Аргументы Недели Иркутск → Образование № 13(504) от 6.04.16

Как без потерь покинуть МГЛУ и не сесть на ИГЛУ обещаний?

, 08:40

Редакция газеты «Аргументы недели» провела экспертный совет по ситуации, которая сложилась в бывшем ИГЛУ, а ныне Евразийском лингвистическом институте Московского государственного лингвистического университета (ЕАЛИ МГЛУ), где 13 из 20 направлений подготовки не прошли государственную аккредитацию. Около сотни выпускников 2015 года до сих пор не получили дипломы государственного образца, а более 650 нынешних студентов будут вынуждены заканчивать обучение в других вузах без гарантий получения выбранной специальности.

В перспективе Прингарье и вовсе может лишиться лингвистического вуза, единственного на территории от Урала до Дальнего Востока. Почему так произошло и что теперь делать, обсуждали Татьяна Жданко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и лингводидактики; Елена Дикова, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела образовательных программ; Татьяна Шишмарева, кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных языков; Юлия Заграйская, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью; Анжела Казанцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и лингводидактики; Виктория Левандовская, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью, аспирант; студенты 4-го курса направления подготовки «Туризм» Роман Пегов и Влада Ерохина, магистранты 1 курса Екатерина Петрухина и Елизавета Елизова, мама студента Наталья Подпруг, бывший преподаватель вуза Александр Голованов и журналист Игорь Альтер — ведущий экспертного совета. Приглашение принять участие в открытом обсуждении направлялось и директору ЕАЛИ МГЛУ Татьяне Музычук, однако осталось без ответа. Очевидно, судьба студентов и преподавателей ее не интересует.

Приангарью больше не нужны педагоги?

На брифинге в конце марта директор ЕАЛИ МГЛУ Татьяна Музычук сообщила о нынешнем положении дел в вузе и его ближайших перспективах. «Вуз лингвистический. Он всегда был лингвистическим. И будет таким!» — заявила она, обозначив не прошедшие аккредитацию 13 (из 20) направлений подготовки института как «непрофильные». В их числе реклама и связи с общественностью, сервис и туризм, ОБЖ и целый ряд других специальностей, все с углубленным знанием языка.

Студенты «непрофильных» специальностей, а это почти 40% учащихся, будут переведены в другие вузы — ИГУ, БГУ, ИрНИТУ. Выступления несогласных с такой оценкой преподавателей, студентов и их родителей директор назвала «ведением подрывной деятельности против политики министерства образования».

В число «непрофильных» направлений попало и педагогическое, что вызвало бурную реакцию как студентов, так и преподавателей. «Преподаватели иностранных языков больше не нужны области? — задает риторический вопрос завкафедрой педагогики и лингводидактики Татьяна Жданко. — Изучение иностранного языка вводится в школах со второго класса, с 2022 года планируется введение государственной аттестации выпускников школ по иностранному языку. Такова политика федерального министерства образования, и разве сохранение направлений подготовки педагогов-лингвистов идет с ней вразрез? Ситуация плачевная уже сейчас: по официальным данным министерства образования Иркутской области, в школах региона не хватает 82 учителей английского языка, несколько десятков учителей немецкого и французского языков».

Впрочем, нужно отметить, что будущим педагогам-лингвистам повезло, если это слово уместно в сложившейся ситуации, по сравнению со студентами других неаккредитованных специальностей. Все педагогическое направление, а это 259 студентов всех курсов бакалавриата, переходит в пединститут Иркутского государственного университета. Беспокойство преподавателей и учащихся вызывает сохранение профилей образования. Будут ли в другом университете учить студентов по выбранным ими при поступлении программам? Рассматривается возможность перевода студентов под крыло ИГУ вместе с преподавателями. Однако, по словам Татьяны Жданко, четкого ответа на вопрос, найдется ли место преподавателям иняза в коллективе госуниверситета, который тоже переживает значительные преобразования, пока не получено. Это значит, что около 120 преподавателей с 1 сентября 2016 года могут остаться без работы.

«Московское руководство нас просто обмануло!»

Студентам других направлений подготовки, оставшихся без аккредитации, придется гораздо сложнее. Многие из них будут заканчивать образование и получать диплом не по той специальности, которую выбрали, поступая в вуз. Кроме того, студенты, получавшие подготовку в рамках дополнительного образования и планировавшие выпуститься из института, владея двумя специальностями, получат только один диплом.

«У нас были совершенно уникальные программы дополнительного образования, например, по подготовке специалистов в области гостиничного дела с глубоким знанием иностранного языка, которые позволяли студентам получать фактически две специальности, два диплома за период обучения на дневном отделении института, — рассказывает доцент кафедры восточных языков Татьяна Шишмарева. — На дополнительном образовании у нас было полторы тысячи студентов, но все программы закрылись, когда мы стали филиалом московского вуза».

Фактически речь идет не только о том, что студенты иняза потеряли возможность получать дополнительное образование, но и о лишении института возможности получать собственный доход. До начала всех злоключений ИГЛУ зарабатывал порядка 38 млн рублей в год. Сейчас на счетах института, где еще два года назад было 303 млн рублей, практически пусто. Программы дополнительного образования закрыты, количество студентов коммерческого набора сократилось, поскольку московское руководство не разрешило сохранить ни существовавшую стоимость обучения, ни порядок оплаты помесячно, что было важно для студентов и их родителей.

«После однозначного приказа из Москвы оплачивать обучение по семестрам стало понятно, что для нашей семьи это неподъемные условия, — рассказывает Наталья Подпругина. — Нас успокаивали, предлагали написать заявление с просьбой об отсрочке платежа с указанием обстоятельств, что мы и сделали. Тем более что у нас есть возможность оплатить образование из материнского капитала, для этого нужно было только дождаться получения вузом лицензии. Но прошло полтора года, лицензии нет, наш долг за обучение на сегодняшний день превысил 170 тыс. рублей, и теперь нам предлагают либо оплатить все немедленно, либо отчисляться».

Отдельный вопрос — судьба ста выпускников 2015 года, оставшихся без обещанных дипломов.

«Мы получили московские дипломы установленного вузом образца, но это не те государственные дипломы, которые нам обещали, — рассказывает магистрант 1 курса Екатерина Петрухина. — В конце июня, уже после сдачи всех экзаменов и прохождения аттестации, нам сообщили, что наше направление подготовки — менеджмент — как и ряд других, находится в процессе аккредитации, и руководство вуза не видит иного выхода, кроме выдачи дипломов собственного образца. При этом нам выдали гарантийные письма за подписью Ирины Халеевой, на тот момент ректора МГЛУ, о том, что после аккредитации нашего направления нам будут выданы государственные дипломы МГЛУ. Однако в конце июля мы получили ответ от федерального министерства образования, в котором было сказано, что никаких заявлений на аккредитацию наших направлений на данный момент не подано. Нас просто обманули! Выдавая нам гарантийные письма, руководство МГЛУ знало, что обещанных дипломов мы не получим».

По закону, получив образование и пройдя аттестацию по неаккредитованным направлениям подготовки, обманутые выпускники могут обратиться в другой вуз с просьбой бесплатно пройти повторную аттестацию и получить дипломы. Понятно, что не все готовы экзаменоваться повторно, многие просто махнули рукой.

Все надежды на губернатора

Передача ИГЛУ в состав московского университета стала роковой ошибкой, мало кто из специалистов сферы образования нынче считает иначе. Надежды на новое будущее разбились о сегодняшнюю реальность: МГЛУ обещал преподавателям и студентам иркутского иняза развитие, но, как отмечают преподаватели института, практически ни одно обещание московского руководства не было выполнено. Результат передачи вуза: на сегодняшний день в стенах института остаются только около тысячи студентов — в три раза меньше, чем числилось еще два года назад.

«Я представляю аккредитованную и очень популярную кафедру, но выступила вместе с кафедрами неаккредитованных специальностей, потому что понимаю, что ждет вуз в недалеком будущем при сохранении такой политики, — говорит Татьяна Шишмарева. — Одна лингвистика востребована не будет, мы не сможем набирать плановое количество студентов, а невыполнение государственного задания по набору влечет за собой отзыв лицензии. Наш иняз просто перестанет существовать».

Версии по поводу причин сложившейся ситуации высказываются разные. Эксперты сходятся в одном: совокупность событий, ведущих к закрытию иркутского иняза в недалекой перспективе, — не просто совпадение. Признание вуза неэффективным, передача в качестве филиала московскому университету при полном молчании областных властей, стремление нового руководства заменить собственные программы и учебные планы иняза московскими, структура которых, как выяснилось, не соответствует существующим требованиям, повлекло за собой отказ в аккредитации большинства направлений подготовки. Все это, наряду со спорными действиями руководителей института, вызывает массу вопросов и толков.

«Сейчас у вуза уже второй директор, не имеющий никакого опыта руководства. И думаю, это неслучайно, — отмечает журналист, в прошлом преподаватель ИГЛУ Александр Голованов. — Тактика очевидна: не нужно сразу закрывать неугодный вуз. Нужно поставить во главе человека, неспособного справиться с задачами по руководству таким учебным заведением, и этого будет достаточно. Все развалится само».

Нынешний директор Татьяна Музычук представляется многим слишком лояльной БГУ, где работала прежде. С этим преподаватели и студенты связывают предпринятую руководством института попытку перевода студентов в Байкальский университет в ультимативном порядке. Звучат предположения, что провал аттестации был необходим для того, чтобы появилась возможность такого перевода. Впрочем, все это только версии, как и слухи о том, что здания иняза давно привлекают инвесторов в качестве площадей для размещения торговых и развлекательных объектов в самом центре города.

Преподаватели института создали инициативную группу — пишут письма, стучатся во все двери, ищут помощи у депутатов и, конечно, надеются на вмешательство областного правительства. Здесь не могут забыть равнодушие прежних властей, не предпринявших ни малейшей попытки сохранить институт. Хотя было совершенно ясно: в том, что происходило с инязом в течение последних трех лет, было немало нарушений федерального законодательства.

Позицию нынешнего руководства региона на встрече с преподавателями института обозначил первый заместитель губернатора Виктор Игнатенко, отметивший, что с точки зрения «интересов дела» будет лучше, если университет в качестве структурного подразделения войдет в состав ИГУ. Ранее министерством образования Иркутской области было подготовлено соответствующее ходатайство в адрес министерства образования Российской Федерации.

Такую перспективу большинство преподавателей института считает оптимальной для сохранения лингвистического образования в Сибири, того же мнения придерживаются и студенты, которые хотели бы закончить образование в классическом университете. Однако, какие конкретно действия будут для этого предприняты, пока неясно. Вопрос должен решаться на федеральном уровне, а для этого требуется непосредственное участие губернатора, на которого преподаватели института возлагают все надежды.


P.S. Буквально на следующий день после проведения экспертного совета вышел приказ о снижении преподавателям заработной платы на 20% за счет ликвидации стимулирующих надбавок. С 11 апреля порядка 750 студентов, чьи специальности не прошли аккредитацию, официально выходят на учебу в другие вузы, а вопрос с преподавателями остается открытым, ибо на диалог с ними руководство не идет.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram