С 2006 по 2016 год действовала программа по привлечению учителей в деревни, давали квартиру и машину. Сейчас, чтобы привлечь учителя в сельскую местность, государство разово выплачивает миллион рублей. За этот миллион ты должен отработать пять лет. Большинство учителей, отработав, уезжают.
Надбавка сельского учителя составляет 25%. Звучит заманчиво, но принципиально картина от этого не меняется. Ставка – 11 тысяч рублей, а вместе с надбавкой получается 13–15 тысяч рублей. Учитель готов брать дополнительные часы, но в большинстве сельских школ мало учащихся, мало классов, поэтому взять эти часы просто неоткуда. Хорошей зарплатой считаются 20 тысяч рублей – это полторы ставки, классное руководство и дополнительные занятия. Именно таким путём идут начинающие учителя, и всё бы замечательно, но качество образования страдает. Ставка – 18 часов, по нормативам можно взять максимум две ставки, но, чтобы начинающему учителю ответственно подходить к урокам, полноценно готовиться к ним, ему оптимально брать не более 22 часов.
В глазах правительственных экономистов школа всегда виновата. В государстве сформировалось мировоззрение, для которого в основе всего лежит прибыльность. Школа не приносит прибыли и только требует затрат от государства – соответственно, рассматривается как неэффективная по своей природе институция. Эффективность выступает сугубо экономической категорией: если вы слышите о «повышении эффективности образования», то речь, скорее всего, идёт о сокращении расходов. Класс численностью 20 человек оптимален для качества образования, а для «эффективности», к которой стремятся чиновники, оптимален класс численностью 30 человек, поэтому классы теперь в городских школах раздуты.
В то же время, сэкономив на одном, чиновники от образования охотно тратят средства на другое. Финансируют нескончаемую череду «воспитательных мероприятий», абсолютно бесполезных и только отвлекающих от образовательного процесса. Акции, конкурсы, памятные даты…
Учитель превращается в статиста, бездумного исполнителя предписаний, которые стали важнее образовательного процесса как такового. Непосредственно образование становится уделом людей, которые за него болеют. Но система вытравливает из учителей это качество, они постепенно забывают, для чего нужны. Многие перегорают.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».