Кому нужно педагогическое образование?
№ () от 10 октября 2018 [«Аргументы Недели Красноярск», Анатолий Андреев ]
После публикации критических статей О.Ю.Лютых, вышедших в «Красноярской газете», общество встревожилось и призадумалось. Мы затронем один из важнейших вопросов – кого готовят в Красноярском государственном педагогическом университете?
Интерес к нему вызывает ещё и то, что, работая с районами и общаясь с людьми, что называется, на местах, можно частенько уловить недовольство тем, как катастрофически не хватает учителей по специальностям: русский язык и литература, физика, химия, математика, физическая культура, английский язык. А кто, как не педуниверситет, должен пополнять ряды Учителей в школах? Попробуем разобраться, почему в крае есть прекрасные учёные-педагоги и не хватает учителей.
Вначале разберёмся со статистикой, что нам представила федерация.
Итак (выдержка из статистической таблицы СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ПОДГОТОВКУ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ за 2017 год; статистический материал взят на сайте минобрнауки.рф.), нас интересуют следующие цифры:
численность работников в сфере образования – 2 153 994 чел.
педагогических работников – 1 324 741 чел.
специалистов с педагогическим образованием (учителей-предметников) – 1 079 892 чел.
Специалистов с непедагогическим образованием (социально-психологическим, специальным дефектологическим и т.д.) – 244 849 человек. Это те самые специалисты, которые «не дают» детям знания, а «корректируют» их поведение. Доля «непедагогов» в общем количестве педагогических работников по России – 18%.
Исходя из материалов справочника информационных материалов приёмной комиссии «Абитуриент 2018» Красноярского Государственного Педагогического Университета (далее КГПУ), мы видим, что на 2018-2019 учебный год набрано на бюджетные места (оплачиваются из бюджета РФ) педагогических направлений 504 абитуриента, на непедагогические направления – 198 абитуриентов, что составляет 28% от общего количества бюджетных мест.
Но, как оказалось, это ещё не все. На 2019-2020 учебный год запланированы и утверждены на заседании Учёного совета КГПУ им В.П. Астафьева следующие пропорции: педагогическое направление – 55%, непедагогическое направление – 45%. Возникает вопрос, почему КГПУ склоняется в сторону непедагогического образования?
По данным минобрнауки.рф, ежегодно уходят на пенсию порядка 40 000 педагогических сотрудников. Кем заменять будем?!
И ещё интересный вопрос – профориентация. Сегодня, по словам представителей профессорско-преподавательского состава педуниверситета, эта самая ориентация никаким образом не работает в районах, и именно по этой причине, с нашей точки зрения, педуниверситет не набирает абитуриентов на основные направления. Практически полностью прекратилось финансирование выездных мероприятий в районы края. Мы же понимаем, что «городской» студент по окончании вуза не поедет учить детей в деревню. Ну не поедет! Или поедут единицы. А если поступил абитуриент из удалённого поселка, да ещё и администрация этого района поддержала его (договорные отношения), то вероятность его возвращения на родину гораздо выше. Тем самым, организовывая профориентационные мероприятия в районах, мы не только пополняем специалистами районные школы, мы ещё несём через выпускников и культуру, и новые методики образования.
Но не всё так плохо в педуниверситете – благодаря неравнодушным членам профессорско-преподавательского состава, которые, бывая в районах, сами проводят профориентационные мероприятия.
У нас возникает вопрос к администрации университета, к министерству образования – что с нашим образованием? Почему при том, что в Красноярском крае есть прекрасный и мощный вуз – КГПУ им. В.П. Астафьева, в крае катастрофически не хватает учителей, зато избыток социально-психологических специалистов? Почему, по словам сотрудников педагогического университета, администрация КГПУ самоустранилась от профориентационной деятельности?
Анатолий Андреев
Вместо послесловия. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Но, так или иначе, мы готовы публиковать различные мнения по существующей проблеме.
О дефиците кадров
31 июля 2018 г., PrimaMedia. По данным мониторинга, проведённого экспертами Общероссийского народного фронта (ОНФ) и фонда "Национальные ресурсы образования", в российских школах по-прежнему не хватает учителей. Острее всего ощущается дефицит преподавателей математики, иностранного языка, русского языка и литературы, а также учителей начальной школы, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на РБК.
Эксперты в рамках этого масштабного исследования опросили более 3 100 педагогов в 82-х регионах страны. Опрос проводился с 9 мая по 10 июня 2018 года. Итоги опроса ОНФ отослал в Министерство просвещения РФ.
Главный результат: о нехватке учителей сообщила почти половина опрошенных (48%), 44% респондентов указали на нехватку в их школах учителей математики. Дефицит учителей иностранного языка отметили 39% опрошенных, а нехватку учителей русского языка и литературы – 30% респондентов. 26% учителей отметили нехватку кадров в начальной школе. Также по результатам исследования отмечается старение педагогических кадров при острой нехватке молодых учителей.
По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке, российская школа постоянно латает кадровые дыры. Некоторые педагоги уходят из школы во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки при низкой зарплате. В результате, как отмечает Любовь Духанина, в российских школах учителям приходится преподавать предметы из разных областей, например, учитель истории преподаёт ещё и географию, учитель начальных классов – математику в средней школе.
По данным Росстата, средняя заработная плата учителей в России в 2017 году составила 34,9 тысяч рублей. По итогам исследования РАНХиГС почти 60% российских учителей недовольны своей зарплатой. Между тем в пресс-службе Минпросвещения сообщили РБК, что в последние годы в школах «наблюдается позитивная динамика» с кадрами, и их дефицит в стране не превышает 1%.
Доля молодых учителей в школах Красноярского края имеет незначительную, но положительную динамику (23,3 % в 2011 г.; 23,9 % в 2016 г. и 24,3 % в 2017 г.).
Из Доклада и.о. министра образования Красноярского края С.И.Маковской на августовском педагогическом совете 23 августа 2018 года
Об уровне конкурентоспособности системы общего образования в целом можно судить на основе данных исследования, проведённого агентством «Эксперт-Аналитика» по определению рейтинга школ на основе оценки количества выпускников, поступивших в ведущие вузы России. В 2018 году по представительству школ в рейтинге Красноярский край делит 3-4-е место со Свердловской областью( среди 46 регионов РФ), пропустив вперёд школы г. Москвы и Московской области. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне качества краевого общего образования.
Взгляд назад: Дефицит педагогических кадров
(двумя годами ранее)
В школах Красноярска не хватает около 500 учителей, об этом 28 августа 2016 года на открытии городской педагогической конференции рассказал мэр Эдхам Акбулатов.
Больше всего городским школам не хватает учителей среднего звена. Около 90 педагогов требуется для работы с начальными классами.
«В связи с этой ситуацией я рассчитываю на большее взаимодействие школ с педагогическим университетом. Мы уже проговаривали эту проблему с Ольгой Карловой (и.о. ректора КГПУ). Нам нужно выстроить систему взаимодействия. Педагогический университет выпускает более тысячи человек ежегодно. Следовательно, необходимо подумать над тем, как сделать так, чтобы молодые учителя шли работать по специальности и были максимально адаптированы к высоким требованиям, предъявляемым современной школой. Нужно увеличивать количество часов практики для повышения квалификации будущих специалистов. Думаю, разумно даже рассматривать вопросы целевого набора на отдельные профили. Поступившим по целевому набору даётся право на бесплатное образование и обязательное трудоустройство», рассказал о своём видении образования мэр.