С этого учебного года на экономистов, юристов, управленцев и социологов в институте можно будет учиться только платно – бюджетные места остались только для будущих специалистов по туризму и сервису. Об этом мы поговорили с директором института права, экономики и управления при СахГУ Эдуардом То.
Студенты нарасхват
Что сегодня из себя представляет ваш институт?
Институт экономики, права и управления – один из пяти институтов СахГУ. У нас семь кафедр: три юридических, теории и права, уголовного права, гражданского права. Кафедра экономики и финансов, управления, с двумя направлениями – государственное и муниципальное управление и менеджмент, кафедра социологии, а также сервиса и туризма.
Куда выпускники могут устроиться после окончания учёбы?
Начнем с органов власти. Достаточно много выпускников работает сегодня в различных министерствах Сахалинской области на разных позициях – от специалистов до начальников отделов. Например, в министерствах экономического развития, природных ресурсов и охраны окружающей среды, департаменте городского хозяйства Южно-Сахалинска, министерствах социальной защиты населения, торговли и продовольствия, спорта и молодёжной политики. Кроме того, в муниципальных бюджетных учреждениях, таких как центр молодёжных инициатив, агентство по развитию Южно-Сахалинска, агентство по труду и занятости населения. Есть у нас и выпускники, которые работают в аппарате губернатора Сахалинской области.
Экономисты могут работать везде, начиная с очень крупных компаний и заканчивая ИП. Наши экономисты и социологи хорошо востребованы в «Сахалинской Энергии», Газпроме, компании «Эксон». Там же работают и социологи, в структурах по связям с общественностью, с властью.
Некоторые наши специалисты работают за рубежом: в Канаде, США, Японии. Есть даже выпускник, который в силиконовой долине создал свою лабораторию по компьютерным технологиям, по слухам, он является долларовым миллионером и имеет филиалы в России.
Легко ли устроиться на работу выпускнику сразу после института?
У нас ребята находят себе работу ещё студентами, проходя практику. К нам часто приходят потенциальные работодатели, например представители банков – Сбербанка, ВТБ, Альфа банка, представители разного рода региональных властей, министерств. Они сами предлагают пройти у них практику. И возможность трудоустройства в эти структуры после окончания учёбы увеличивается. Студенты у нас хорошие, и востребованность большая.
Есть примеры, когда студенты организовывают своё дело?
Наши бывшие студенты создали ODS Group, компанию по финансовым услугам, ООО «Лига дизайн», ИП Тимохин. В «Северной Звезде» наш выпускник работает генеральным директором.
Экономические рельсы
Реально ли учиться в вашем институте бесплатно?
Боюсь, что с нынешнего года это будет уже невозможно. У нас уже два года нет бюджетных мест на «государственное муниципальное управление» (ГМУ), а теперь не будет ещё и на «юриспруденцию», «экономику» и «социологию». В этом году мы можем лишь 20 человек принять бесплатно на специальность «сервис и туризм».
Раньше у института права, экономики и управления был госзаказ, а сейчас государство по этим направлениям подготовки бросает нас в рыночные условия. Теперь мы должны набирать только платных студентов, а цена не маленькая, на 2018 – 2019 год очное обучение обойдется минимум в 180 тысяч рублей в год.
Насколько студенты готовы платить такие деньги?
Мне кажется, не готовы, потому что мы уже несколько лет живём в условиях экономического кризиса. При этом у нас самих нет возможности эту цену варьировать. Поскольку университет государственный, то это прерогатива Министерства образования.
Не боитесь, что будет недобор студентов?
Боюсь. Мы сейчас очень этим озабочены, к нам за 120 то тысяч мало кто шёл на платные места, а сейчас стоимость возросла в полтора раза!
Как вы считаете, почему это произошло?
В точности я не могу сказать. Каждый год мы делаем заявку, определяем, сколько бюджетных мест нам бы хотелось получить. В этот раз к нам не прислушались, видимо, на основании какого то анализа решили, что у нас в регионе много экономистов и юристов и нужно перераспределить бюджетные места в пользу других специальностей.
А ведь что такое экономисты, юристы, управленцы? Это те специалисты, которые нужны в любой компании, они универсальны. Если мы, допустим, развиваем нефтегазовую отрасль, то там тоже есть экономисты, тоже есть юристы и управленцы.
В России мало эффективного менеджмента, а ведь управление – это основа всего! Управленец – это тоже профессия. Бытовало такое мнение, что государственное муниципальное управление – это не специальность, что это должно быть второе высшее образование. Но я с этим не согласен, потому что есть особая область управления, это государственная муниципальная сфера, которая требует определённых знаний, навыков и умений, а они как раз приобретаются специалистами ГМУ.
Сокращение бюджетных мест в вузах Сахалинской области – уже тенденция, которая, на мой взгляд, идёт вразрез с приоритетами России в области развития Дальнего Востока. И правительство действительно предпринимает для этого какието шаги, создают территории опережающего развития, режим свободного порта Владивосток, дают Дальневосточные гектары. А что же мы делаем в сфере образования? Не знаю уж, вольно или невольно…
Что такое отсутствие бюджетных мест?
Вопервых, это дефицит специалистов во многих сферах человеческой деятельности. Вовторых, это отток постоянного населения за счёт молодёжи, которая уезжает учиться в другие города, да там и остаётся. Как ни парадоксально, но в 2017 году хвалились тем, что в Сахалинской области был прирост населения на три с лишним тысячи человек. Понятно, что качество прироста не будем рассматривать, но тем не менее.
Ну а в целом население Дальнего Востока сокращается. И теперь хочется задаться вопросом, что же мы творим? С одной стороны, говорим давайте развивать, а с другой – в сфере образования делаем совершенно другое.
Конечно, нужно пробовать набирать этих платных студентов, есть для этого механизмы целевого обучения, привлечения спонсоров, но без политики государства и без госзаказа здесь не обойтись. Для развития экономики в регионе предоставляют преференции. Что такое территория опережающего развития? Это преференции – налоговые, административные, таможенные. А почему бы не обратить такое же внимание на образование, тем более цена вопроса небольшая, на каждое направление подготовки нам нужно по 20 бюджетных мест, это всего 100 человек. Наоборот, к нам должны приезжать студенты учиться, у нас ведь уникальное географическое положение, хорошие отношения с вузами Южной Кореи, Японии и – самое главное – пока ещё хорошее преподавание. Да и с точки зрения трудоустройства перспективы на Сахалине тоже хорошие.
Есть надежда на улучшение ситуации?
Мы сейчас работаем по двум направлениям. Первое – будем стучаться в двери власти, как исполнительной, так и законодательной, объяснять, доказывать, что бесплатное обучение необходимо, и надеемся, что нас услышат. Некоторые сахалинские депутаты обещали оказать поддержку. Бюджетные места может выделить только федеральный центр, но целевую подготовку может обеспечить и регион.
Второе – будем развивать приём платных студентов, реализовывать разного рода механизмы, при которых участвуют три стороны: сам студент, родитель и будущий работодатель. А что делать, без грамотной, образованной молодёжи никуда, это наше будущее.
Кстати
В институте права, экономики и управления при СахГУ сделали небольшой анализ и выяснили следующее: через полгода после выпуска трудоустраивается:
100% выпускников специальностей «бухгалтерский учёт» и «государственное муниципальное управление»;
свыше 90% выпускников специальностей «менеджмент», «социология» и «юриспруденция»»;
80% выпускников специальности «экономика предприятий»;
75% выпускников специальности «финансы и кредит».