Аргументы Недели. Челябинск → Образование 13+

Система повышения финансовой грамотности на Южном Урале

, 09:54

27 февраля в областном пресс-центре медиа-холдинга «Гранада Пресс» состоялась пресс-конференция на тему «Система повышения финансовой грамотности на Южном Урале – от концепции до реализации». В роли экспертов выступили доценты кафедры «Экономика и финансы» челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ, а также представители министерства образования и науки Челябинского области.

Актуальность финансового ликбеза: кого и чему необходимо учить

Эксперты обсудили вопросы актуальности темы финансовой грамотности, рассказали о том, как развивается система финансового образования в регионе – что уже предпринято и что ещё нужно сделать в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности населения РФ в 2017-2023 г.г. Назвали специалисты и трудности, с которыми приходится сталкиваться при реализации подобных проектов (организационные и финансовые). Шла на конференции речь и о подготовке кадров – педагогов системы общего и среднего профобразования для обучения молодежи азам экономики и финансов, а также были названы категории граждан, являющихся потенциальными учениками – участниками системы массового финансового «ликбеза» (дошкольники, учащиеся и студенты, взрослые работающие граждане, пенсионеры, предприниматели – иными словами, все, у кого есть желание повысить уровень финансовой осведомленности). Сделали участники конференции и некоторые анонсы – в частности, рассказали о первом на Южном Урале эксперименте с детским финансовым лагерем, ожидающимся этим летом, и добавили конкретики по программе повышения квалификации работников образования Челябинской области.

«Тема актуальна не только для нашего региона, но для всей страны: на государственном уровне в 2017 г. была принята национальная стратегия повышения уровня финансовой грамотности населения, согласно которой в регионах постепенно начинают приниматься соответствующие программы, строятся планы различных мероприятий, выделяется финансирование, – рассказывает Ирина Кетова, замдиректора по научной работе, доцент кафедры «Экономика и финансы» челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ. – К целевым группам, которым важно прививать финансовую грамотность, кроме школьников отнесены также лица со средним и низким уровнем доходов, т.к., как показывает статистика, именно они закредитованы (обращаются в микрофинансовые организации и затем не могут выплатить кредиты), люди старшего возраста, и не в силу того, что они неразумно тратят свои деньги, а потому, что достаточно доверчивы и часто попадают в руки финансовых мошенников. И мы должны рассказывать не только о том, какие продукты существуют на рынке финансовых услуг, но и о всевозможных финансовых рисках и о мошенничестве. Еще одна группа – это молодежь, которой нужно учиться не только управлять своими финансами, но и думать о своем будущем благосостоянии, в частности – заботиться о своих пенсионных накоплениях. Т.е. мы должны формировать у них инвестиционную культуру».

В связи с этим эксперты дали некоторые советы, обратив внимание на возможные риски, в частности, при кредитовании в микрофинансовых организациях. «Государство не запрещает деятельность МФО, возможно, потому, что таким образом будут нарушены права человека, снизится конкуренция на рынке финансовых услуг (а сейчас в банковском секторе более 70% банков – с государственным участием), что, в свою очередь, может привести к тому, что процентные ставки у банков не будут снижаться, будет ухудшаться качество обслуживания, – отмечает Ирина Кетова. – Но мы в рамках уроков по финансовой грамотности постоянно говорим нашим слушателям о том, что нужно взвешивать все «за» и «против», прежде чем брать кредит в принципе и, в частности, пользоваться услугами МФО. То есть сначала необходимо понять, действительно ли вам нужен кредит, и, если нужен, хорошенько подумать над выбором кредитора».

Еще один доцент кафедры «Экономика и финансы» челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ Наталья Согрина, дополнив коллегу, дала некоторые практические советы. «Кредит может быть целесообразным в том случае, когда, например, речь идет о дорогостоящей покупке по акции: когда зарплата – вот-вот, а скидка – прямо сейчас, – приводит пример эксперт. – В этом случае нужно просчитать проценты по кредиту и сравнить с полной стоимостью товара без скидки. Может оказаться, что выгоднее взять кредит, причем не потребительский, в банке, а перехватить деньги буквально на пару дней в МФО и затем погасить этот кредит в срочном порядке, без задержек. Но всегда нужно просчитывать свои реальные возможности по погашению того или иного займа».

Представитель финуниверситета также обратила внимание категорию граждан, как предприниматели, которые тоже нуждаются в повышении уровня финансовой грамотности. Они редко задумываются о своем пенсионном обеспечении, однако кроме вопросов инвестирования им важно знать и то, как сформировать свои пенсионные права, будучи предпринимателем, отметила специалист.


Как и где готовятся кадры: программы переподготовки учителей

Для того, чтобы начать обучать финансовой грамотности других, необходим сформировать кадровый потенциал. Специалисты рассказали о том, как в настоящее время ведется работа в этом направлении.

«Раз в три года наши педагоги истории и обществознания проходят курсы повышения квалификации, и обязательным блоком при переподготовке являются курсы финансовой грамотности, и главным образом этим вопросом занимается наш Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, – рассказывает Евгения Маркина, консультант отдела начального, основного и среднего общего образования Министерства образования Челябинской области. – Но перспектива сотрудничества в этом вопросе с Финансовым университетом нам очень интересна. Ведь важно, когда работник сферы образования, повышающий квалификацию, узнает о каких-то современных особенностях финансовых аспектов жизни от педагогов иного уровня, связанных непосредственно со сферой финансов. Поэтому мы надеемся, что наша дружба с финуниверситетом будет долгой и плодотворной. Тем более, что у финуниверситета практика работы с нашими педагогами уже имеется, причем наших педагогов обучали исключительно на добровольной, инициативной основе».

«Буквально с минуты на минуту мы ждем подписания документа с Высшей школой экономики, на базе которой открыт федеральный методический центр по повышению квалификации работников общего и среднего профессионального образования, – сообщила Ирина Кетова. – И наш филиал будет являться Региональным методическим центром, нацеленным на подготовку именно учителей. Согласно договоренностям, на нашей базе будет обучено 450 педагогов (надеемся, что в минобразования нам будет предоставлена организационная помощь с выбором школ, в которых это обучение учителей будет проводиться). Система обучения будет построена таким образом, что наши преподаватели-тьюторы, которые будут задействованы в проекте, пройдут обучение в Высшей школе экономики и затем, при условии успешной сдачи экзаменов, получат право преподавать для учителей школ и педагогов средних профессиональных учебных учреждений. Плюс еще будут задействованы детские дома. Программа обучения рассчитана на 72 часа, из них половина занятий будет в заочном формате, а половина – в очном, когда учителя будут присутствовать на занятиях, готовить и защищать проекты, которые затем будут внедрять в учебный процесс. Проект рассчитан на один год – стартует в апреле 2018-го и закончится в апреле 2019 года. Если мы увидим эффект и продолжится финансирование, то, конечно, мы продолжим эту работу, ведь в Челябинской области много учителей».

Наталья Согрина поделилась некоторыми подробностями данного проекта, реализуемого в стране. Она сообщила о том, что Программы повышения квалификации педагогических работников в области финансовой грамотности обучающихся реализуется уже в 15 регионах, в т.ч. в Свердловской области, и Челябинская – на подходе. «Под обучающимися понимаются следующие категории: ученики со 2 по 11 классы, учащиеся СПУ, а также воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – рассказывает Наталья Согрина. – Программа, рассчитанная на эти категории, расписана для учителей. Темы самые разнообразные – доходы, личный бюджет, риски в финансовой сфере и т.д., вплоть до ведения собственного бизнеса. Понятно, что для учеников младших классов эта тема пока не актуальна. Программа – модульная, составленная с учетом специфики возраста. Если в отношении младших школьников речь идет о каких-то общих моментах, о знакомстве с базовыми финансовыми категориями, то на старшеклассников и учащихся СПУ приходится большая часть учебной программы – там уже больше интерактивных форм, ролевых игр, в которых проигрываются различные жизненные ситуации, и так далее».

И вообще цель программы, отмечает специалист, – обучить финансовой грамотности не только учителей и школьников, то и привлечь к освоению азов финансовой грамотности и родителей учащихся.

О трудностях при реализации программ повышения финграмотности

Говоря о трудностях, возникающих при реализации проекта, представители минобразования региона отметили, что, хотя и в рамках реализации образовательных стандартов (в том числе таких предметов, как обществознание, экономика, и в процессе внеурочной деятельности) реализуются программы, в которых рассматриваются вопросы финансовой грамотности, всё же реализовать этот курс в полной мере пока не представляется возможным, поскольку ФГОСы такого курса не предусматривают.

«В некоторых регионах страны (Свердловской области, Татарстане, Пермском крае) работа по повышению финансовой грамотности проводится уже системно, – добавляет, в свою очередь, Ирина Кетова. – То есть приняты региональные программы, созданы региональные центры повышения финансовой грамотности региона (а не как пока у нас – РЦФГ при челябинском фиале финуниверситета), выделено финансирование, определены конкретные мероприятия разного формата. Ведь это могут быть не только лекции и мастер-классы, но и олимпиады, конкурсы, фестивали – на уровне России таких мероприятий представлено очень много». В частности, представитель финуниверситета поделилась новостью о предстоящем проекте, который должен быть реализован этим летом, – финансовом лагере на базе Еланчика. «К нам обратились с просьбой о том, чтобы мы провели у них такую тематическую смену с отдыхающими детьми в июне, – сказала Ирина Кетова. – И мы с удовольствием откликнулись на такое предложение. В этой работе будут задействованы наши преподаватели и студенты-волонтеры. Это будет эксперимент, наверное, даже первый на Южном Урале, где целая смена будет посвящена финансовой грамотности».

Вообще, отмечает эксперт, благодаря инициативам, которые в свое время проявлял и продолжает проявлять челябинский филиал финуниверситета (ведь еще в 2014 г. вуз выступил инициатором создания РЦФГ, где были бы сконцентрированы кадровые ресурсы (преподаватели финуниверситета) и слушатели (школьники, студенты, пенсионеры, работники бюджетной сферы, предприниматели), в вуз обращается сейчас большинство заказчиков с просьбой провести для них занятия по финансовой грамотности. «И мы планируем проводить их и в будущем, привлекая уже дополнительные кадры, потому что своих преподавателей уже не хватает, т.к. проблема стала актуальной для всего региона, – добавила Ирина Кетова. – У нас ограниченное количество преподавателей, но в том году мы начали решать эту проблему путем привлечения студентов-волонтеров. Они очень активно откликнулись на это предложение, сами прошли курсы финансовой грамотности и затем понесли приобретенные финансовые знания в массы. Ведь одно дело – слушать учителя и совсем другое ощущение, когда студент доносит до школьников какие-то интересные новости, связанные с финансами. Сейчас же очень много новостей в этой области – например, очень популярна тема криптовалют, блокчейн-технологий и т.д. И студенты могут доступным языком донести эти знания до школьников и не только». Ирина Кетова также отметила, что их вуз в рамках РЦФГ занимается также экспертной деятельностью – к ним часто обращаются за консультацией, с просьбами прокомментировать ту или иную ситуацию по финансовым вопросам.

На первом этапе возникали трудности и организационного плана – например, сложно было собирать группы слушателей. Ведь если в школе или техникуме можно договориться с администрацией и прийти в класс или к студентам для проведения занятий, то собрать группу взрослого населения достаточно проблематично. «Более активны в этом деле пенсионеры – как только они где-то слышат объявление, они сразу приходят к нам, – говорит Ирина Кетова. – А вот собрать работающее взрослое население достаточно сложно. Поэтому мы обращались в министерство образования – оно нам помогало с организацией групп воспитателей. Проводили мы занятия не только для представителей системы дошкольного образования, но и для других работников бюджетной сферы».

Кроме того, как уже было отмечено, существуют и финансовые трудности. Например, в Свердловской области на реализацию программы повышения финансовой грамотности выделено из бюджета региона 10 млн рублей, в качестве софинансирования (соответственно, есть еще и федеральное финансирование). На эти деньги, по мнению эксперта, можно проводить фестивали, организовать конкурсы. Рассчитывают специалисты на такой подход к вопросу решения проблемы «финансовой безграмотности» населения и в Челябинской области. Ведь в настоящее время идет только первый этап реализации стратегии, который продлится до 2019 г. Если он покажет свою состоятельность, даст заметные плоды (а с этой целью будет вестись постоянный мониторинг, опросы, анкетирование на разных уровнях), то, возможно, на втором этапе – с 2019 по 2023 год – проект на Южном Урале получит более весомую поддержку со стороны государства и региона.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram