> Развиваем речь, перебирая горошины и наступая на камешки - Аргументы Недели Сахалин

//Образование 13+

Развиваем речь, перебирая горошины и наступая на камешки

№  () от 19 июня 2019 [«Аргументы Недели Сахалин», Юлия Глухова ]

Редкая современная мама всерьёз не озабочена развитием своего малыша. Даже если малышу нет и года, родители переживают, а не упустили ли они какую-нибудь возможность для всестороннего развития своего чада, не пора ли наверстывать «упущенное»?!

Как перестать беспокоиться и выбрать подходящую обучающую методику, расскажет педагог Монтессори-центра раннего развития «Улыбка» Наталья Манзырова.

Каждый выбирает по себе

Расскажите про ваш клуб. Как давно он работает?

Наш клуб называется Детский центр раннего развития «Улыбка». Работаем мы уже около семи лет с детками от девяти месяцев до трёх лет. Работаем по известной методике Монтессори, в основе которой лежит всестороннее развитие: развитие мелкой и крупной моторики, внимания, творческих способностей, мышления, логики, памяти. Обычно родители выбирают тот детский центр, который им по сердцу, руководствуясь своими убеждениями и результатами от посещения клуба. Кто-то пробует разные методики, долго не останавливаясь на чём-то определенном.

Методика Марии Монтессори, возможно, подходит не всем деткам (по темпераменту, по характеру), и в этом нет ничего странного и удивительного. Но она стоит того, чтобы её опробовать.

В чём заключается суть, особенность методики Монтессори?

Для мам новичков я провожу краткий обзор системы обучения Монтессори. Стимулируя мелкую моторику (ручки), мы воздействуем на отделы головного мозга, отвечающие за речь. Чем мельче предметы и чем чаще их использует в занятиях малыш, тем быстрее и продуктивнее он развивается. Крупная моторика (ножки) также напрямую связана с речью. Когда малыш ходит по разным поверхностям: прохладным, тёплым, шершавым, гладким, колким и так далее, он не только массажирует стопы, он стимулирует своё развитие, речь.

Методика Монтессори основана на принципе свободы, которая проявляется в игровой форме. Возрастные особенности наших детей таковы, что основная доступная и комфортная для них среда (деятельность) – это игра. Играя, малыш развивается. Например, играя с пирамидкой, малыш изучает цвета, геометрические формы, размер.

Взрослый – только помощник. Он не вмешивается в деятельность ребёнка со словами: «Давай я тебе покажу! Ты неправильно делаешь». У методики даже есть лозунг: «Помоги мне сделать это САМОМУ», то есть мама может включиться в работу при возникновении затруднений, но не руководить процессом, а мотивировать, одобрять, поддерживать, подсказывать. Ребёнок свободен в своих передвижениях и в выборе «учебного» материала. Как правило, он тянется к той игрушке, которая важна для его сегодняшнего развития (игра с песочком, манкой, водичкой; пересыпая, переливая, он отрабатывает координацию ручки).

Важно, чтобы малыш наигрался. Мы искусственно не переключаем детей с одного занятия на другое. Ребёнок самостоятельно выбирает род деятельности и самостоятельно её заканчивает. Мозг отрабатывает новые действия, доводит до автоматизма. В следующий раз это действие действительно будет выглядеть отработанным, ловким, а ребёнок легко выберет что-то новое, ещё неизведанное. То есть принцип свободы – он не просто декларативный, он – в основе методики Монтессори.

Важно напоминать малышу, что материал мы используем по назначению, не бросаем, не ломаем и в конце занятия ставим его на своё место!

Чем отличается ваш клуб от других подобных клубов?

К моменту нашего открытия, в городе было три Монтессори-клуба, сейчас – значительно больше. Но существующие центры работают по смешанным методикам. Мы – исключительно по методике Монтессори. У нас очень много специального материала, приобретаемого у производителей изделий для программы Монтессори. Практически весь материал, предназначенный для работы с детками до трёх лет, у нас присутствует. Материалы и пособия направлены на развитие мелкой и крупной моторики, внимания, творческих способностей, мышления, логики, памяти. Помимо приобретённых, мы используем подручные материалы: для отработки координации детской ручки можно взять, к примеру, фасоль и пересыпать её из стаканчика в стаканчик. Элементарные для взрослого действия непросто даются малышу: аккуратное пересыпание содержимого в другую ёмкость через несколько лет очень пригодится при письме. Простые материалы и понятные манипуляции с ними тренируют, оттачивают слаженную работу мозга и ручки ребёнка.

Обучение без принуждения

Как и какие занятия вы проводите?

Наши группы называются «Мама и малыш», и детки всё время находятся в поле зрения мамы (и наоборот). Это комфортно для малыша, он испытывает минимум волнения и стресса. А стресс «новичка» преодолевается быстро, главным образом потому, что ребёнка ни к чему не принуждают: если малыш не хочет с нами сегодня танцевать, он может заниматься тем, что ему по душе. Но он всё равно слышит музыку, видит танцующих детей и через несколько занятий, как ни в чем ни бывало, встанет вместе с нами и начнёт танцевать. Потому что мы избежали протестного поведения.

Занятие длится полтора часа. Каждая смена деятельности сопровождается звуком колокольчика, он приглашает деток на новое занятие! Начинаем с приветствия: «Большой колокольчик» приглашает всех, каждый малыш берёт маленький колокольчик, и мы садимся в кружок. В песенке-приветствии «Большой колокольчик» здоровается с мамой и малышом, а малыш звоном своего маленького колокольчика как бы отвечает. Каждый чувствует, что в нём заинтересованы, что он здесь свой, малыш запоминает своё имя и имя мамы. Затем следует пальчиковая гимнастика – мы подготавливаем наш мозг к занятиям, в стихотворной форме обыгрываем работу с массажными шариками, палочками, другими материалами. Разминаем ножки (не забываем про крупную моторику), выполняем физические упражнения.

Групповые занятия чередуются со свободной деятельностью, когда малыши в течение 40 минут в нашем пространстве занимаются с самостоятельно выбранным материалом. Во время свободной деятельности звучит классическая музыка, она помогает создать творческую атмосферу. Все мамы с малышами разговаривают шёпотом, не нарушая тихой, спокойной и комфортной обстановки для других детей.

Музыкальное занятие включает песенки, песенки с движениями, танцевальные элементы с платочками, ленточками, игру на музыкальных инструментах. Можем попускать мыльные пузыри, что неизменно вызывает восторг у малышей. Так мы тренируем дыхательную систему, а также ловкость и координацию движений.

Творческое занятие может включать лепку, пластилин, аппликацию, работу с краской, с глиной, с солёным тестом, с природными материалами. Поскольку группы у нас разновозрастные, все делают одну поделочку, но требования к каждому малышу свои. В девять месяцев достаточно нарисовать две полосочки пальчиками, познакомившись со структурой краски, с её цветом. В два с половиной года уже нужно придерживаться границ, различать цвета, стараться их не смешивать. Во время чаепития, завершающего каждое занятие, детки будут любоваться своими работами (которые мы вывешиваем на магнитную доску) и ещё несколько раз прослушают, какие они молодцы и что они узнали сегодня нового (допустим, цвета радуги). Дома мамы тоже вывешивают поделки и в течение недели проговаривают, закрепляют пройденный материал, задают вопросы и, конечно же, хвалят.

Остерегайтесь сравнивать детей

Почему клуб ориентирован именно на такую возрастную группу?

Это решение клуба – ограничить возраст обучающихся ребят тремя годами. Но бывают исключения. Например, если ребёнок старше трёх лет, но отстаёт в своём развитии, имеет диагноз ДЦП, синдром Дауна, а также имеет медотвод от садика (перенёс операцию на сердце и ему противопоказано подолгу находиться в большом коллективе). Таким деткам необходимо развитие, мы с удовольствием работаем с ними. Это здорово, что есть центры, куда допускаются здоровые детки и детки с особенностями в развитии. Проводя пробное занятие, я наблюдаю за новичком, и если он не агрессивен, не бросает предметы, не дерётся, не кусается, не причиняет вреда окружающим, я не отказываю маме в дальнейших занятиях. За три года моей работы в центре наши занятия посещало несколько деток с ограничениями по здоровью. Результаты их развития впечатляли. Именно потому, что методика ничего не навязывает малышу, он в спокойной, тихой обстановке может познавать новое, пробовать себя в общении, развиваться всесторонне.

Группы мы специально формируем разновозрастные: маленькие детки подтягиваются за взрослыми, более старшие помогают малышам. Такое взаимодействие на пользу и тем, и другим.

Что можете сказать про мам, про их роль в процессе обучения?

Практически каждая мама переживает: как её ребёночек развивается, правильно ли она его развивает, своевременно ли. Здесь на первый план выходит сравнение. Я не устаю повторять: никогда, ни в коем случае не сравнивайте своего малыша с другими. Вопервых, все мы разные по характеру, темпераменту, психофизическому развитию. Ваш ребёночек пошёл в десять месяцев, а другой – в год. Это не значит, что ваш малыш отстаёт или, боже упаси, хуже. Мы все потом выравниваемся и уже не вспоминаем, когда был сделан первый шаг. Мы все индивидуальны. Мама не должна переживать, ведь её напряжение очень тонко чувствует малыш. Поэтому никаких сравнений взрослые не должны допускать. Расслабьтесь и уделяйте все внимание своему ребёнку. Радуйтесь за него, поддерживайте и вдохновляйте.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте