумбочки.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».