//Образование 13+

Развиваем речь, перебирая горошины и наступая на камешки

№ 23(667) от 20.06.2019 [ «Аргументы Недели Сахалин», ]

Развиваем речь, перебирая горошины и наступая на камешки

Редкая современная мама всерьёз не озабочена развитием своего малыша. Даже если малышу нет и года, родители переживают, а не упустили ли они какую-нибудь возможность для всестороннего развития своего чада, не пора ли наверстывать «упущенное»?!

Как перестать беспокоиться и выбрать подходящую обучающую методику, расскажет педагог Монтессори-­центра раннего развития «Улыбка» Наталья Манзырова.

Каждый выбирает по себе

­ Расскажите про ваш клуб. Как давно он работает?

­ Наш клуб называется Детский центр раннего развития «Улыбка». Работаем мы уже около семи лет с детками от девяти месяцев до трёх лет. Работаем по известной методике Монтессори, в основе которой лежит всестороннее развитие: развитие мелкой и крупной моторики, внимания, творческих способностей, мышления, логики, памяти. Обычно родители выбирают тот детский центр, который им по сердцу, руководствуясь своими убеждениями и результатами от посещения клуба. Кто-­то пробует разные методики, долго не останавливаясь на чём­-то определенном.

Методика Марии Монтессори, возможно, подходит не всем деткам (по темпераменту, по характеру), и в этом нет ничего странного и удивительного. Но она стоит того, чтобы её опробовать.

­ В чём заключается суть, особенность методики Монтессори?

­ Для мам­ новичков я провожу краткий обзор системы обучения Монтессори. Стимулируя мелкую моторику (ручки), мы воздействуем на отделы головного мозга, отвечающие за речь. Чем мельче предметы и чем чаще их использует в занятиях малыш, тем быстрее и продуктивнее он развивается. Крупная моторика (ножки) также напрямую связана с речью. Когда малыш ходит по разным поверхностям: прохладным, тёплым, шершавым, гладким, колким и так далее, он не только массажирует стопы, он стимулирует своё развитие, речь.

Методика Монтессори основана на принципе свободы, которая проявляется в игровой форме. Возрастные особенности наших детей таковы, что основная доступная и комфортная для них среда (деятельность) – это игра. Играя, малыш развивается. Например, играя с пирамидкой, малыш изучает цвета, геометрические формы, размер.

Взрослый – только помощник. Он не вмешивается в деятельность ребёнка со словами: «Давай я тебе покажу! Ты неправильно делаешь». У методики даже есть лозунг: «Помоги мне сделать это САМОМУ», то есть мама может включиться в работу при возникновении затруднений, но не руководить процессом, а мотивировать, одобрять, поддерживать, подсказывать. Ребёнок свободен в своих передвижениях и в выборе «учебного» материала. Как правило, он тянется к той игрушке, которая важна для его сегодняшнего развития (игра с песочком, манкой, водичкой; пересыпая, переливая, он отрабатывает координацию ручки).

Важно, чтобы малыш наигрался. Мы искусственно не переключаем детей с одного занятия на другое. Ребёнок самостоятельно выбирает род деятельности и самостоятельно её заканчивает. Мозг отрабатывает новые действия, доводит до автоматизма. В следующий раз это действие действительно будет выглядеть отработанным, ловким, а ребёнок легко выберет что-­то новое, ещё неизведанное. То есть принцип свободы – он не просто декларативный, он – в основе методики Монтессори.

Важно напоминать малышу, что материал мы используем по назначению, не бросаем, не ломаем и в конце занятия ставим его на своё место!

­ Чем отличается ваш клуб от других подобных клубов?

­ К моменту нашего открытия, в городе было три Монтессори-­клуба, сейчас – значительно больше. Но существующие центры работают по смешанным методикам. Мы – исключительно по методике Монтессори. У нас очень много специального материала, приобретаемого у производителей изделий для программы Монтессори. Практически весь материал, предназначенный для работы с детками до трёх лет, у нас присутствует. Материалы и пособия направлены на развитие мелкой и крупной моторики, внимания, творческих способностей, мышления, логики, памяти. Помимо приобретённых, мы используем подручные материалы: для отработки координации детской ручки можно взять, к примеру, фасоль и пересыпать её из стаканчика в стаканчик. Элементарные для взрослого действия непросто даются малышу: аккуратное пересыпание содержимого в другую ёмкость через несколько лет очень пригодится при письме. Простые материалы и понятные манипуляции с ними тренируют, оттачивают слаженную работу мозга и ручки ребёнка.

Обучение без принуждения

­ Как и какие занятия вы проводите?

­ Наши группы называются «Мама и малыш», и детки всё время находятся в поле зрения мамы (и наоборот). Это комфортно для малыша, он испытывает минимум волнения и стресса. А стресс «новичка» преодолевается быстро, главным образом потому, что ребёнка ни к чему не принуждают: если малыш не хочет с нами сегодня танцевать, он может заниматься тем, что ему по душе. Но он всё равно слышит музыку, видит танцующих детей и через несколько занятий, как ни в чем ни бывало, встанет вместе с нами и начнёт танцевать. Потому что мы избежали протестного поведения.

Занятие длится полтора часа. Каждая смена деятельности сопровождается звуком колокольчика, он приглашает деток на новое занятие! Начинаем с приветствия: «Большой колокольчик» приглашает всех, каждый малыш берёт маленький колокольчик, и мы садимся в кружок. В песенке­-приветствии «Большой колокольчик» здоровается с мамой и малышом, а малыш звоном своего маленького колокольчика как бы отвечает. Каждый чувствует, что в нём заинтересованы, что он здесь свой, малыш запоминает своё имя и имя мамы. Затем следует пальчиковая гимнастика – мы подготавливаем наш мозг к занятиям, в стихотворной форме обыгрываем работу с массажными шариками, палочками, другими материалами. Разминаем ножки (не забываем про крупную моторику), выполняем физические упражнения.

Групповые занятия чередуются со свободной деятельностью, когда малыши в течение 40 минут в нашем пространстве занимаются с самостоятельно выбранным материалом. Во время свободной деятельности звучит классическая музыка, она помогает создать творческую атмосферу. Все мамы с малышами разговаривают шёпотом, не нарушая тихой, спокойной и комфортной обстановки для других детей.

Музыкальное занятие включает песенки, песенки с движениями, танцевальные элементы с платочками, ленточками, игру на музыкальных инструментах. Можем попускать мыльные пузыри, что неизменно вызывает восторг у малышей. Так мы тренируем дыхательную систему, а также ловкость и координацию движений.

Творческое занятие может включать лепку, пластилин, аппликацию, работу с краской, с глиной, с солёным тестом, с природными материалами. Поскольку группы у нас разновозрастные, все делают одну поделочку, но требования к каждому малышу свои. В девять месяцев достаточно нарисовать две полосочки пальчиками, познакомившись со структурой краски, с её цветом. В два с половиной года уже нужно придерживаться границ, различать цвета, стараться их не смешивать. Во время чаепития, завершающего каждое занятие, детки будут любоваться своими работами (которые мы вывешиваем на магнитную доску) и ещё несколько раз прослушают, какие они молодцы и что они узнали сегодня нового (допустим, цвета радуги). Дома мамы тоже вывешивают поделки и в течение недели проговаривают, закрепляют пройденный материал, задают вопросы и, конечно же, хвалят.

Остерегайтесь сравнивать детей

­ Почему клуб ориентирован именно на такую возрастную группу?

­ Это решение клуба – ограничить возраст обучающихся ребят тремя годами. Но бывают исключения. Например, если ребёнок старше трёх лет, но отстаёт в своём развитии, имеет диагноз ДЦП, синдром Дауна, а также имеет медотвод от садика (перенёс операцию на сердце и ему противопоказано подолгу находиться в большом коллективе). Таким деткам необходимо развитие, мы с удовольствием работаем с ними. Это здорово, что есть центры, куда допускаются здоровые детки и детки с особенностями в развитии. Проводя пробное занятие, я наблюдаю за новичком, и если он не агрессивен, не бросает предметы, не дерётся, не кусается, не причиняет вреда окружающим, я не отказываю маме в дальнейших занятиях. За три года моей работы в центре наши занятия посещало несколько деток с ограничениями по здоровью. Результаты их развития впечатляли. Именно потому, что методика ничего не навязывает малышу, он в спокойной, тихой обстановке может познавать новое, пробовать себя в общении, развиваться всесторонне.

Группы мы специально формируем разновозрастные: маленькие детки подтягиваются за взрослыми, более старшие помогают малышам. Такое взаимодействие на пользу и тем, и другим.

­ Что можете сказать про мам, про их роль в процессе обучения?

­ Практически каждая мама переживает: как её ребёночек развивается, правильно ли она его развивает, своевременно ли. Здесь на первый план выходит сравнение. Я не устаю повторять: никогда, ни в коем случае не сравнивайте своего малыша с другими. Во­первых, все мы разные по характеру, темпераменту, психофизическому развитию. Ваш ребёночек пошёл в десять месяцев, а другой – в год. Это не значит, что ваш малыш отстаёт или, боже упаси, хуже. Мы все потом выравниваемся и уже не вспоминаем, когда был сделан первый шаг. Мы все индивидуальны. Мама не должна переживать, ведь её напряжение очень тонко чувствует малыш. Поэтому никаких сравнений взрослые не должны допускать. Расслабьтесь и уделяйте все внимание своему ребёнку. Радуйтесь за него, поддерживайте и вдохновляйте.