Аргументы Недели Владивосток → Образование № 17(559) от 04.05.17

Надо ждать?

, 06:55

Май – горячая пора для образовательных учреждений. Выпускники готовятся к сдаче экзаменов, учителя – к всё обновляемым и ужесточаемым процедурам проведения ЕГЭ и Государственной итоговой аттестации для девятиклассников (Государственного выпускного или Основного государственного экзаменов), школьники изнывают в ожидании летних каникул, а их родители озадаченно подсчитывают грядущие расходы на прощание со школой.

Впрочем, устраивать праздники, нередко помпезные, с некоторых пор стало принято ежегодно и в детских садах, и в начальной и средней школе, в училищах, колледжах… Недавно знакомая, живущая в одном  из ближних к Владивостоку районов края, сетовала, что её чаду, заканчивающему очередной класс, надо вновь готовить  деньги «на дружеский обед и подарок классной». Причём идея подарка исходила от самих родителей. Хотя бывает и наоборот, социальные сети изобилуют рассказами о поборах в системе образования: деньги собирают то на покраску-побелку, то на новый компьютер, то на озеленение участка, то на качественную уборку... А по данным Рособрнадзора, больше всего нарушений в школах связано с организацией дополнительных платных занятий. Наши дети в этих случаях выступают в роли индифферентного передатчика информации: «Папа, мама, мне в школу нужно столько-то…».  Между тем, формирование в обществе, особенно у молодёжи, антикоррупционного правосознания, по определению президента Путина, наша общая ключевая задача. «Неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи – и в школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, на работе и в семье. Нужно всегда об этом помнить», – подчеркнул глава государства, выступая на заседании Совета при Президенте по противодействию коррупции 26 января 2016 года. Наш еженедельник в рамках проекта «За порядок без взяток», осуществляемого при поддержке администрации Приморского края, попросил ответить на вопрос «Что должны знать о коррупции школьники?» специалиста, начальника отдела общего и дополнительного образования Департамента образования и науки А.Б. Евсеева.

- Александр Борисович, сегодня о коррупции говорится много, особенно обсуждаема эта тема в преддверия выборов. Но, согласитесь, в нашем обществе нет чёткого и однозначного отношения к этой насущной социально-экономической проблеме. Более того, за годы тотального дефицита у нас сформировалось устойчивый и вполне лояльный подход к подношениям, «помогающим» оперативно решить актуальные бытовые вопросы, исправить поломки или достать деликатес. И сегодня многие законопослушные граждане готовы «отблагодарить» тех же сантехников или электриков за ликвидацию течи или восстановление проводки. А в многочисленных заведениях общепита щедрость клиентов даже приветствуется, хотя чаевые, в общем, суть одного  порядка. Кстати, многие студенты идут подрабатывать в кафе, бары и рестораны именно в расчёте на богатые подачки клиентов… Возможно это недоработка нашего образования. А с какого возраста надо начинать рассказывать о коррупции? В начальных классах, средних или в старших? Или в школе уже поздно, следует вести беседы уже в детских садах?

- Знаете, во всём и всегда важен принцип разумности, детей дошкольного возраста не нужно пичкать такой специфической информацией, а вот в принципе хорошо воспитывать нужно, прививая им хорошее, доброе, приобщая к труду, прививая уважение к результатам труда других людей, к старшим и, конечно, послушанию. Отсюда и послушание с уважением порядка и закона будет прививаться. Прежде всего,  в настоящее время, нужно вести работу с родителями и педагогами.

- А кто должен – и может – рассказывать детям о коррупции? Готовят ли к таким урокам учителей в Приморском крае, есть ли методики, образовательные курсы, литература?

- Безусловно, готовят. Педагоги проводят такую работу с обучающимися и родителями. Так, в прошлом году в крае шестьсот тридцать три (633) педагога прошли обучение по программам повышения квалификации для педагогических работников по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся. В рабочие программы курса «Право» в старших, десятых-одиннадцатых  классах и курса «Обществознания» в пятых-одиннадцатых классах  введены вопросы по формированию правовой культуры и антикоррупционного мировоззрения.

- Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд есть ли коррупционная составляющая в сфере образования? И если да, то что делается в крае для невозможности её проявления?

- Каждый из участников образовательного процесса оценивает ситуацию неоднозначно. Смотря что из нас каждый вкладывает в это понятие. Кто-то считает, что сбор средств на ремонт класса – это и есть коррупция и даже вымогательство из кошельков родителей, а для кого-то подарить букет цветов учителю – тоже элемент коррупции.

В настоящее время в школах края организовано проведение анкетирования о вопросах наличия коррупции в системе образования, результаты которого нам покажут определённый срез о наличии этой проблемы и её глубине.

Также в общеобразовательных организациях ведётся антикоррупционное воспитание обучающихся через организацию и проведение мероприятий, обеспечивающих развитие гражданской позиции детей и юношества, осознание себя как личности, имеющей определённые права и обязанности. В рамках программы правового воспитания проводятся классные часы «Права и обязанности», «Несу ответственность по закону», «Подростковая культура» и другие. В рамках реализации данной программы ведётся работа с родителями, педагогами.

Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения является использование потенциала воспитательной работы в общеобразовательной организации. Это, прежде всего, плановые классные часы по формированию правовой культуры, изучению законодательства Российской Федерации, а также встречи с сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры, представителями законодательной и исполнительной власти. Ведётся антикоррупционное просвещение работников через проведение совещаний с коллективом, соблюдение антикоррупционного  законодательства в сфере образования. Используется информация сотрудников правоохранительных органов о коррупционной обстановке в сфере образования. Проводится мониторинг коррупционных проявлений через изучение публикаций в СМИ, социальные опросы родителей с целью выявления коррупциогенных проявлений и оценки эффективности антикоррупционной работы.

Создаются памятки: «Это важно знать…»; «Взяткой может быть…». Проводятся выставки рисунков «Я и мои права…».

Для повышения методической грамотности педагогов, вопросы антикоррупционного воспитания школьников рассматриваются на школьных и районных методических объединениях учителей и заместителей директоров школ по воспитательной работе. В работе используют методические рекомендации «Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении» (письма Министерства образования и науки от 20.05.2013 № 08-585 «О формировании антикоррупционного мировоззрения учащихся» и от 03.08.2015 № 08-1189 «О методических рекомендациях по формированию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов»).

В рамках комплексных программ повышения квалификации для учителей-предметников предусмотрены темы по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся.

В общедоступных местах общеобразовательных организаций и на сайтах общеобразовательных организациях размещены  нормативные документы с целью ознакомления родителей с информацией о бесплатном образовании, социальных гарантиях прав ребёнка, правовая информация;  информация о порядке проведения государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ.

-  «Больная» тема подарков для учителей…  Где кончается подарок и начинается взятка? Не могут ли некоторые родители использовать псевдоантикоррупционную составляющую в корыстных целях?  

- Согласитесь, каждый должен понимать, что подарки разные бывают. Если это букет цветов ко Дню учителя в знак признательности за труд педагога и воспитание детей, то не думаю, что это нужно воспринимать как взятку или элемент коррупции…

-Да но сегодня и цветы могут стоить в размере месячного оклада…

- Вы правы, потому  хочется подчеркнуть, что нам надо уходить от подобных действий и ритуалов –  дарение цветов, конфет, сувениров… Педагоги, как и люди любых других профессий получают за свой труд официальное денежное вознаграждение – заработную плату. Ведь цветы, конфеты – они тоже денег стоят, порой немалых, как вы заметили, а это является бременем для родительского кошелька. Если это жест души – подарить цветы, пожалуйста. Это украшает нашу жизнь, нельзя же, согласитесь, все отношения переводить в обыденность. Но всё же, от сложившихся десятилетиями подобных ритуалов нужно уходить.

А вот что думают о коррупции юные приморцы?  Хотелось узнать мнение школьников на из краевого центра, а, что называется, из глубинки. Но просьба о беседе с ребятами, высказанная директору одной из сельских школ, после недельного обдумывания была отклонена. Пришлось составить разговор на эту тему с более информационно продвинутыми старшеклассники одной из школ краевого центра Приморья.

Десятиклассники из Технического лицея Владивостока оказались, как это и свойственно молодым, максималистами. Так, на вопрос, есть ли у них свой рецепт для избавления нашего общества от коррупционной заразы,  один из собеседников ответил, что для кардинального лечения необходимы радикальные меры: «Надо как Сталин поступал с врагами».

Приходилось ли моим собеседникам сталкиваться в своей пока ещё не полностью самостоятельной жизни с фактами коррупции? Как оказалось, да. Один из учеников 10 «В», Вадим,  рассказал о вымогательстве на дороге, с которым пришлось  столкнуться его родителям во время поездки. Дорожный инспектор нашёл какой-то пустяшный повод для задержки машины, который за определённый взнос стал абсолютно незначимым.

Любопытно, что при этом школьники полагали, что ответственность за взятку несёт только тот, кто  берёт подношение.

А может ли школа как-то повлиять на борьбу с коррупцией, поинтересовался у лицеистов. Наверное, может, признали ребята. «Для этого необходимы хорошие учителя, ведь многое зависит от его позиции», – ответил десятиклассник Глеб. Но больше пользы, по его мнению, поддержанному одноклассниками, принесёт ужесточение карательных мер. «Чтоб другим не повадно было», – умудрённо заметили школьники.

Юлия БЕРЕГОВАЯ   

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram