Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Красноярск → Образование № 30(572) от 03.08.2017 13+

Образование – это важнейший ресурс территориального развития

, 10:29

В администрации Ачинского района в преддверии августовских школьных собраний, перекличек, приемок школ и детских садов произошла важная и принципиальная в нынешних политических условиях кадровая перестановка. На пост начальника Управления образования района была назначена Елена Вячеславовна Стрельцова. Накануне августовского собрания педагогов и воспитателей главный редактор еженедельника «Аргументы недели Енисей» Андрей Думанский встретился с опытнейшим управленцем и поговорил на злободневные темы, намерено исключив «политическую» тему. Сейчас важнейший период подготовки школ и детских садов к учебному году и время дорогое – определяющее…

Данное назначение связано с ситуацией, которая сложилась в образовании района:  следователями прокуратуры проверяются образовательные учреждения. В связи с этим, глава Ачинского района Евгений Розанчугов, чтобы не сорвать подготовку школ к новому учебному году и проведение ремонтных работ в летний период, а самое главное навести порядок в отрасли, предложил Елене Вячеславовне Стрельцовой возглавить образование района. Согласование в Министерстве образования Красноярского края пройдено, и полным ходом идет подготовка образовательных учреждений района.

Елена Вячеславовна имеет большой опыт работы в данном направлении – ранее она занимала аналогичную должность в администрации города Ачинска, а с 2012 года была заместителем главы города Ачинска и курировала социальную сферу. В район она пришла с должности директора КГБУ «Центр семьи Ачинский».

– Елена Вячеславовна, вы не просто дипломированный специалист, организатор образовательного процесса, Вы управленец со стажем, скажите, как Вам ситуация в образовании района? Что отметили бы на первый взгляд, тем более что район вы знаете достаточно хорошо? Поставлены ли новые задачи?

– Задачи они не новые. Образование в крае достаточно сильное, оно и определило стратегические направления. Любой муниципалитет должен сделать так, чтобы вся структура могла идти в ногу со временем. Например, когда я работала на аналогичной должности в администрации города Ачинска, то я для себя и для всех поставила задачу, чтобы система образования на социальной карте региона горела ярким светом, мы должны были в чем-то достичь успехов и выделяться. И мы достигли поставленных целей.

Были приняты девять программ, утвержденных Советом депутатов, которые легли потом в основу программы социально-экономического развития города. Система образования, прежде всего, закладывает фундамент экономики, готовит квалифицированные кадры для города, района, страны. Образование – это важнейший ресурс территориального развития. Новые образованные люди будут жить на территории, развивать и управлять ею.

Насколько процесс образования будет качественным, настолько сможет обеспечить профессиональный рост, от этого будет зависеть и развитие общества, если же условия не будут созданы, то на пустыре и вырастет чертополох.

Я не коренная сибирячка, приехала из Казахстана, там закончила педагогический университет, меня приняла Белоярская школа. Придя на должность в Ачинский район, мне хотелось бы, чтобы система образования выглядела достойно. Она и сейчас не слабая, есть заделы, можно сказать в тренде. А я уже за первые недели объехала почти все школы, во всех стратегических линиях краевого образования наша система пытается найти себя.

– Участвует ли Ачинский район в краевых образовательных программах?

– Мы не можем не участвовать. Район стремиться к лучшему. Вот, например, в течение 2016-2017 учебного года проводилась апробация всероссийских проверочных работ. Цель их проведения – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений школьников. Так вот, в проверочных работах приняло участие 49 учеников из 11 образовательных организаций (по истории, биологии, химии, физике и географии). На протяжении нескольких лет восьмые классы участвуют в краевых контрольных работах по физике. Средний первичный балл выполнения работы в этом году составил 33,47 по району, а по краю – 37,59... Так что в целом не плохо. Все одиннадцатиклассники получили аттестат о среднем образовании.

Многие специалисты сейчас в отпусках, но большинство я знаю. Достаточно сильный специалист, курирующий дошкольное образование Маслова Ираида Владимировна. Она работала в городской системе образования, потом перешла в район. В дошкольном образовании развиваются два стратегически важных направления. Они вошли в федеральный государственный педагогический стандарт.

В районе функционируют две муниципальные пилотные площадки на базе: МКДОУ «Преображенский детский сад» – по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и МКДОУ «Каменский детский сад» – по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации.

Все восемь садиков (747 детей дошкольного возраста) укомплектованы кадрами, смотрятся неплохо на межведомственном уровне, к тому же хорошо отработано взаимодействие с городской системой образования. Есть маячки, они обмениваются передовым опытом. Отработано взаимодействие с Ачинским педагогическим колледжем и Красноярским педагогическим колледжем №1. Здесь все хорошо.

Второе направление – предметно-образовательной среды. Уровень разный, но садики хорошие. Главное, что решается основная задача – доступности образовательно-воспитательной сети.

– Естественный вопрос, что с очередями в детские сады?

– В Ачинском районе очередей в детские сады нет. Всего на учете для предоставления места стоит на 01.06.2017 – 131 ребенок в возрасте от 0 до 3 лет, от 1,5 до 3 лет – 55 (с учетом открытия новых мест).

С целью охвата детей дошкольным образованием за 2016-2017 введено дополнительно 40 мест: В МБДОУ «Белоярский детский сад» – 1 группа (20 мест) и столько же в МКДОУ «Причулымский».

– Переходим к основной группе учреждений, как дела обстоят в школах?

– У нас 12 школ, во всех подходящие условия для обучения. Имеются прокурорские предписания, они уже устраняются. Выделено 20 миллионов рублей на ликвидацию предписаний и подготовку школ к учебному году – основной транш из районного бюджета, около двух миллионов рублей из краевого бюджета на устранение предписаний в Большесалырской и Тарутинской школах. Деньги пойдут на ремонт кровли, замену окон, ремонт спортзалов и т.д. Директорам сейчас, конечно же, тяжело, они же в первую очередь учителя, но все они стараются. К сожалению, сроки затягиваются из-за проведения тендеров.

Директорский корпус (заведующие, их заместители) очень ответственные работники, они любят свои школы. У нас сильный состав в районе, они переживают, но справятся. Я уже в июле проехала почти все школы и могу заверить, что все школы будут подготовлены к учебному процессу.

– Школу на селе можно назвать посёлкообразующим заведением?

– Это центр культуры! Бывая на районных планерках, а они проводятся ежедневно, в связи с объемом задач и временными параметрами, исполняющий обязанности главы Владимир Николаевич Часовских вникает во все проблемы, как внимательный руководитель и хозяйственник следит за качеством ремонта.

Мне нравится, как работает культура, и школы, конечно же, плотно взаимодействуют.

– Как районное образование смотрится по сравнению с другими соседними районами?

– В феврале этого года была на педагогической конференции для западных территорий Красноярского края. Посмотрела, послушала. И могу сказать, что район в целом не является отстающим. Мы в крае на должном месте.

Вот ЕГЭ, например, сдали успешно, есть три медали. В процентном соотношении мы на уровне города Ачинска, что уже не плохо. У нас высокий уровень подготовки выпускников по русскому языку (более 73%) продемонстрировали 6 учащихся, а это 12%.

Что касается информационного обеспечения школ, то в каждом учреждении есть Интернет. Школы создали и ведут свои сайты. Родители все активнее используют сайты школы, электронные дневники, отчетность педагогов.

Мы будем развивать новые услуги в школах, опыт введения у нас имеется, мы все это проходили. Школы будем подтягивать.

– У вас есть свежие идеи? Ведь от вас ждут новых шагов?

– Ну, ещё до меня, уже новым главой района Евгением Ивановичем Розанчуговым были созданы профильные классы. Идея правильная, хорошая и ее надо развивать.

Белоярская и Тарутинская школы ввели профильные классы. Имеются договора с профильными колледжами. Надо пойти дальше. Школа – профильный класс – колледж – университет. Вот, например, в Ачинской городской школе №18 есть профильный «милицейский» класс. Мои устремления сейчас на высшую школу и я смогу создать мосты с нашими профильными классами. Более того, есть желание, привлечь преподавателей вузов к чтению лекций в наших школах.

Есть мысли о развитии робототехники. В Ачинске есть большой проект, который скорее всего будет построен – Центр роботехники. Мы же сможем присоединиться к ресурсному центру и будем продвигать робототехнику в наших сельских школах. Надо сотрудничать с РУСАЛом, они работают по проектному финансированию, по тому же благоустройству. Есть и другие примеры, в Краснодарском крае в Услабинске Дерипаска финансирует «Школу будущего» по технологии проектной деятельности. Делают разные проекты, в том числе и экологические. С РУСАЛом дружить надо, а у меня есть опыт работы с НПЗ, другими предприятиями...

– Район может развивать виды спорта, которые требуют больших природных ресурсов: лыжные гонки, легкая атлетика, футбол?

– Естественно, я только за то, чтобы мы развивали как профильные виды спорта по программам, так и другие. Лыжные гонки естественно, футбол… Вот езжу с проверками и замечаю, что на каждой школьной площадке есть футбольное поле. И ребятишки играют, поле не заросшее, значит, занимаются постоянно. Это уже не плохо. Есть своя спортивная школа с игровыми видами спорта.

Рядом, в Ачинске есть уникальный человек, он всю жизнь развивает биатлон. Он не в системе образования, но крепкий энтузиаст, его зовут Владимир Гольцман. Но в городе есть и не плохая ДЮСШ по лыжным гонкам и биатлону. Так что можем и мы популярный биатлон продвигать. Та же НК «Роснефть»свои спартакиады проводит. Почему бы нам не дружить.

– Спорт может быть двигателем развития села?

– Вспоминаю свое детство, в нашу школу пришел учитель физкультуры, мастер спорта по волейболу Владимир Сергеевич, и через него все школы района заболели волейболом. Как здоровый вирус, всё зависит от человека. Если будут энтузиасты, то будут развиваться редкие виды спорта, мастерские творчества.

– Тема патриотизма – все памятники в селах ухоженные?

– Безусловно. Школьники активно участвуют в развитие патриотических клубов, есть музеи. Ребята стоят в почетных караулах, участвуют в благоустройствах памятников. Буду помогать создавать сельские музеи, нам надо сохранить связь поколений.

Поднимается «Бессмертный полк», мы будем поддерживать любые патриотические инициативы, поисковые отряды. К 9 мая будем проводить какой-то общий районный праздник, тот же «Праздник песни и строя», может быть сводный провести.

– Что бы пожелали директорам школ и родителям?

– Директорам всегда желаю, чтобы школа была вне политики. Основная наша задача учить и воспитывать детей! Условия, традиция, уклады, надо сохранять и приумножать. А родителям желаю, прежде всего, терпения. Семья – это ценность, и все идет от семьи. Советую родителям посмотреть, какие ценности вы продвигаете в своей семье. Государство, конечно же создает условия, но основные усилия прикладываем все мы. Если дома чисто, то и на улице будет чисто. Если в семье будет душевное тепло, то и в школе и на работе в трудовом коллективе будет мир и порядок. Мы сами создаем государство и многое зависит от нас самих.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram