> Коррупцию в школе порождает нищета - Аргументы Недели Владивосток

//Образование 13+

Коррупцию в школе порождает нищета

№  () от 26 июля 2017 [«Аргументы Недели Владивосток», Александр СЫРЦОВ ]

В народе не зря говорят, что знание – это сила. Образование ведь не просто делает жизнь человека гораздо более интересной, но и существенно повышает его уровень жизни. Потому сегодня многие стремятся получить не один, а два или даже больше дипломов. Но получить заветные корочки можно не только после долгих лет напряжённой учёбы.

Потому не случайно  в нашем обществе в последние годы сложилось устойчивое мнение, что образование – это одна из наиболее коррумпированных сфер жизни. Как показывают различные опросы и исследования, так считает до половины населения страны. Еженедельник «Аргументы недели. Приморье» в рамках проекта «За порядок без взяток», реализуемого при поддержке администрации края, решил взглянуть на проблему глазами приморцев.

На этой неделе прокуратура Приморского края сообщила об итогах работы в первом полугодии 2017 года. Как рассказал нашему изданию начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции советник юстиции Василий Скорик, на расширенном заседании коллегии ведомства было подчёркнуто, что в результате последовательной реализации надзорных полномочий в сфере противодействия коррупции прокурорами выявлено свыше четырёх с половиной тысяч нарушений закона, принято более одной тысячи  актов прокурорского реагирования.

- Василий Николаевич, из этих четырёх с половиной тысяч нарушений закона какое количество закончилось реальным наказанием для коррупционеров?

- По представлениям прокуроров инициировано в том числе досрочное прекращение полномочий, увольнение в связи с утратой доверия двадцати шести лиц.

Добавлю, что в работе расширенного заседания коллегии приняли участие  начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Любовь Дёмина, губернатор Владимир Миклушевский, председатель Законодательного Собрания Приморского края Александр Ролик, председатель Приморского краевого суда Александр Хижинский, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина, Уполномоченный по защите прав детей в Приморском крае Анна Личковаха. В выступлениях было особо отмечено, что правоохранительными органами ослаблена работа по противодействию коррупционной преступности.

Рискнём предположить, что это, в том числе, стало одной из причин проявления недовольства граждан, вылившегося в конце весны текущего года в шумный антикоррупционный митинг на привокзальной площади краевого центра. В воскресенье, 26  марта здесь собралось немало молодых людей – студентов и учащейся молодёжи, движимых и таким лозунгом: «Владивосток против коррупции».

Проникновение коррупции в сферу образования стало острой социальной проблемой. Мздоимство как ржа разъедает социум, изменяет сознание как отдельных граждан, так и общества в целом, ведёт к его разрушению. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни является признаком её системного кризиса. Наблюдатели с тревогой отмечают, что в современных российских вузах происходит социализация взяточников, то есть высшая школа выпускает в жизнь молодых людей, привычных к взятке как к норме. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование — первое, на что надо обратить внимание в антикоррупционной работе. Ведь, повторим, пройдя «высшую школу коррупции» молодой специалист привносит опыт – назовём вещи своими именами – преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую самостоятельную жизнь, он считает коррупцию – нормой поведения и в итоге строит коррупционное государство.

Своим мнением о том, как избежать взяток в сфере образования, мы попросили поделиться эксперта, известного в крае журналиста, имеющего также значительный опыт работы в высшей школе, доцента, кандидата филологических наук Андрея Калачинского.

- Андрей Владимирович, случались взятки в жизни вузов в прошлом?

- В нашей  высшей школе взятки были редким явлением до того, как образование стало платным.  К тому же, доцент или профессор получал очень приличное жалованье.  Но в девяностые годы прошлого века государство  разрешило вузам «плодиться и размножаться», пока не обнаружилось, что их число резко увеличилось и содержать их все на достойном уровне нет средств. Появились просто «конторы по выдаче дипломов», где важно было вовремя оплачивать образование, обычно дистанционное или заочное, а учиться – не обязательно.

- Но со времени «лихих» девяностых прошло уже полтора десятка лет, как сегодня выглядит положение дел?

- В последние годы ситуация несколько выправилась, но финансирование вузов каждый год сокращается, кроме небольшого числа федеральных и прочих привиллегированных...  На некоторых направлениях обучения  бюджетные места вообще исчезли.  «Учёба по договору»    означает, что преподаватель получил некоторое моральное оправдание, он сам себе говорит: «Студент хочет заплатить за моё особое отношение, так и пусть платит». Ведь теперь во многих вузах повторная сдача экзаменов осуществляется «через кассу». Студент оплачивает дополнительное время преподавателя, которое изначально не заложено при расчёте жалованья. Вместе с тем, администрация вуза стала расценивать «взятки», как покушение на своё монопольное право  получения денег от обучаемого. Поэтому администрация готова применять все меры против сотрудников, которые сами выстраивают финансовые отношения со студентами. Такие случаи не выносятся за стены вуза, но «сигналы» тщательно проверяются. Обычно в вузе и студенты и администрация знают, кто готов поставить зачёт за «вспомоществование», и такой сотрудник сильно рискует. Иногда студенты сдают его не ректорату, а правоохранительным органам и дело заканчивается уголовным наказанием. Так же в вузе могут быть целые подразделения, кафедры с отличной репутацией «неподкупных».  В целом вуз старается легализовать  все возможные дополнительные денежные отношения со студентами, предлагая за отдельную плату дополнительные курсы или возможность заграничной стажировки. Дело в том, что министерство оценивает вуз и по такому критерию, сколько он денег сам зарабатывает. И возникает соблазн записать студенческую выпускную квалификационную работу под видом «оплаченной научной работы». Логика здесь простая: студент, завершая обучение, должен показать, что он является уже специалистом, труд которого уже хоть что-то, но стоит. И поэтому «дипломная работа», сделанная «по заказу» фирмы или предприятия, должна этим заказчиком оплачиваться...

- Как, на Ваш взгляд, переломить ситуацию?

- Выстроить систему без взяток  можно.  Очень трудно, почти невозможно без огромного риска вмешаться в сдачу экзаменов, если студент сдаёт такой экзамен в виде теста. Компьютеру же взятку не предложишь. Хотя и в этом случае студенты ищут возможность купить ответы на тест. Сейчас практически нет взяток за поступление в вуз. Вуз сильно рискует, если будет «мухлевать» со списком студентов, подавших заявления, и баллами для зачисления. Обычно в Приёмных комиссиях установлены системы видеонаблюдения, которые контролируют действия сотрудников и просителей.  Если абитуриент и его родители тщательно следят за тем, как ведётся набор на то направление подготовки, куда подано заявление, то все возможные нарушения можно опротестовать. А самый простой способ избавиться от взяток – это делать ставку на тех сотрудников,  в чьей честности нет сомнений. И эта честность не зависит от жалованья.

- Спасибо, Андрей Владимирович!

Кстати, о жаловании. Недостаточные заработные платы – ещё один немаловажный фактор, влияющий на распространение коррупции в сфере образования. У преподавателей должны быть достойные зарплаты, иначе, согласитесь, жизнь заставляет их искать источники дополнительного дохода, причём, не только за счёт неподъёмной нагрузки и совмещения ставок. Педагог, неся знания молодёжи, сам должен постоянно учиться, совершенствоваться в своей области. А это требует затрат. Но ведь кроме  расходов на профессиональный и образовательный рост, науку существуют и общечеловеческие, каждодневные потребительские нужды...

На финансовую сторону проблемы обратил внимание и ещё один эксперт – руководитель рабочей группы «Образование и культура» регионального отделения Общероссийского народного фронта в Приморском крае, доцент, кандидат педагогических наук Елена Григорьева, хорошо знакомая с сегодняшним состоянием народного образования в крае.

- Елена Алексеевна, вопрос, как победить коррупцию и, главное, как это сделать, до сих пор остаётся открытым. Возможно, решение подскажет анализ ситуации и определение методов, позволяющих ликвидировать это социальное зло?

- Коррупция – сложное явление. Относительно системы образования. Всё познается в сравнении.  Почему коррупция практически отсутствует в тех странах,  которые являются мировыми лидерами в этой сфере – в Финляндии, Канаде, Сингапуре, у наших соседей, в Японии? Первый фактор – образование приоритетно для государства и общества. Соответственно, государство в форме высокой доли расходов госбюджета на образование (в США, например, это восемь процентов  ВВП) подтверждает заинтересованность в развитии образования. В свою очередь общество – родители, а нередко и бизнес –  в форме широкого участия в фондах развития школы также демонстрируют своё понимание важности этой сферы для цивилизационных процессов. Но! При этом они совместно - государство и общество - контролируют свои деньги! Система прозрачна. 

Что у нас?  Около трёх процентов расходов госбюджета на образование (в этом году, если не ошибаюсь, ещё меньше).  Участие родителей в жизни школы оставим без комментариев.  То есть нищета порождает коррупцию в образовании. 

Второй фактор  – очень низкий уровень профессионального менеджмента в образовании, если не сказать, что его полное отсутствие.  Бессовестность существующей системы оплаты труда, когда разрыв в уровне заработной платы руководства и основного состава – многократный, я не могу назвать менеджментом.

И третий фактор – отсутствие экономической инициативы в муниципальной школе. Если же она и появляется, то тут же налетает свора проверяющих и контролирующих фискалов – Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Роскомнадзор и прочие.

- Скажите, Елена Алексеевна, сегодня стала чуть ли не нормой система поборов родителей, когда собирают то на ремонт школы, то на приобретение оборудования, то на организацию охраны… Что, наши школы как та нищая церковная крыса не имеют ни гроша?

 - Подборы – это, конечно,  коррупция.  Есть цивилизованные способы привлечения средств в школу.  Но, увы, руководители их не знают,  а порой и не хотят знать.

На помощь родителям пришла прокуратура, в надзорном ведомстве подготовили Памятку «Порядок привлечения добровольных пожертвований администрациями образовательных организаций». С её содержанием можно познакомиться на сайте прокуратуры Приморского края в разделе «Правовое просвещение» -  http://prosecutor.ru/education/actual/.

Согласимся с нашими экспертами, проблема коррупции – сложная, многогранная, требующая комплексного подхода. Мало ужесточить наказание за взятки и поднять жалование преподавателям. Важно, на наш взгляд, поднимать в обществе нравственный, этический уровень. И ещё. Убеждены, снижению уровню коррупции может способствовать по настоящему свободная пресса, разоблачающая сомнительные практики и привлекающая к проблеме мздоимства  внимание граждан, готовых добиваться честности в системе образования. И не только.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте