Аргументы Недели Владивосток → Образование № 39(530) от 6.10.16

Праздник родом из детства

, 04:35

 

Все мы родом из детства. Потому неслучайно один из любимых всеми праздников тот, что напоминает о поре наших первых шагов на пути постижения жизни – День учителя.  И, как пишет поэт Андрей Дементьев,  «… лучшее всё в нас от их усилий, Учителями славится Россия!»  Сегодня от их труда зависит так много, страна остро нуждается в хорошо образованных молодых людях, способных грамотно и творчески решать разнообразные вопросы, обеспечивающие успешное развитие нашего общества. В последние годы в Приморье многое сделано для того, чтобы образование стало качественно другим, учителя активно осваивают новые технологии и методики обучения, постоянно повышая свой профессиональный уровень. О том, какие задачи стоят перед учительским сообществом, в канун праздника нашему еженедельнику рассказала исполняющая обязанности  директора департамента образования и науки Приморского края Оксана Мартыненко.

- Оксана Олеговна, 5 октября, это ведь не только профессиональный праздник учителей, но и всех работников образования. А сколько их у нас в крае?

 - Сегодня в Приморье в системе образования трудится более двадцати трёх тысяч педагогических работников. Это и воспитатели детских садов, и учителя, и работники детских домов, учреждений профессионального и дополнительного образования. Многие из них неоднократно становились финалистами и победителями самых престижных Всероссийских конкурсов, являются инициаторами инновационных проектов. Если же говорить непосредственно об учителях, то в этом году свой профессиональный праздник встречают работники 494 школ.

- Развитие образования – задача общенациональной значимости. В нашем крае образование всегда находится в центре внимания, какие задачи предстоит решать в наступившем учебном году?

- Как известно, у нас есть государственная программа Приморского края «Развитие образования Приморского края» на 2013-2017 годы», которая является нашим основополагающим документом. И в этом учебном году мы продолжим работу, начатую ранее. Она включает несколько направлений. Это обеспечение доступности качественного образования. Это повышение качества и эффективности использования созданной материальной базы и совершенствование инфраструктуры образовательных организаций. Это создание универсальной безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по всем уровням образования. Также продолжим решать задачу создания объективной системы оценки качества образования, повышения эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций, социальных партнёров. Будем развивать деятельность инновационных площадок, системы  дополнительного образования, работу кружков, объединений технического творчества, робототехники. Наша постоянная забота – кадровый вопрос, привлечение молодых специалистов и их поддержка, а также повышение квалификации педагогов, причём, не только учителей, но и директоров школ, руководителей муниципальных систем образования. И создание единой системы непрерывного педагогического образования. Особого внимания требует  профобразование, вопросы подготовки в крае перспективных и востребованных на рынке труда специалистов, работа по профориентации школьников с использованием не только ресурсов школы, учреждений профессионального образования и семьи, но и промышленных предприятий, организаций, бизнеса, психологических центров, общественных организаций. И всё это при открытости образовательных организаций.

- «Я б рабочие пошёл, пусть меня научат…»?

- Именно так. Сегодня в крае реализуется комплекс мер по популяризации востребованных профессий: начиная от повышения квалификации работников образования в Приморском краевом институте развития образования  по профориентацинной работе с детьми и заканчивая ярмарками ученических и рабочих мест в муниципалитетах, организуемых совместно с департаментом труда и социального развития края.

Основное внимание уделяется профориентации школьников и содействию трудоустройству выпускников вузов и профессиональных образовательных учреждений. В этом году у нас прошли Единый день профориентации для школьников «Хочу учиться и работать в Приморье!», в котором приняли участие более тысячи ребят, и краевой профориентационный конкурс мультимедийных проектов среди студентов профессиональных образовательных учреждений и школьников девятых-одиннадцатых классов. Также были проведены краевой этап Всероссийской олимпиады профмастерства по специальности  «Гостиничный сервис» и краевая олимпиада профмастерства по специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте (по отраслям)». Большое внимание уделяется  развитию в партнёрстве с Агентством стратегических инициатив чемпионатного движения юниоров – JuniorSkills,  это программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве. JuniorSkills является частью движения «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia, а соревнования JuniorSkills – частью чемпионатов WorldSkills. В апреле этого года в Хабаровске прошёл полуфинал Национального  чемпионата «Молодые профессионалы», на который Приморье представляла команда в составе двадцати трёх студентов и двух школьников из Большого Камня, ребята соревновались в мобильной робототехнике.

 - Правительством поставлена задача создавать в субъектах Российской Федерации новые школьные места, как эта работа ведётся в Приморском крае?

- У нас действует подпрограмма «Содействие созданию в Приморском крае новых мест в общеобразовательных организациях». Она предусматривает перевод начальной школы в односменный режим – и уже по итогам этого, 2016 года семьдесят шесть процентов (76,3) учеников первых-четвёртых классов в крае будут посещать школу в первую смену. Также стоит задача обеспечить односменный режим обучения в десятых и одиннадцатых классах к 2020 году. К этому же сроку в крае необходимо создать двадцать три тысячи восемьсот двадцать (23 820) мест для учеников начальных классов, посещающих школу во вторую смену. В этих целях к 2020 году муниципальным образованиям предложено модернизировать существующую инфраструктуру общего образования, в том числе построить восемь новых школ, рассчитанных почти на шесть тысяч мест (5 810 – прим. ред.), оптимизировать загруженность школ.

- Сегодня много говорят об инклюзивном образовании, как обстоят дела с его развитием в Приморском крае, Оксана Олеговна?

- Обеспечение равного доступа к образованию для всех наших юных граждан с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей – одна из приоритетных задач развития системы образования Приморского края.

На сегодняшний день потребности нашего населения в устройстве детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата в коррекционные учреждения удовлетворяются полностью. Для этого у нас функционирует двадцать девять краевых государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, они входят в Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Но многие родители хотят обучать своих детей в обычной школе, дать им возможность больше общаться со сверстниками.

- И такая возможность есть. В муниципальных общеобразовательных организациях обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Кроме того, для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, обучение может быть организовано прямо на дому.

Ресурсным центром, созданным на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната в  Артёме, организовано дистанционное образование детей-инвалидов. Уникальное оборудование центра позволяет успешно осваивать школьную программу слабовидящим, незрячим, слабослышащим, детям с заболеваниями опорно-двигательной системы и другой инвалидностью из двадцати восьми городов и районов Приморского края.

С первого сентября этого года вступили в действие Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По вопросам введения новых образовательных госстандартов у нас на базе Приморского краевого Института развития образования проводятся семинары, курсы повышения квалификации, 384 учителей–предметников, воспитателей, руководителей специальных (коррекционных) организаций и общеобразовательных школ уже повысили свою квалификацию.

В целях соблюдения прав детей-инвалидов на получение образования между администрацией Приморского края и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации заключено Соглашение о предоставлении субсидии на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Приморскому краю уже предоставлены двадцать два (22, 09) миллиона рублей субсидии на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования условий для обучения детей-инвалидов. Из краевого бюджета выделено более миллиона (1167,2 – прим. ред.) рублей.

Также в этом году условия для получения детьми-инвалидами качественного образования будут созданы в девяти образовательных учреждениях: это обустройство архитектурной доступности, оснащение школ необходимым оборудованием, в том числе приобретение специального учебного, реабилитационного и компьютерного оборудования.

- Оксана Олеговна, наш край большой, вопрос транспортной доступности очень актуален для большинства школ. Как обстоят дела со школьными автобусами?

- Для своевременной замены школьных автобусов, не подлежащих эксплуатации по истечении предусмотренного законодательством максимально допустимого срока, в государственную программу «Развитие образования Приморского края» на 2013-2020 годы внесены изменения, предусматривающие финансирование  покупки транспортных средств для общеобразовательных организаций в 2016-2017 годах. В  2016 году на эти цели выделено двадцать пять миллионов рублей. Средства краевого бюджета предоставляются муниципальным образованиям на условиях софинансирования пятьдесят на пятьдесят:  пятьдесят процентов из краевого бюджета, вторые пятьдесят – из местного.

Субсидии на приобретение шестнадцати автобусов в размере семнадцати миллионов пятисот семидесяти трёх тысяч рублей  утверждены следующим муниципальным образованиям края: Уссурийский городской округ, Анучинский, Кавалеровский, Лазовский, Михайловский, Надеждинский, Ольгинский, Хасанский, Хорольский, Чугуевский и Шкотовский муниципальные районы.

Приказом департамента образования и науки Приморского края распределены средства на приобретение школьных автобусов следующим краевым государственным образовательным учреждениям:

- Приморскому специальному учебно-воспитательному учреждению для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением;

- Николаевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату;

- Находкинской Специальной (коррекционной) школе-интернату для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

Также Приморскому краю выделено два автобуса марки «КАВЗ», вместимостью 34 места каждый.

Актуальным вопросом на сегодняшний день остаётся оборудование школьных автобусов, приобретённых до 2012 года, системами диспетчерского контроля ГЛОНАСС, тахографами, а также создание пунктов диспетчерского контроля в муниципальных образованиях края. Полномочия по доставке школьников к месту учёбы и обратно в течение всего учебного года осуществляются органами местного самоуправления. В связи с чем финансирование расходов на установку приборов ГЛОНАСС и тахографов производится за счёт средств местных бюджетов.

- Приморское образование сильно традициями и людьми, преданными детям, своей профессии. Кого можно поставить в пример коллегам?

- В минувшем учебном году у нас в крае особое внимание было уделено созданию условий для реализации творческих возможностей педагогов. В апреле 2016 года в Приморье после пятилетнего перерыва состоялся региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России». Девять учителей из разных районов края претендовали на звание «Учитель года Приморского края-2016». По итогам конкурса первое место заняла Инна Владимировна Вологдина, учитель математики из третьей средней общеобразовательной школы Спасска-Дальнего.

Всего же в краевом этапе конкурса лучших учителей приняло участие тридцать пять человек из различных общеобразовательных, профессиональных организаций, а также вузов. По итогам экспертизы конкурсных документов в число лучших учителей России на соискание денежного вознаграждения в размере двухсот тысяч рублей вошли тринадцать учителей из восьми муниципалитетов края.

В 2015-2016 учебном году свыше восьмисот человек из числа работников системы образования стали участниками различных конкурсов профессионального мастерства, таких как «Педагогический дебют-2015», «Родительская премия «Любимый педагог», «За нравственный подвиг учителя 2016», «Стоп кадр - Учитель!», «Воспитание сердцем» и других.

- Как отметят свой профессиональный праздник учителя Приморья?

- Во всех образовательных организациях края, как и во всей стране, пятого октября пройдут торжества, посвящённые Дню учителя. В школах и вузах состоятся праздничные концерты, подготовленные учениками и студентами. Со сцены в адрес педагогов прозвучат слова благодарности и восхищения от учеников и их родителей.

Департаментом образования и науки Приморского края в связи с празднованием Дня учителя подготовлены приказы о награждении более трёхсот работников муниципальных и государственных образовательных организаций края Почётной грамотой и Благодарностью департамента образования и наук Приморского края.

- Благодарим, Оксана Олеговна, за исчерпывающие ответы. Позвольте поздравить в вашем лице всех работников образования с их профессиональным праздником и пожелать им неиссякаемого оптимизма, здоровья и удачи!

6 октября 2016

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram