19.10.2017 08:28:42
Научная конференция на тему «Медийно информационная грамотность и продвижение чтения» прошла в областной библиотеке.
Важные вопросы
Организаторами выступили министерство культуры и архивного дела Сахалинской области, российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Российская библиотечная ассоциация, Сахалинская областная универсальная научная библиотека при поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Конференция объединила участников, представителей органов государственной и муниципальной власти, библиотек, музеев, образовательных, научных учреждений, общественных объединений и организаций, заинтересованных в продвижении медийной и информационной грамотности.
Конференция была направлена на обсуждение перспектив развития инфраструктуры, поддержку и продвижение чтения в мультимедийной среде как средства доступа широких слоёв населения к информации и знаниям. Всего было заслушано 33 доклада. Говорили о государственной политике в поддержку книги и чтения; о роли, содержании и развитии чтения в современном обществе; о сетевых и мультимедийных технологиях как инструменте стимулирования читательской активности; о медиа и информационной грамотности в системе формирования информационной культуры различных групп населения, в том числе детей и юношества.
С большим интересом участники конференции слушали выступления экспертов. Каждый из них подробно раскрывал свою тему, каждый раз подкрепляя сказанное примерами, взятыми из жизни.
Вообще, о медийной информационной грамотности как о новом явлении, которым должны овладеть люди, начали говорить еще десять лет назад, рассказывает заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгений КУЗЬМИН. – В нашей стране в 2012 году впервые прошла конференция на эту тему. Тогда эксперты из 40 стран мира пытались понять, что же такое медийная грамотность, и выработать ей определение. Речь шла о наборе различных знаний и навыков, чтобы каждый уверенно чувствовал себя в этой среде – необходимо быть образованным, много читающим, обладать хотя бы какойто интеллектуальностью, для того чтобы благоприятно перемещаться по медиапространству, не вредя при этом ни себе, ни комуто другому. Нужно грамотно использовать механизмы распространения информации. Не нарушать закон и не допустить, чтобы информация была использована в отрицательных целях.
На сегодняшний день уровень медиаграмотности населения только исследуется. Новое явление не имеет пока необходимых научных терминов, которые мы могли бы применять, говоря об инструментах поиска и распространения информации. И над этим надо работать. Главная задача сегодня – выйти на общее определение и понять, что же такое человек в медиапространстве.
Информационная безопасность
На конференции поднимались и такие вопросы, как политическая и финансовая поддержка подобных исследований. Это, по мнению присутствующих, должно в разы поднять уровень информационной культуры.
Конечно, от такой поддержки никто бы не отказался, говорит программный специалист Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, ответственный секретарь программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Татьяна МУРОВАНА. – Государство может ввести, к примеру, курсы по медийной грамотности в подготовку педагогов. Но отсутствие этого сегодня не избавляет нас от размышлений на эту тему. Педагоги должны следить за тем, что читают дети, объяснять, каким источникам можно доверять, каким –нет. Необходимо сформировать у подрастающего поколения знание о том, как нужно пользоваться интернетом. С одной стороны, у исследователей сегодня не очень крепкие позиции в этой сфере. Тема для нас новая, и очень не хватает какихто обучающих, хорошо разработанных специализированных курсов. Мы только попали в эту реальность, когда медиа пронизывает все сферы нашей жизни, информация бомбардирует нас из всех источников, производителей и распространителей стало очень много, и система образования отстает от современной жизни. С другой стороны – методик на тему медиакультуры очень много, и первый шаг, который мы должны сделать, – понять, как мы себя ведем в информационной среде. Подумайте, перед тем как чтото прочесть – чья это информация? Кто ее создал? Кто распространил? Необходимо вдумываться, к какой информации ты прислушиваешься и что распространяешь. Как это может сказаться на тебе и обществе в целом.
Кризис чтения
Практически все выступления сходились в одном. Современное общество испытывает серьезные проблемы чтения. Люди либо совсем не читают, либо читают неофициальные и скорее отрицательные источники.
Страна развивается еще и от того, как много полезной информации усваивается ее жителями, продолжает Евгений Кузьмин. – Не всегда в интернете можно найти полезную информацию. Сегодня дети не перенимают опыт своих родителей, бабушек и дедушек, как было раньше, – теперь они все усваивают в интернете, получая информацию от себе подобных. Помимо родителей, еще и учителя должны приучать детей к отбору и чтению полезной литературы, разговаривать с ними о прочитанном. Необходимо любыми путями возвращать интерес к качественному чтению. Для этого некоторыми участниками конференции были разработаны увлекательные программы. К примеру, Татьяна Жукова, президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Читайка», «Семья и школа», презентовала коллегам свой проект «Читающая мама». Он призывает прекрасную половину населения приучаться к повседневному чтению и передавать полезную привычку детям.
Для того чтобы ребенок развивался, нужно с ним больше читать, считает Татьяна Жукова. – Этот проект как раз ориентирован на ликвидацию кризиса чтения. В нашей стране перестали читать, и это факт. И мамы, которые сегодня воспитывают ребенка, тоже не относятся к любителям чтения. Надо возобновлять эту привычку в себе, она очень полезна и способна всячески развивать ребенка. Нами была разработана программа, которая включает несколько пунктов, с помощью них мы можем поднять интерес к полезной информации, в проекте все это изложено. Ну а если говорить о медийном пространстве, где многие также выбирают литературу, необходимо отметить, что наши правоохранительные органы смогли закрыть множество отрицательных контентов, но наш главный фильтр должен быть всётаки внутри. Важно с ранних лет суметь сформировать его у ребенка. Мы должны развивать у детей информационное мировоззрение, должны объяснить ребенку, как прийти к нужным ему знаниям. Это должна быть культурная среда, и сформировать ее могут наши культурные учреждения.
Уже 15 лет во всех школьных библиотеках мира преподают информационную грамотность как урок. Давно трансформировали библиотекарей, сделав из них педагогов по работе с информацией. Они должны объяснить, как ее искать, как оценивать, правдива она или нет. Ребенок должен научиться определять это. Кроме безопасности нужно работать еще и на развитие. Мы должны вытеснять отрицательный контент позитивным, создавать больше увлекательного и познавательного. Вот что нужно внедрить для формирования информационной культуры.
В рамках научнопрактической конференции проходили также круглые столы, представленные темы – «Мультимедийные ресурсы и сервисы: проблемы и перспективы использования в привлечении к чтению» и «Информационные технологии в работе школьных и детских библиотек» – заинтересовали многих.
В завершение мероприятия приглашенные гости организовали два семинара: «Методическая служба – ресурс развития современной библиотеки» и «Школьные и детские библиотеки нового поколения».