> Что такое детская железная дорога и как она работает - Аргументы Недели Сахалин

//Образование 13+

Что такое детская железная дорога и как она работает

№  () от 23 мая 2018 [«Аргументы Недели Сахалин», Марина МИХАЙЛОВА, г. Южно­-Сахалинск ]

О том, что в городском парке Южно-Сахалинска есть детская железная дорога, знает практически каждый. Но для чего она, как это работает и причём здесь дети? На эти вопросы нам ответил заместитель начальника дальневосточной детской железной дороги (ДЖД) в Южно-Сахалинске Павел Юдаев.

Сначала – теория 

Расскажите в общем про железную дорогу: что она из себя представляет, как работает, для чего нужна?

ДЖД была построена в 1954 году и открыта 6 июня. В те годы они открывались по всему СССР. Строилась она комсомольцами, а инициаторами были железнодорожники, переживающие за будущее компании. Они старались, что-бы инженерные профессии всегда были востребованы, готовили смену уже с детства. Основная цель – ориентация детей на профессии железнодорожного транспорта, повышение имиджа инженерных профессий. Обучение проходит бесплатно.

В зимний период у нас идёт теоретическая подготовка: инструкторы ходят по школам, набирают детей, рассказывают о детской дороге. После этого формируются группы, которые сейчас уже проходят обучение в кабинетах нового здания станции «Комсомольская». В него входят основы безопасности на объектах инфраструктуры, знакомство с различными профессиями. Также они ездят на экскурсии на предприятия, которые обслуживают железнодорожный транспорт.

В летний период проходит практическое обучение – освоение различных профессий и организация процесса по перевозке пассажиров. По факту у нас создана реальная инфраструктура, приближенная к большой дороге: есть железнодорожный путь, подвижной состав, здание, сооружения, мосты, водопропускные трубы. Со всем этим дети знакомятся в процессе обучения, узнают, как называется, как это обслуживается.

Сначала дети проходят обучение в зимний период. Учёба один раз в неделю, они сами выбирают удобное время – утром или после обеда. После обучения сдают обязательные экзамены, которые подтверждают допуск к летней практике.

А есть те, кто не сдаёт экзамен?

Да, такие есть. Мы им даём месяц, чтобы подтянуть свои знания. Главное, чтобы у них был определённый уровень знаний, потому что деятельность связана с безопасностью и выполнением должностных инструкций реальных профессий. Их несколько: машинист, помощник машиниста, дежурный по станции, диктор, проводник, ревизор, контролёр и так далее. За время практики дети должны изучить все эти профессии. В летний период формируются рабочие смены, назначается старший, который распределяет обязанности.

Всё под контролем

И дети сами водят состав?

Весь процесс контролируют наши инструкторы. Дети нигде не остаются одни, без присмотра. Если ребята управляют локомотивом, то есть осваивают профессию машиниста, то с ними в кабине находится локомотивная бригада, которая на время практики командируется к нам на период пассажирских перевозок. Инструктор контролирует и дежурного по станции, и диктора, который даёт объявления при встрече и отправлении поезда. В самом поезде при проверке билетов, объявлениях о посадке-высадке пассажиров, приближении к станции всё проверяет взрослый проводник. Все эти люди – специалисты своего дела. До прихода на детскую дорогу много лет отработали на большой железной дороге, имеют опыт и навыки, чтобы и обучать, и контролировать детей, передавать опыт.

С какого возраста начинается обучение?

С 11 лет. Мы ежегодно набираем шестиклассников. Наша железная дорога работает для посетителей парка пять месяцев. В мае, из-за учёбы, дети приходят в свободной форме, а уже с июня идёт практика. Традиционно работает детская дорога с девятого мая и до последнего воскресенья сентября, пять дней в неделю. Первый рейс в 10.30, а последний – в 17.00. По праздникам, когда очень много людей и в этом есть необходимость, мы делаем дополнительные рейсы. В одной смене у нас работает до семи человек, иногда больше. Они организовывают весь процесс.

Покататься может любой желающий?

Да, железная дорога работает абсолютно для всех – и для детей, и для взрослых. Детям до трёх лет – проезд бесплатный.

Сколько составов курсирует по железной дороге?

Большую часть времени у нас ездит один состав – локомотив с тремя вагонами. В праздники увеличивается пассажиропоток, и мы добавляем вагоны – может быть и пять, и шесть. У нас по факту сейчас два локомотива – один ТУ10 «Колибри», и есть ещё один – ТУ7а. Он сейчас находится на ремонте, до конца июня. В них разное управление. Два дня в неделю мы катаемся на ТУ7а, в основном по будням, а в выходные меняем на «Колибри». Дети управляют и одним и вторым локомотивом.

Во время обучения ребята приобретают много навыков и компетенций – общение с людьми, между собой. Становятся более организованны, дисциплинированны, ответственны, потому что всё таки приходится сталкиваться с настоящим движением. Они учатся чётко соблюдать время. Когда надевают форму, сразу преображаются не только внешне, но и внутренне. Чувствуют, что они делают что то важное. Они всё делают сами, инструкторы только смотрят за процессом и при необходимости поправляют.

Форма к лицу

Сколько длится обучение?

У нас программа рассчитана на три года. Первые два – это общий курс железных дорог, основы профессии. А на третий год формируются группы по профессиям, которые ребята выбирают в процессе обучения. С этими группами раз в неделю занимается профессионал с большого предприятия. Они начинают углублённо изучать и более плотно погружаться в специфику конкретной профессии.

После обучения основная наша задача – направить детей в университеты, чтобы они там получили специальность и пришли потом работать в компанию. У нас есть такой механизм, как целевое обучение. То есть если дети уже точно определились с профессией, то мы очень плотно работаем со службами управления персоналом на каждом предприятии. Заключается трёхсторонний договор между учащимся, предприятием и университетом, и ребёнок обучается бесплатно. После обучения он должен отработать в компании пять лет. Это обязательное условие.

Вы говорили, что обучение бесплатно. Есть ли какой-то конкурс при наборе детей на обучение?

Нет, конкурса никакого нет. Инструкторы ходят по школам, набирают около 100 – 120 детей, которых распределяют по группам. Через какоето время происходит отток, остаётся около 50%. И уже с ними мы продолжаем обучение.

По окончании обучения ребята получают свидетельство, которое может помочь в поступлении. У нас есть соглашение с Дальневосточным государственным университетом путей сообщения о том, что юные железнодорожники при поступлении идут в приоритете, но все равно ЕГЭ никто не отменял. Если есть свидетельство, то к результатам прибавляется пять баллов. Конечно, основное – это баллы по ЕГЭ.

Какая часть выпускников идёт по специальности дальше?

Около 30%. Большинство – 50-70% – хотят пойти по специальности. Но основные железнодорожные профессии подразумевают обязательную сдачу физики и математики. У детей есть сложность с этими предметами. Не знаю, с чем это связано, но у ребят очень слабые знания по физике и математике и с каждым годом становится всё хуже и хуже. Это общая тенденция – боятся этих предметов, говорят, что не сдадут.

Виртуальная реальность

Сезон открыт, как развивается ДЖД? Что нового появилось?

У нас каждый год что то новое. За последние четыре года полностью изменилась инфраструктура, обновился подвижной состав – два новых локомотива пришли в 2008 и в 2011 годах. Последние пассажирские вагоны поступили в 2014-м. В 2015 году мы построили здание депо с учебным кабинетом. В 2016-м построили новое здание станции «Комсомольская». В декабре прошлого года нам установили кабину-тренажёр для обучения машинистов и помощников машинистов. Это практически виртуальная реальность. В кабинете стоит кабина, где всё настоящее, как на большой дороге, только вместо лобового стекла – мониторы. Здесь можно отрабатывать все необходимые навыки. Оцифрован сахалинский железнодорожный путь, то есть в кабине условно можно проехать от Корсакова до Южно-Сахалинска, от Южно-Сахалинска до Взморья и посмотреть реальный проезд, природу. Кресла стоят динамические, которые имитируют проезд. Дети сидят там одни, а инструктор наблюдает через камеры. Есть и рации, с помощью которых они могут переговариваться.

В этом году поступило новое оборудование в учебные кабинеты, интерактивные доски. Пришел 3D-принтер и 3D-сканер для детей. Они учатся печатать детали из пластика, осваивают, как сканировать предметы и работать с ними.

Самое главное – безопасность и пассажиров, и пешеходов. Поэтому подготовка ребят занимает долгое время и тщательно проверяется.

 

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте