Образовательный форум прошёл в Южно-Сахалинске
№ () от 20 августа 2019 [«Аргументы Недели Сахалин», Юлия Глухова ]
В столице Сахалинской области прошло крупное мероприятие - форум «Образование – энергия будущего». Его торжественное открытие состоялось в конференцзале правительства Сахалинской области. И право первыми выступать досталось не губернатору и не мэру города. Школьниками города была представлена театрализованная миниатюра «Гадкий утёнок» в «современном прочтении, с возвышенным прологом и вселяющим надежду эпилогом!»
Важные аспекты
И только после трогательной постановки о мечтающем научиться летать «утёнке-первокласснике» слово взял глава области Валерий Лимаренко. Поприветствовав участников форума, Лимаренко так подытожил детское выступление: «Конкурентная среда на глобальном рынке, его личные усилия и командная работа позволили взлететь «гадкому утёнку»! Я получил удовольствие, посмотрев в глаза нашим ребятам, потому что в их глазах я прочёл гораздо больше, чем написано в сказке Андерсена… Они и есть – те самые люди, за кем будущее».
Далее губернатор напомнил участникам форума о трёх аспектах рассматриваемого вопроса: стратегическом, техническом и социальном. Образование должно соответствовать стратегии развития территории. Очень важно напомнить о том, что мы занимаемся кластерными углеводородными отраслями, занимаемся добычей на высокотехнологичном уровне, сегодня стоит задача – выйти на новый вид деятельности, развить новые сервисы, обслуживающие угледобывающий комплекс. Для этого нам нужна новая система образования. Университет должен развиваться и поддерживать отношения с базовыми университетами страны, что обеспечит развитие углеводородной отрасли. Наши ведущие предприятия должны получать специалистов самой высокой квалификации.
Второй момент связан с техникой. Техническая часть вопроса очень важна. Мы планируем развивать на нашей территории отношения университета с индустриальными парками. В частности, индустриальный парк у нас появляется в декабре этого года (первый этап развития), в следующем году – будет реализован второй этап его развития. В основе этой деятельности лежит работа компании «Сахалинская Энергия», мы этот проект охотно поддерживаем и активно помогаем. Немаловажно, что на базе этого проекта будут созданы сотни новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
Университет должен подпитываться учениками сахалинских школ. Именно поэтому актуальна соответствующая подготовка в школах, развитие кванториумов во всех муниципальных образованиях (в ближайшем будущем).
Социальная сфера. Конечно же, мы хотим, чтобы наши дети никуда не уезжали и оставались учиться, проходить практику и работать здесь, в Сахалинской области. Для них необходимо создать высококвалифицированные рабочие места в индустриальных парках, на буровых площадках и т. д. Для того чтобы реализовать эту программу, мы сейчас задумались о строительстве кампуса, который будет иметь не только научно-образовательную структуру, но и жилищную, спортивную. Мы фактически собираемся построить «наукоград», где наши студенты и преподаватели будут жить, работать, заниматься творческой деятельностью. Все эти планы связаны с развитием территории: научным, образовательным, с созданием комфортной среды для проживания. Я поделился с вами планами, потому что, говоря об образовании, нужно чётко понимать, что ты делаешь и для чего.
Умный город
Далее с докладом «Стратегия развития системы образования города Южно-Сахалинска» выступил мэр города Сергей Надсадин. Он высказал благодарность губернатору и правительству области за поддержку в организации такого беспрецедентного для города мероприятия, а также благодарность всем присутствующим за интерес к форуму. «Мне всегда непросто выступать перед педагогической общественностью, потому что с детства испытываю хорошее чувство благоговения перед профессией учителя. Проходит время, а ощущение приятного волнения, торжественности остаётся».
Лейтмотивом выступления стало представление основных направлений развития системы образования в Южно-Сахалинске. Важно, что местному бизнесу интересно образование – бизнес пришёл в эту отрасль, и администрация города оказывает этому всестороннюю поддержку.
Цифровые технологии активно внедряются в систему управления образованием. «Умный город» пришёл в наши школы. Мы запустили проект «единая карта школьника», которая служит проездным билетом на общественном транспорте и пропуском в учебное заведение. Теперь родители в состоянии отслеживать все передвижения своего ребёнка.
Растёт образовательная инфраструктура. Чуть больше двух недель осталось до сдачи в эксплуатацию трёх новых объектов. Это дополнительные корпуса школы № 26, Гимназии № 1 и Гимназии № 3. Современный образовательный комплекс на 550 мест мы планируем сдать осенью 2020 года в районе Дальнего. Очень долгожданный объект в регионе – коррекционная школа, которая также будет сдана в эксплуатацию к сентябрю 2020 года. Всего же до 2024 года мы планируем построить ещё не менее 11 объектов образования.
Говоря об образовательных результатах, о том, чем мы гордимся уже сегодня: дважды в топ «500 лучших школ России» в 2017 и 2018 годах вошла Гимназия № 2; ученики кадетской школы ежегодно участвуют во всероссийской военно-спортивной игре «Кадеты отечества» и в 2017 году заняли первое место, а в 2018м – второе; южносахалинская коррекционная школа «Надежда» сегодня в числе лучших образовательных организаций РФ, реализующих адаптивные образовательные программы; в этом году первое место в международной олимпиаде школ, развивающих обучение системы Эльконина-Давыдова, заняла Гимназия № 1 имени Пушкина; в этом году сборная школьных интеллектуальных команд клуба «Логос» заняла первое место в третьем кубке Дальнего Востока по интеллектуальным играм во Владивостоке; команда малышей детского сада № 24 «Лебёдушка» завоевала первое место в одной из номинаций всероссийского этапа робототехнического форума «ИКаРята» 2019 года; лауреатом всероссийского конкурса-смотра «Лучшие детские сады России» в 2019 году стал детский сад №55 «Веснушка». Хочу отметить активность нашего педагогического сообщества и благодарю за ваш самоотверженный труд, за ваш профессионализм, за желание развиваться.
На какие маркеры и тренды мы намерены ориентироваться в развитии системы образования города? Сейчас в профессиональном образовательном сообществе идут процессы обсуждения образования будущего. Для всех очевидно, что поколение современных детей живёт в абсолютно другом скоростном режиме. Информация генерируется с невероятной скоростью. И нашим детям комфортно жить в таких условиях, это их привычная среда – среда, требующая хорошей коммуникации и высокой адаптивности, умения быстро принимать решения, разбираться в информационных потоках. Эмоциональный интеллект настойчиво обращает на себя внимание. Перед педагогами стоит задача невероятной сложности: научить детей быть гармоничными в информационной среде, которая, если быть откровенными, чужда самим педагогам. Но если учитель не вписывается в эту среду, то он – специалист вчерашнего дня. Наши учителя это очень хорошо понимают и прилагают усилия, чтобы соответствовать сегодняшним трендам.
Мы живём в переходный период, и это большой вызов всему профессиональному сообществу. Будущее не всегда определено. Дети, которые начинают учиться сегодня, будут сталкиваться с первыми вызовами взрослого мира уже в 2030 году, и образовательные учреждения должны подготовить их к этим вызовам (возможно, ещё даже не существующих в настоящий момент).
Ключевые направления
Концепция развития системы образования Южно-Сахалинска до 2030 года ориентирована на закрепление ключевых направлений изменений в самой системе. Первое – внедрение цифрового продукта в процесс образования (кванториумы, профильные техноклассы и т.д.). Участникам форума будет продемонстрирован уже имеющийся опыт в этой области.
Второе – одна из таких мировых тенденций, как выход образовательного процесса за пределы школы («расшколивание»), подключение к обучению ресурсов городской среды – музеев, театров, парков, физкультурно-спортивных организаций, туризма…
Третье – образовательный процесс растянется и выйдет за пределы школьного расписания, включив в себя, помимо уроков, занятия-практики на упомянутых городских пространствах, дистанционное образование, образование онлайн.
Четвёртое – город как интерактивная среда. Город становится местом, где возможно выстроить собственную индивидуальную образовательную программу (выбор интересных ребёнку предметов, направлений для изучения, локаций, кураторов и форм обучения). На первый план в будущем выходят новые методы преподавания: проектная деятельность, круглые столы, дискуссии, квесты, образовательные события, работа в цифровой среде, коллективные задачи, игровые методики. Всё это уже активно реализуется в Южно-Сахалинске.
Пятое – изменение второстепенной роли дополнительного и неформального образования. Допобразование с каждым годом будет усиливать свои позиции как важный инструмент раскрытия личного потенциала. Примером может служить проведение в Южно-Сахалинске детского кинофестиваля «Игра света». Или уникальный проект – творческий конкурс для детей с ограниченными возможностями «Поющие острова».
Шестое – институциональное оформление условий, материально-техническая, нормативная, финансово-экономическая, кадровая, технологическая поддержка образования. Среда города должна стать безбарьерной и насыщенной для реализации индивидуальных образовательных программ учеников.
Седьмое – вовлечение общественности, усиление государственно-общественного характера управления образованием, влияния родителей на образовательные процессы, учебные планы, стратегическое развитие школы.
В сфере образования должен быть слышен активный голос учителя и голос профессионального сообщества при принятии управленческих решений на региональном и федеральном уровне. Актив сахалинского объединения молодых учителей и Клуб ветеранов педагогического труда – участники всех процессов в сфере образования города.